Елена Макарова
Пример совместной образовательной деятельности родителей и ребенка в период самоизоляции. Советы от педагога-психолога ДОУ
Самоизоляция в связи с пандемией поставила многих родителей в затруднительное положение, никто не был готов к вынужденному длительному взаимодействию между членами семьи в ограниченном пространстве. Семьям иногда приходится снова узнавать друг друга, где-то притираться и подстраиваться. Кроме того, родители вынуждены в авральном режиме ежедневно и ежечасно придумывать что-то, чтобы дети были при деле, чтобы не проводили бесконечное время перед гаджетами, чтобы их развитие и обучение были эффективными, чтобы стресс от новых условий минимально сказался на здоровье ребенка. Несмотря на обилие интернет-подсказок и советчиков порой очень сложно подобрать для ребенка то задание или игру, которая будет отвечать его образовательным потребностям, что уж говорить о родителях, которые далеки от педагогики и ее методик. Каждый работает по своей специальности и тем приносит пользу обществу, и это правильно. Но со своей стороны я постаралась облегчить педагогические муки родителей и скрасить совместное времяпрепровождение с детьми посредством конспектов по сказкам Панфиловой Марины Александровны "Лесная школа".
Публикация «Пример совместной образовательной деятельности родителей и ребенка в период самоизоляции, Советы от педагога-психолога ДОУ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Сидим дома с пользой!
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2022
В конспект входит одна из сказок, вопросы для беседы о прочитанном и несколько интересных заданий на развитие внимания, воображения, мышления, памяти и т. д. Формат конспекта удобен тем, что его можно распечатать, а можно использовать напрямую с планшета или ноутбука, из специальных средств для выполнения заданий требуются только карандаши и пара тетрадных листков.
СКАЗКИ О ШКОЛЬНЫХ КОНФЛИКТАХ
Эти сказки используются в психотерапевтической и коррекционной работе с детьми с проявлениями проблемного поведения (агрессивность, лживость, демонстративность и тд). В отличие от предыдущих блоков сказок здесь не прослеживается жесткая сюжетная связь, то есть «конфликтные» сказки автономны. Поэтому их можно использовать отдельно друг от друга. [/b]
Спорщик
У Мышонка появилась привычка спорить по любому поводу. Все перемены он проводил в горячих спорах со своими друзьями.
— Мышонок, ты зачем со всеми споришь? — спросил его Зайчонок.
— Я не спорю, а веду дискуссию, — важно ответил Мышонок.
— Дискуссия — это немного другое, — улыбаясь, объяснил учитель Еж. — Во-первых, каждый участник дискуссии уважает собеседника, дает ему возможность высказаться.
— А ты, Мышонок, нас постоянно перебиваешь, — вмешался Волчонок.
— Во-вторых, — продолжил учитель, — в дискуссии необходимо приводить факты, которые подтверждают твою точку зрения.
— Зачем мне эти факты, если я и так знаю, что прав, а мнение других отрицаю! — уверенно заявил Мышонок.
— Мне наш Мышонок напоминает знакомого лесного гнома, — вспомнил Зайчонок.
— Какого еще гнома? — недовольно спросил Мышонок.
Зайчонок рассказал такую историю.
Рядом с моим домом, в дупле старого дуба, живут два гнома-близнеца. Одного гнома зовут Удивлялка. Он очень забавный, с блестящими круглыми глазками, с приветливым лицом и всегда приоткрытым ротиком.
Весь мир его радует и удивляет. Деревья, грибы и цветы любят рассказывать ему свои секреты.
— Ух-ты! И такое бывает! — удивляется гном.
Его брат совсем на него не похож: у него маленький ротик и сощуренные глазки. Он большой любитель спорить и все отрицать. Его так и зовут — Отрицалкой. Он считает, что все на свете знает: вряд ли существуют в мире какие-то загадки.
Когда Удивлялка делился своими впечатлениями с братом, то в ответ слышал:
— Подумаешь, я это давно все знал!
Жители леса обходят стороной Отрицалку, с ним очень трудно общаться. Слушать он не умеет, да и сам мало чего рассказывает. А если кто за советом к нему пожалует, то Отрицалка ему говорит:
— Что же ты такую ерунду не знаешь, что ли?
Пристыдит, а ничем не поможет, ничего не посоветует.
Легко и свободно живется Удивлялке. Он уже взрослый гном, но выглядит юным, как ребенок. У него много друзей и увлечений.
Трудно живется его брату-близнецу. От постоянного брюзжания его лицо быстро сморщилось и состарилось, а друзей у него совсем нет.
— А я встречала его в лесу! — воскликнула Белочка. — Он похож на сморщенный сушеный гриб!
— Да, — подтвердил учитель. — Живут эти гномы у нас в лесу, только сейчас и братьями их никто не называет, уж очень они разными стали. А для тебя, Мышонок, это хороший пример.
— А как бы мне научиться дегустировать, ой нет, дискуссировать? — смутился Мышонок.
— Хорошо! Поупражняемся все вместе! — обещал Учитель.
После прочтения сказки побеседуйте с ребенком о прочитанном. Задайте следующие вопросы:
1. Какая вредная привычка появилась у Мышонка?
2. Правильно ли вел дискуссию Мышонок? Какие правила есть в дискуссии?
3. Почему гнома Удивлялку все животные и растения любят, а Отрицалку нет?
4. Кому из гномов тяжело живется, а кому легко? Почему?
5. Что лучше спорить или вести дискуссию? Попроси взрослых потренироваться в дискуссии.
(После этой сказки можно провести какую-либо дискуссию, например: «Какие игры лучше?», «Какие книги интереснее читать?» и т.
Задание от Зайчонка.
Посмотри, подумай и определи какая фигура должна быть в пустой клеточке.
Задание от Кошечки.
Отгадай ребус-головоломку от Кошечки. Она все время решает и придумывает разные замысловатые ребусы. А справишься ли ты с ними? (необходимо расставить буквы в заданном порядке в соответствии с геометрической фигурой).
Задание от Лисенка.
Чтобы выйти из леса, лисенку надо пройти через волшебную поляну. А идти надо так, чтобы чередовались ГРИБ-ЦВЕТОК-ЯГОДА-ГРИБ-ЦВЕТОК-ЯГОДА и так далее.
Задание от Мышонка.
Девять носков и все разные! Хотя одна пара все-таки есть. Помоги Мышонку и его братишкам найти носочную пару. (какие номера носков подходят друг к другу)
На фото представлены варианты выполнения детьми заданий, данных в этом конспекте, а также других конспектов, которые были разработаны в период самоизоляции. Методические разработки мероприятий для совместной деятельности родителей и детей в период самоизоляции высылались в общий групповой чат (мессенджер WhatsApp). Родители в личных сообщениях давали обратную связь о том, что понравилось, что было интересно, что полезно, какие проблемы возникли в процессе выполнения. (Например: "Большая просьба дать обратную связь о выполнении заданий, можно воспитателю в чат, или мне лично о том, что понравилось и что было полезным. По возможности и желанию можно распечатывать задания и раскрашивать. Выполнение данного мероприятия носит рекомендательный характер и не является строго обязательным. Совместная деятельность с ребенком должна приносить радость и удовольствие в первую очередь, должна заинтересовывать. Спасибо за внимание").