Лидия Буймова
Применение здоровьесозидающих технологий в логопедической практике с детьми дошкольниками
▼ Скачать + Заказать документы
Современные представления о здоровье человека неразрывно связаны с его речевым развитием. На ранних этапах развития речи артикуляция звуков у всех детей несовершенна: они искажают, пропускают или заменяют многие звуки. Однако это можно считать «нормальным» для ребенка не старше 2,5- 3 лет. Если же недостатки произношения отмечаются у детей более старшего возраста и держатся стойко, нужно принимать меры по их устранению, обратиться к специалисту-логопеду.
Опыт показывает, что в коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, большую положительную роль могут сыграть следующие методики:
Публикация «Применение здоровьесозидающих технологий в логопедической практике с детьми дошкольниками» размещена в разделах
- Здоровьесберегающие технологии в ДОУ
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа логопеда. Логопедия
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
-фонетическая зарядка,
- «звуковые витамины».
Представленные методики нацелены на гармоничное развитие детей от 2 до 7 лет, так как в комплексе решаются оздоровительные, образовательные, воспитательные и коррекционные задачи.
Данные методики благотворно сказываются на состоянии речи и общем здоровье детей дошкольного возраста, как с нормой развития, так и с речевой патологией.
Фонетическая зарядка - это комплекс двигательных упражнений, в которых участвует крупная и мелкая моторика рук, ног, головы и туловища при произнесении или воспроизведении определенного материала (звук, слог, слово, фраза, а также ведется комплексная работа над развитием речевого дыхания, голоса, ритма, тембра, фонематического восприятия, эмоциональной выразительности.
Фонетическую зарядку рекомендуется начинать с гласных звуков. При выполнении упражнений с согласными звуками следует учитывать состояние звукопроизношения ребенка. Для выполнения фонетической зарядки с согласными звуками следует использовать только правильно произносимые ребенком звуки.
Чтобы обучить движениям, ребенок и взрослый должны стоять напротив друг друга на расстоянии не менее 2 метров. Движение и произношение воспроизводятся отраженно и отраженно-сопряженно.
Примерный комплекс фонетической зарядки.
Звук А. Исходное положение: руки впереди, вытянуты ладонями вверх, пальцы округлые. Произнося длительно звук А, руки разводим в стороны.
Звук У. Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью, сжаты в кулаки, указательные пальцы смотрят вверх. Произнося звук У длительно, руки вытягиваем вперед, но при этом указательные пальцы продолжают смотреть вверх.
Звук О. Руки внизу, впереди, округло соединены. Произнося длительно звук О, руки разводятся через стороны и округло соединяются над головой.
Звук Э. Руки впереди, вытянуты ладонями вверх, произнося Э длительно, руки разводим в стороны, слегка поднимаем вверх, кисти рук опускаем на плечи, локти чуть к бокам.
Звук И. Руки согнуты в локтях, локти смотрят вниз, кисти рук на уровне груди, сжаты в кулаки, указательные пальцы вверх. Произнося длительно И, руки вытягиваются вверх, одновременно приподнимаемся на носки.
Звук Ы. Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне нижней челюсти, локти сильно прижаты к бокам, кулаки резко повернуты к себе. Произнося Ы длительно, делаем полукруглое движение от себя.
Варианты выполнения упражнений с гласными.
Произносим звуки: громко и долго; громко и кратко; тихо и долго; тихо и кратко. Переходить от долгого произнесения к краткому не стоит быстро, так как может возникнуть неправильное произношение звука. Следует постепенно увеличивать промежуток, который ребенок может освоить. Учимся произносить ряд гласных на одном выдохе, постепенно его удлиняя.
Звук П. Руки согнуты в локтях, кисти рук сжаты в кулаки несильно. Почти все согласные вызываем в сочетании с гласным звуком А. Произнося: ПА-ПА-ПА, попеременно опускаем то правый, то левый кулак.
Звук Т. Исходное положение, как при звуке П. Произнося: ТА-ТА-ТА, попеременно резко разжимаем то правый, то левый кулак. Постепенно убыстряем темп выполнения упражнения.
Звук К. Руки согнуты в локтях, локти подняты и составляют одну линию с плечом, кисти рук сжаты в кулаки на уровне шеи. Произнося звук К или КА, локти резко отодвигаем назад, резко запрокидываем голову.
Звук Б, Руки согнуты в локтях, кисти рук перед грудью ладонями к себе. Произнося БА-БА-БА, встряхиваем кистями рук, одновременно наклоняя туловище вперед. На итоговое БА руки поднимаем вверх и, резко наклонив туловище, выбрасываем вниз.
Звук Д, Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне груди ладонями от себя, пальцы разомкнуты. Произнося ДА-Да-ДА, делаем естественное движение руками и головой, как бы соглашаясь. Сначала медленно, затем резко и быстро.
Звук Г. Руки согнуты в локтях. Кисти рук на уровне плеч, все пальцы согнуты, ровные, снизу подпираются большим пальцем. Произнося ГА-ГА-ГА, резко разъединяем и соединяем пальцы рук.
Звук Н. Руки согнуты в локтях, кисти рук на уровне груди, ладошками к себе. Произнося НА-НА-НА, делаем естественное движение руками, будто что-то отдаем.
Звук X. Руки согнуты в локтях, локти подняты, кисти на уровне нижней челюсти, ладонями от себя, пальцы разомкнуты. Произнося X длительно, руки выводим вперед, пальцы и локти не опускаются.
«Звуковые витамины»
Методика основана на использовании известного даосского комплекса «Шесть целительных звуков» и направлена на общую гармонизацию и повышение уровня здоровья ребенка. В используемых упражнениях каждый звук подобран для снятия напряжения в системе определенного органа или группы органов. При произнесении звука рекомендуется вызвать в памяти представления об определенном цвете и температурно-тактильном ощущении. Звуки произносятся на длинном выдохе в установленном порядке:
«Тройной обогреватель» - система, связывающая работу органов тела, расположенных на трех разных вертикальных уровнях: верхний - сердце и легкие, средний - селезенка и желудок, нижний - почки, печень, тонкий и толстый кишечник, мочевой пузырь. Связи с определенным цветом или ощущением не имеет.
Перечисленный набор звуковых сочетаний полезен для детей с речевыми нарушениями, так как помогает не только закрепить знания о цвете, но и формирует просодические компоненты речи.
Чтобы детям было интереснее и доступней освоить систему даосских целительных звуков, можно использовать знакомые детям образы, которые выражаются стихами, потешками, плоскостными игрушками, раскрасками, иллюстрирующими стихи, контурными обводками и т. д.
Детям предлагается помочь ветру, который играет со своими друзьями. Звуки произносятся трижды на длинном выдохе.
1 .Ветер воздуха вдохнул.
Разом облако надул.
С-с-с-с.
2. Незабудки увидал,
«Чудо, чудо!», – он сказал.
Чу-у-у-у-у.
3. Зеленеют камыши,
Пошуршу в них:
Ш-ш-ш-ш-ш.
ЗВУК ОРГАН ЦВЕТ ОЩУЩЕНИЕ
С-с-с-с легкие белый сухой холод
Чу-у-у-у почки голубой влажная прохлада
Ш-ш-ш печень светло-зеленый свежий ветер
Ха-а-а-а сердце красный жара
Ху-у-у-у селезенка желтый теплая влага
Хи-и-и-и «тройной
обогреватель»
4. Раскачаю красный мак!
Ха-ха-ха, вот так, вот так!
Ха-а-а-а.
5. Пошепчу я на ухо
Жёлтому подсолнуху!
Ху-у-у-у!
6. Вместе с солнцем и дождём
В небе радугу зажжём!
Хи-хи-хи,-смеётся дождь,-
От меня ты не уйдёшь!
Хи-и-и-и!
Предложенные методики способствуют созданию оздоравливающего гармоничного образовательного пространства, полноценного для развития детей, и согласованному и заинтересованному взаимодействию со взрослыми, что является важнейшим условием успешного речевого развития ребенка.
Литература
1 .Беляковская Н. Н. Реализация принципа природосообразности в педагогическом пространстве // Проблемы образованиеведения: просвещение, воспитание, здоровье и качество : Сб. статей. СПб. ,2002.
2. Беляковская Н. Н., Засорина Л. Н., Макарова Н. Ш. Учим ребё нка говорить: здоровьесозидающие технологии. Творческий центр, Москва 2009.
3. Волкова Г. А. Логопедическая ритмика : Учеб. Пособие для студ. пед. ин-тов. СПб., 1997.
4. Воронцов И. М. Педиатрия максима и составляющие детского здоровья //Образование здоровьесберегающее. Мат-лы науч. - практ. семинаров. СГШ., 2002.
5. Кольцова М. М. Ребенок учится говорить. 2-е изд. М., 1979.
6. Макарова Н. Ш. Логоритмическое воздействие как метод развивающего обучения // Развивающее обучение / Мат-лы ежегодного науч. -метод. семинара. СПб. ,1997.