Приложение МААМ

Консультация для родителей «Воспитание чувства ответственности у детей»

Щекутеева Валентина Васильевна
Консультация для родителей «Воспитание чувства ответственности у детей»
▼ Скачать + Заказать документы

«Воспитание чувства ответственности у детей»

Ответственность – прекрасное качество, наличие которого значительно облегчает жизнь и самому ребенку, а также и его родителям. Сложность в том, что оно не передается на генетическом уровне. Ответственность придется воспитывать взрослым. Все родители мечтают приучить своих детей нести ответственность за свои слова и поступки. Во многих семьях полагают, что решение проблемы – в установлении постоянных обязанностей для детей. На самом деле такие обязанности, являясь важными в домашней обстановке, все же могут не повлиять на формирование у ребенка чувства ответственности. Наоборот, в некоторых семьях принуждение к выполнению этих обязанностей приводит к постоянным ссорам, которые плохо отражаются и на детях, и на родителях. В итоге ребенок будет слушаться, но неизвестно, как принуждение повлияет на формирование характера.

Чувство ответственности нельзя навязать, оно должно проявиться «изнутри», на основе ценностной ориентации, полученной дома, а также вне семьи.

С чего начать воспитание ответственности в своих детях?

Нужно составить такую программу, которая будет комбинацией долгосрочных и краткосрочных «заданий». При этом нужно четко представлять себе, что многое зависит от наших отношений с детьми и что проявления различных черт характера детям нужно не описывать, а демонстрировать.

Взрослым нужно научиться проявлять заинтересованность в том, что дети думают и чувствуют. Но как понять, что дети думают и чувствуют?

Они сами дают нам ключ к пониманию этого. Их чувства отражены в словах и в интонациях, в жестах и позах. А наша задача – прислушиваться, всматриваться, чутко реагировать.

Если ребенок приходит из детского сада хмурый, не отвечает на вопросы – ясно, что у него какие-то неприятности.

И родители должны понимать, что нельзя делать ему замечания, которые вызывают у него досаду, нежелание общаться с вами.

Родители должны показать, что понимают его, говоря:

- Наверное, у тебя какие-то неприятности.

- У тебя был трудный день.

- Наверное, ты с кем-нибудь поссорился.

Такие утверждения лучше, чем вопросы типа: «Что с тобой? Что случилось?» Вопросы – это признак любопытства, утверждения – признак сочувствия.

Естественно, что ребенок познает лишь те чувства, которые переживает, испытывает сам. Если только критиковать его, он никогда не научится ответственности.

Важный шаг в воспитание ответственности – завоевать доверие ребенка. Это задача трудная, но осуществить ее вполне возможно. Нужно, чтобы у вас появились (если их нет) близкие отношения с ребёнком.

Подготовить почву для перемен в характере ребенка к лучшему можно при помощи следующего.

Чутко слушать ребенка. Дети испытывают разочарование и досаду, если видят, что родителей не интересуют их мысли и чувства. Если родители слушают ребенка внимательно, это пробуждает у него чувство уверенности в себе. Значит, он будет увереннее оценивать происходящие события, поступки людей.

Родители должны сознательно избегать таких выражений и замечаний, которые вызывают у ребенка чувство ненависти.

Если родители внимательно выслушивают ребенка, воздерживаются от язвительных замечаний и выражают свои чувства и требования, не задевая детской гордости, в душе ребенка начинают складываться иные основы поведения. Атмосфера сочувствия приближает ребенка к родителям. Он замечает их искренность, такт, внимание и, в свою очередь, подражает им. Такая перемена совершится не сразу, но в конце концов усилия родителей будут вознаграждены.

Используя эти принципы и приёмы, родители добьются пробуждения чувства ответственности у своих детей. Но одного личного примера недостаточно. Чувство ответственности развивается и крепнет лишь на основе жизненного опыта самого ребёнка, становясь важной чертой его характера. Значит, необходимо определить меру чувства ответственности детей в зависимости от их «зрелости».

Чувство ответственности не является врожденным. Нельзя также приобрести его автоматически в некотором определенном возрасте. Ответственность за свои слова и поступки порождается долголетней практикой. И эта практика должна быть ежедневной.

Воспитывать чувство ответственности у детей можно с самого раннего возраста. Для этого необходимо предоставить ребёнку право голоса, а в делах, которые имеют для него наибольшую значимость, и право выбора. Есть вопросы, которые ребенок может решать сам, – тут он должен иметь право выбора. Но в вопросах, касающихся благополучия ребенка, он имеет лишь право голоса, но не выбора. Мы делаем выбор за него, в то же время, помогая ему принять эту неизбежность. Важно предоставлять ребенку возможность только в том случае, когда мы сами готовы согласиться с его отказом.

Можно выделить три уровня ответственности.

На первом уровне ребёнок выступает в качестве помощника, помогая взрослому выполнять какую-либо работу. При этом он учится тому, как эту работу нужно выполнять. Если дело для ребенка является новым, он нуждается в нашей поддержке и присутствии.

На втором уровне ребенок нуждается в напоминании и контроле, хотя он знает все необходимые для выполнения задания действия. Тем не менее на данном уровне контроль необходим.

Третий уровень ответственности – самостоятельность. Ребенок не только сам выполняет свою работу с удовлетворительным результатом, но и больше не нуждается в напоминании. Переход на этот уровень и есть цель наших усилий.

Также нужно дать ребенку понять, что он как личность существует обособленно от своих родителей и сам несет ответственность за свои удачи и неудачи. Когда ребенку дают возможность выразить себя как личность с собственными потребностями и целями, он начинает осознавать чувство ответственности за свои поступки.

Публикации по теме:

Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта»Консультация для родителей «Экологическое воспитание — это воспитание нравственности, духовности и интеллекта» Консультация для родителей. В нашей стране формировалась общая Концепция непрерывного экологического образования, начальным звеном которой.

Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма»Консультация для родителей «Детские игры на развитие чувства ритма» Консультация для родителей "Детские игры на развитие чувства ритма" Вся наша жизнь — это ритм. Развитие чувства ритма помогает улучшить.

Консультация для родителей и педагогов «Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста» Консультация для родителей и педагогов "Роль шумового оркестра в развитии чувства ритма у детей дошкольного возраста ". Здравствуйте, уважаемые.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Консультация для родителей «Воспитание чувства ответственности у детей»
Опубликовано: 23 декабря 2024 в 12:21
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для родителей «Воспитание чувства ответственности у детей»» (включая файлы) размещена пользователем Щекутеева Валентина Васильевна (УИ 3513862) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД