Елена Махнева
Применение сенсорных игр на занятиях с аутичными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Применение сенсорных игр на занятиях с аутичными детьми
Сенсорная стимуляция необходима для развития мозга ребенка: она помогает развиваться соответствующим синапсам, а затем и функциям, навыкам, умениям.
Сенсорные игры важны для дошкольников и детей младшего возраста.
Когда для выполнения задания у ребенка возникает необходимость использовать несколько органов чувств, он получит больше из опыта и сохранит больше информации.
Публикация «Применение сенсорных игр на занятиях с аутичными детьми» размещена в разделах
- Аутизм, растройство аутистического спектра (РАС, РДА)
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
У аутичных детей отсутствует стойкий интерес к игрушке, они не пытаются обследовать её при знакомстве. Игровые действия никогда не поднимаются выше уровня манипуляций с предметами.
Начальный этап проводится в виде игротерапии, направленной на несложные манипуляции со светом, звуком, цветом, простые действия с игрушками. На этом этапе специального обучения игре с ребёнком взаимодействуют взрослые. И лишь после долгой и кропотливой работы подключают ребёнка к играм других детей. При этом ситуация организованного взаимодействия должна быть комфортна для ребё нка: знакомая обстановка, знакомые дети.
В начале коррекционной работы основой построения взаимодействия с аутичными детьми должна быть стереотипная игра. Педагоги поначалу лишь наблюдают, затем осторожно подключаются к играм ребёнка, делая это тактично и ненавязчиво.
Когда дети привыкают к педагогам и начинают чувствовать себя комфортно, потребность в дополнительном комфорте отпадает и дети реже обращаются к своей стереотипной игре. Параллельно предлагают сенсорные игры. Проведение специально организованных сенсорных игр дают новые прекрасные возможности для установления контакта с ребёнком. Сенсорными мы условно называем игры, цель которых – дать ребёнку новые чувственные ощущения. Ощущения могут быть самыми разнообразными: зрительные, слуховые, тактильные, двигательные, обонятельные, вкусовые.
– зрительные (например, ребенок видит яркие цвета, их перетекание друг в друга, смешивание);
– слуховые (ребенок слышит разнообразные звуки, от шуршанья опавших листьев до звучания музыкальных инструментов, учится их различать);
– тактильные (то, что ребенок ощущает посредством прикосновений, ощупывания: это и различные по фактуре материалы, от мягкого махрового полотенца до прохладной гладкой поверхности стекла; и различные по величине и форме предметы – большой мяч и крохотные бусинки, различные шарики и кубики; и соприкосновения, объятия с другим человеком);
– двигательные (ощущения от движений тела в пространстве и ритма движений – ходьба, бег, танцы);
– обонятельные (ребенок вдыхает и учится различать разнообразные запахи окружающего мира – от аромата котлетки и маминых духов до запаха деревянного забора и стальной перекладины);
– вкусовые (ребенок пробует и учится различать на вкус разные продукты питания и блюда).
Играя с ребенком в такие игры, научите его радоваться и радуйтесь вместе с ним. Внутренний мир ребенка с аутизмом часто окрашен мрачными тонами страха и дискомфорта или одиночества, отстраненности от людей. И если вам удастся наполнить его мир светлыми красками уверенности и радости, это может стать движущей силой, побуждающей ребенка на более активное исследование окружающего мира. При этом в вас он станет видеть помощника и союзника.