Ольга Гладкая
Применение технологии ТРИЗ в образовательном процессе. Кольца Луллия
▼ Скачать + Заказать документы
Применение технологии ТРИЗ в образовательном процессе. Кольца Луллия
Учитель-логопед Гладкая Ольга Анатольевна
Дошкольный возраст уникален, поскольку как сформируется ребёнок, такова будет его жизнь. Именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребёнка.
Практика показала, что с помощью традиционных форм работы с дошкольниками нельзя в полной мере решить эту проблему. Необходимо применение новых форм, методов и технологий.
Публикация «Применение технологии ТРИЗ в образовательном процессе, Кольца Луллия» размещена в разделах
Одной из эффективных педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ - Теория решения изобретательских задач. Использование элементов современной образовательной технологии ТРИЗ в коррекционной логопедической работе детского сада способствует развитию познавательной деятельности, творческого мышления, воображения, поисковой активности, стремления к новизне, исправлению речевых недостатков.
В арсенале технологии ТРИЗ существует множество методов, которые хорошо зарекомендовали себя в работе с детьми дошкольного возраста.
Из всего многообразия меня заинтересовало пособие «кольца Луллия», т. к. оно универсальное дидактическое средство, которое формирует мыслительные процессы у детей. Оно вносит элемент игры в занятия, помогают поддерживать интерес к изучаемому материалу.
Пособие представляет собой несколько деревянных кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). Для удобства работы и долговечности пособие лучше делать из фанеры.
В верхней части стержня устанавливается стрелка-окошко. Круги подвижны. Все они разделены на одинаковое количество секторов.
В своей практике с ребятами старшего дошкольного возраста я начала использовать пособие с 3-мя, 4-мя кругами по 6, 8 секторов на каждом со сменными картинками, что позволяет мне использовать одну и ту же основу для разных игр. Картинки крепятся на липучки, при этом они не падают при вращении
Технология работы с пособием заключается в том, что ребенок, раскручивая кольца, объясняет сочетание картинок, которые попадают под стрелку-окошко
Я уже работаю с ним почти 2 года и хочу отметить универсальность игрового пособия в том, что можно получить разнообразные варианты игр. В ходе чего разработала картотеку игр, которые могут использовать воспитатели, например, при артикуляционной гимнастике «Непослушный язычок», «Прочитай-ка», игры на грамматику, автоматизацию, дифференциацию звуков в речи и другие. С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.
Д/и «Непослушный язычок»
Цель: выработка правильных, полноценных движений и определенных положений органов артикуляции, необходимых для правильного произношения звуков.
1 круг (большой) – картинки – названия артикуляционных упражнений (грибок, сердитая кошка, иголочка, орешек, часики, чашечка, блинчики, забор).
2 круг (малый) – фото артикуляционного уклада.
Ход игры:
Ребенок крутит большой круг. В окошке появляется первая картинка. Учитель-логопед дает задание соотнести данную картинку с соответствующим фото малого круга. Затем просит выполнить упражнение перед зеркалом.
Д/и «Прочитай-ка»
Цель: формирование навыка правильного осознанного чтения.
Задачи:
• формировать умение делить слова на слоги;
• совершенствовать навык анализа и синтеза.
1 круг – картинки (панама, машина, бананы, кабина, кубики, батоны).
2 круг – слоги (па, ма, ка, ба, ку, зи).
3 круг – слоги (на, ши, би, то, си, ов).
4 круг – слоги (ма, на, ух, ки, ны).
Ход игры:
Ребенок крутит первый (большой) круг. В окошке появляется картинка. Учитель-Логопед просит назвать слово и разделить его на слоги. Далее ребенок проговаривает 1 слог и ищет его на втором круге. Так же с остальными слогами и кругами. Затем читает слово по слогам полностью.
Д/и «Прочитай-ка»
Цель: закрепление навыка правильного осознанного чтения.
1 круг (большой)– слоги (ки, ка, на, он, нам, та, ук, ни).
2 круг (средний) – слоги (ма, ут, ми, пи, ту, но, па, по).
3 круг (малый) – картинки (туман, нота, паук, пони, маки, утка, мина, пион).
Ход игры:
Ребенок крутит первый (большой) круг. Учитель-логопед предлагает ему прочитать слог в окошке. Затем найти слог со среднего круга, чтобы получилось слово. Далее ребенку необходимо найти картинку получившегося слова.
Д/и «Звук Р»
Цель: автоматизация звука Р в словах.
Задачи:
• формировать умение делить слова на слоги;
• формировать умение определять ударный слог;
• совершенствовать умение определять место звука в слове.
1 круг – слоги (сы, рас, ры, ку, ша, ру);
2 круг – картинки, в названии которых есть звук Р (сыровар, рупор, шар, кукуруза, рыбок, раскраска);
3 круг – схемы места звука в слове;
4 круг - схемы слов, разделенных по слогам, с определенным ударным слогом.
Ход игры:
Ребенок крутит первый (большой) круг. Учитель-логопед предлагает ему прочитать слог в окошке. Затем на 2 круге найти картинку, которая начинается на этот слог. Подобрать схему место звука Р в слове. Далее определить сколько слогов в слове, найти ударный слог и соотнести со схемой на 4 круге.
Д/и «Звуки С-Ш»
Цель: Дифференциация звуков С-Ш в словосочетании, закрепление использования предлогов в речи.
1 круг (большой) - картинки, в названии которых есть звук С (капуста, сумка, ананас, носок, кактус, бусы, сушки, пустышка).
2 круг (средний) – схемы – предлоги (в, на, под, около, за, между, над, перед);
3 круг (малый) – картинки, в названии которых есть звук Ш (шалаш, кошелек, ковш, машина, кувшин, кормушка, мешок, шкаф).
Ход игры:
Ребенок крутит по очереди 3 круга, называя словосочетания из 3-х картинок, выпавших в окошке. Например, сумка в шкафу.
Д/и «Звук Л»
Цель: Автоматизация звука Л в словосочетании, закрепление использования предлогов в речи.
1 круг (большой) - картинки, в названии которых есть звук Л (лак, ложка, кукла, бокал, молоко, мыло, молоток, глобус).
2 круг (средний) – схемы – предлоги (в, на, под, около, за, между, над, перед);
3 круг (малый) – картинки, в названии которых есть звук Л (палатка, лукошко, полка, лодка, холодильник, тарелка, стол, колодец).
Ход игры:
Ребенок крутит по очереди 3 круга, называя словосочетания из 3-х картинок, выпавших в окошке. Например, мыло в лодке.
Давайте подведем итог:
Метод ТРИЗ понять помог,
Что у детей повышается мотивация
И речевая активация,
Кругозор расширяется
И словарный запас пополняется,
Работоспособность детей повышается,
Результат коррекционной работы улучшается.
В общем, ТРИЗ- технология нового века,
Позволяет воспитать думающего человека!