Антонина Чиркова
Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ
В России зафиксировано увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). О росте свидетельствует статистика Росстата: если в 2015 году по направлениям дополнительных общеобразовательных программ обучалось 15 тысяч детей с ОВЗ, то в 2023 году - 1,5 миллиона, что составляет 7% от общего числа детей в стране. Категория детей с ОВЗ очень разнообразна, в нее включают детей с нарушениями зрения, слуха, речи, патологии опорно-двигательного аппарата, умственная отсталость, задержкой психического развития и т. п. Для таких ребят необходимы специальные условия воспитания и обучения.
Публикация «Применение здоровьесберегающих технологий в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
Первой и наиболее важной ступенью образования является дошкольного образование, т. к. дошкольный возраст считается сензитивным периодом для развития и коррекции. Таким образом, перед педагогами дошкольного образования стоит важная задача поиска и внедрения инновационных, наиболее эффективных форм и приёмов профилактики и коррекции здоровья детей в условиях дошкольного образовательного учреждения.
В настоящее время динамично развиваются и очень востребованы нейропсихологические методы работы с детьми направленные на развитие межполушарного взаимодействия.
По мнению нейрофизиологов и кинезиологов (Бехтерева Н. П., Бернштейн Н. А., Кэндел Э. Р., Хаксли Э. Ф., Дж. Шейфера и др., неспособность правого и левого полушарий к полноценному взаимодействию – одна из причин нарушения функции обучения. Только взаимосвязанная работа двух полушарий мозга обеспечивает нормальную работу всех психических процессов.
Одним из наиболее современных, результативных и безопасных методов является - кинезиологический метод.
Кинезиология – наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения. Эти упражнения позволяют создать новые нейронные связи и улучшить межполушарное взаимодействие, которое является основой развития.
Научные исследования докторов Пола И. Деннисона и Гейла Деннисона (создателей программы «Гимнастика Мозга») выявили, что определенные физические движения оказывают положительное влияние на развитие интеллекта и здоровья человека.
Кинезиология относится к здоровьесберегающей технологии, с помощью которой в организме наступают положительные структурные изменения: повышается работоспособность, совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы улучшается мыслительная деятельность, синхронизируется работа полушарий головного мозга, способствуют раскрытию талантов и способностей, восстанавливается речевая функция, повышается иммунная система, улучшается память, внимание, мышление. Более того, кинезиологические упражнения, помогают выявлять скрытые способности детей и значительно расширяют границы деятельности и возможностей головного мозга.
Их эффективность доказана наукой и практикой в решение задач профилактики и преодоления отставаний в развитии детей дошкольного возраста. Работая в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР, мы используем комплексы кинезиологических упражнений. Опыт применения данных упражнений показывал высокую эффективность в речевом развитии детей.
Для результативности работы необходимо соблюдение следующих условий:
1. Кинезиологическая гимнастика проводятся ежедневно, длительностью 5-7 мин. ;
2. Гимнастика проводится систематично, без пропусков;
3. Упражнения проводятся по специальным комплексам, длительностью 2-е недели;
4. Занятия должны проводиться в эмоционально комфортной, доброжелательной обстановке, под спокойную музыку.
5. От детей требуется точное выполнение движений и приемов.
Методы и приёмы включающиеся в комплекс:
1. Массаж (самомассаж) - воздействует на биологически активные точки. Особенно эффективным является массаж (самомассаж) кистей, пальцев рук и ушных раковин.
Пример: использование Су – Джок тренажёра – это высокоэффективный, универсальный, доступный и абсолютно безопасный метод оздоровления путем воздействия на активные точки, расположенные на кистях и стопах, специальными массажными шарами.
Упражнение «Веселый счет»
«Ежика» в руки нужно взять, (берем массажный мячик)
Чтоб иголки посчитать. (катаем между ладошек)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками одной руки нажимаем на «шипики»)
Начинаем счет опять. (перекладываем мячик в другую руку)
Раз, два, три, четыре, пять! (пальчиками другой руки нажимаем на «шипики»)
2. Растяжки - нормализуют гипертонус и гипотонус мышц. Оптимизация мышечного тонуса является одной из самых важным задач нейропсихологической коррекции.
Пример: упражнение «Дерево»
И. п. –сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками. Представьте, что вы - семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
3. Дыхательные упражнения - улучшают ритмику организма, развивают у ребёнка самоконтроль и произвольность.
Пример: упражнение «Свеча»
И. п. – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
4. Упражнения на развитие мелкой моторики - стимулируют речевые зоны коры головного мозга, развивают слухомоторную координацию.
Пример: упражнение «Симметричные рисунки»
Рисовать в воздухе (на листе бумаги) обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время "рисования" на свою руку).
5. Глазодвигательные упражнения - позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, повышают энергетизацию организма.
Пример: упражнение «Глаз – путешественник»
Развесить в разных углах и по стенам различные рисунки игрушек, животных и т. д. И. п. – стоя. Не поворачивая головы найти глазами тот или иной предмет, названный педагогом.
6. Телесные движения - развивают межполушарное взаимодействие, снимают мышечные зажимы. Происходит «чувствование» ребёнком своего тела, что способствует обогащению дифференциации сенсорной информации.
Пример: упражнение «Капитан»
И. п. - стоя. Одна рука приложена козырьком к бровям, а вторая рука показывает знак "класс". Меняем руки местами. Через несколько занятий, это упражнение можно усложнить, добавив хлопок между сменой рук.
7. Упражнения на релаксацию - способствуют расслаблению, снятию физического, психологического и интеллектуального напряжения, а так же формированию эмоционального благополучия и укреплению нервной системы ребёнка.
Пример: упражнение “Ковер-самолет”
И. п. - лежа на спине, глаза закрыть, при этом играет спокойная музыка. Мы ложимся на волшебный ковер-самолет. Он медленно поднимается, несет нас по небу, тихонечко покачивает. Ветерок нежно обдувает у, все отдыхают… Далеко внизу проплывают дома, леса, реки… Плавно ковер-самолет начинает снижение и приземляется в нашей группе (пауза… Потягиваемся, делаем глубокий вдох и выдох, открываем глаза, медленно и аккуратно садимся.
Таким образом, использование кинезиологических упражнений, способствует созданию базы для успешной гармонизации ребенка и преодоления имеющихся нарушений, даёт возможность получить стабильный положительный результат в коррекционно-развивающей работе.
Список литературы:
1. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.
2. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми: Логопед, №1, 2010г.
3. Картухина, Г. Н. Организация развивающего пространства в условиях интегрированного воспитания детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья // Методист. – 2008.
4. Кравченко Л. Как развивать у детей межполушарное взаимодействие//Справочник педагога-психолога. Детский сад. – 2019. - №6.
5. Семенович А. В. «Нейропсихологическая коррекция в детском возрасте. Метод замещающего онтогенеза: Учебное пособие. М. : Генезис, 2007.
6. Сиротюк А. Л. Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М. : ТЦ Сфера, 2001.
7. Шанина Г. Е. Упражнения специального кинезиологического комплекса для восстановления межполушарного взаимодействия у детей и подростков: Учебное пособие. —М., 1999.
8. Шутько Е. В. Образование детей с ограниченными возможностями: инновационные модели и технологии. - Екатеринбург, ГАОУ ДПО СО «Институт развития образования», 2014.