Щекутеева Валентина Васильевна
Консультация для родителей «Воспитание чувства ответственности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
«Воспитание чувства ответственности у детей»
Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, а также и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать взрослым. Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных обязанностей для детей. На самом деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Наоборот, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В итоге ребенок будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.
Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.
С чего начать воспитание ответственности в своих детях?
Нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных «заданий». При этом нужно четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.
Взрослым нужно научиться проявлять заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют. Но как понять, что дети думают и чувствуют?
Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача – прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.
Если ребенок приходит из детского сада хмурый, не отвечает на вопросы – ясно, что у него какие-то неприятности.
И родители должны понимать, что нельзя делать ему замечания, которые вызывают у него досаду, нежелание общаться с вами.
Родители должны показать, что понимают его, говоря:
- Наверное, у тебя какие-то неприятности.
- У тебя был трудный день.
- Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.
Такие утверждения лучше, чем вопросы типа: «Что с тобой? Что случилось?» Вопросы – это признак любопытства, утверждения – признак сочувствия.
Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности.
Важный шаг в воспитание ответственности – завоевать доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у вас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком.
Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.
Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.
Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство ненависти.
Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.
Используя эти принципы и приёмы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребёнка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости».
Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.
Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, – тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность. Важно предоставлять ребенку возможность только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом.
Можно выделить три уровня ответственности.
На первом уровне ребёнок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-либо работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии.
На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее на данном уровне контроль необходим.
Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет свою работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень и есть цель наших усилий.
Также нужно дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.