Приложение МААМ

Применение новых форм организации урочной и внеурочной деятельности

Оксана Сергеевна Аркатова
Применение новых форм организации урочной и внеурочной деятельности
▼ Скачать + Заказать документы

Я работаю в школе более 20 лет. Часто я задумываюсь над вопросами: «Как сделать урок наиболее эффективным? Как научить детей применять свои знания на практике? Как научить детей учиться, при этом сохранить здоровье».

Специфика современного мира состоит в том, что он меняется всё более быстрыми темпами. Происходит переосмысление приоритетов в общей направленности личности. Направленность личности «совершенствуй себя, чтобы быть полезным членом общества» сменилась девизом

Публикация «Применение новых форм организации урочной и внеурочной деятельности» размещена в разделах

«совершенствуй себя, чтобы быть успешным в обществе». Сейчас актуальны результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться. Они становятся сегодня всё более востребованными. Исходя из этого, Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования определил в качестве главных результатов не предметные, а личностные и метапредметные – универсальные учебные действия: «Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию». Всё это достигается путём сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Концепция развития универсальных учебных действий разработана на основе системно-деятельностного подхода.

Изучив различные современные педагогические технологии, я выбрала и использую в своей работе следующие педагогические технологии:

• технология проблемного диалога

• технология проектной деятельности

• технология критического мышления

• здоровьесберегающие технологии

информационно-коммуникативные технологии.

I. Анализ современных образовательных технологий

1. Проблемно-диалогическая технология дает развернутый ответ на вопрос, как учить, чтобы ученики ставили и решали проблемы. В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск ее решения.

• Постановка проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования.

• Поиск решения – этап формулирования нового знания.

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения ученики осуществляют в ходе специально выстроенного учителем диалога. Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.

• Побуждающий диалог состоит из отдельных стимулирующих реплик, которые помогают ученику работать по-настоящему творчески. На этапе постановки проблемы этот диалог применяется для того, чтобы ученики осознали противоречие, заложенное в проблемной ситуации, и сформулировали проблему. На этапе поиска решения учитель побуждает учеников выдвинуть и проверить гипотезы, т. е. обеспечивает «открытие» знаний путем проб и ошибок.

• Подводящий диалог представляет собой систему вопросов и заданий, которая активизирует и, соответственно, развивает логическое мышление учеников. На этапе постановки проблемы учитель пошагово подводит учеников к формулированию темы. На этапе поиска решения он выстраивает логическую цепочку умозаключений, ведущих к новому знанию.

Таким образом, проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством специально организованного учителем диалога. Учитель сначала в побуждающем или подводящем диалоге помогает ученикам поставить учебную проблему, т. е. сформулировать тему урока или вопрос для исследования, тем самым вызывая у школьников интерес к новому материалу, формируя познавательную мотивацию. Затем посредством побуждающего или подводящего диалога учитель организует поиск решения, или «открытие» нового знания. При этом достигается подлинное понимание учениками материала, ибо нельзя не понимать то, до чего додумался сам.

Центральную часть технологии составляет характеристика проблемно-диалогических методов обучения.

Классификация методов обучения (методов введения знаний)

Методы Проблемно-диалогические

Постановка проблемы Побуждающий от проблемной ситуации диалог Подводящий к теме диалог

Поиск решения Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог Подводящий к знанию диалог

Однако реальный урок – это не только методы, но еще формы и средства обучения. Установлены взаимосвязи проблемно-диалогических методов с формами обучения : групповой, парной, фронтальной. Например, проблемная ситуация с разбросом мнений, характерная для уроков русского языка, легко создается в ходе групповой работы, а проблемная ситуация с затруднением – на уроках математики во фронтальной работе с классом. Изучены связи методов с такими средствами обучения, как опорные сигналы, учебник и ТСО.

2. Технология проектной деятельности

Для чего нужны проекты?Существует научная дисциплина «Управление проектами». В ней есть определение, что такое проект: «комплекс взаимосвязанных мероприятий, предназначенных для достижения определенной цели в течение заданного периода времени и в рамках выделенного бюджета». В этой же дисциплине говорится о признаках отличия проектной деятельности от других видов деятельности :

• направленность на достижение конкретных целей,

• координированное выполнение взаимосвязанных действий,

• ограниченная протяженность во времени с определенным началом и концом,

• в определенной степени неповторимость и уникальность.

Если классифицировать проекты по видам конечного результата, то получится следующая картина:

изделия: результат – изделие, поделка, конструкция, в том числе информационная продукция (книга, мультфильм, открытка, песня, и т. д.,

мероприятия: результат – само проведенное мероприятие (праздники, викторины, конкурсы, показы мод, концерты, соревнования,

решения проблем: результат – решённая проблема,

исследования: результат – самостоятельно полученные новые знания.

Прежде всего мы рассматриваем работу над проектами как способ формирования общих учебных умений (универсальных учебных действий) :

организационных (регулятивных,

• интеллектуальных (познавательных,

• оценочных (личностных,

• коммуникативных.

В соответствии с требованиями нового стандарта по окончании начальной школы предполагается оценивание сформированности у школьников универсальных учебных действий. Организация массовой работы школьников над проектами позволит существенно дополнить усилия учителей по формированию универсальных учебных действий на уроках по базовым дисциплинам и в результате позволит продемонстрировать хорошие показатели в итоговой диагностике. Кроме того, работа над проектами позволяет:

• обрести ученикам ощущение успешности, с одной стороны, независящее от успеваемости и, с другой стороны, не на пути асоциального поведения,

• научиться применять полученные знания,

организовывать сотрудничество с родителями на регулярной основе.

В чем особенность нашего подхода к работе над проектами в начальной школе?

Двухкомпонентная организация проектной деятельности : работа над темой и работа над проектами.

Компонент 1. Работа над темой. (Узнаём.) Дети собирают сведения по какому-либо направлению изучения темы. По завершении обмениваются найденными знаниями.

Компонент 2. Работа над проектами. (Делаем.) Дети работают над разными проектами (поделки, мероприятия, исследования, имеющими какое-либо отношение к теме.

По завершении представляют готовые проекты.

Этапы проектной деятельности

1. Выбор учителем общей темы класса и знакомство детей с общей темой.

2. Выбор детьми своих тем в рамках общей темы класса.

3. Поиск информации по выбранным детьми темам.

4. Завершение работы над темой – оформление найденных сведений.

5. Выбор учениками проектов.

6. Работа над выбранными проектами.

7. Презентации проектов.

Главное в работе над проектами – научить школьников создавать и реализовывать свои замыслы. Это очень важное умение.

3. Технология критического мышления

Меня заинтересовала технология «Развития критического мышления». Данная технология направлена на развитие навыков работы с информацией, умений анализировать и применять данную информацию.

Я остановлюсь на тех приёмах, которые меня заинтересовали, которые использую на своих уроках. Напомню, базовая модель технологии вписывается в урок и состоит из трёх этапов (стадий) : стадии вызова, смысловой стадии и стадии рефлексии.

Публикации по теме:

Освоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольниковОсвоение новых форм работы по воспитанию экологической культуры дошкольников 5 января 2016 года Президент России Владимир Путин подписал УКАЗ, в соответствии с которым 2017 год в России объявлен Годом Экологии. Цель.

Внедрение новых форм работы с родителями — фактор успешного взаимодействия детского сада и семьи на современном этапе Вниманию читателя предложены новые современные формы взаимодействия с семьями воспитанников, апробированные в работе дошкольного учреждения.

Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельности Формирование коммуникативной компетенции младших школьников во внеурочной деятельностиФормирование коммуникативных умений младших школьников.

Использование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечениеИспользование инновационных форм организации взаимодействия с семьей для повышения педагогической компетенции и вовлечение Дошкольная образовательная организация (ДОО) – образовательная организация, осуществляющая в качестве основной цели ее деятельности образовательную.

Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе Перспективное планирование внеурочной деятельности в 1 классе. (1 часть).Задачи воспитательной работы в 1 классе. 1. В области формирования.

Перспективное планирование внеурочной деятельности воспитателя в 1 классе (возраст 6 лет) Перспективное планирование внеурочной деятельности воспитателя в 1 классе (возраст 6 лет).Декабрь месяц. 1 неделя. Дата: 4.12. Направление:.

Применение новых игровых технологий. ОрбизыПрименение новых игровых технологий. Орбизы Известный педагог Василий Александрович Сухомлинский сказал: " Истоки творческих способностей детей и их дарований - на кончиках пальцев.»Другими.

Применение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчествуПрименение новых технологий в развитии у старших дошкольников способностей к моделированию и техническому творчеству Новые технологии все больше внедряются в систему дошкольного образования. В наш бурный век познавательное развитие ребенка в корне меняется.

Программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Родничок» для 1 класса Программа по внеурочной деятельности Общекультурного направления «РОДНИЧОК» 1 класс начальное общее образование (срок реализации – 1 год).

Рабочая программа внеурочной деятельности для обучающихся 5–6 классов «Три Кита» 1. Пояснительная записка Одной из главных задач психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса в Оренбургском президентском.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Применение новых форм организации урочной и внеурочной деятельности
Опубликовано: 20 декабря 2023 в 20:44
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение новых форм организации урочной и внеурочной деятельности» (включая файлы) размещена пользователем Оксана Сергеевна Аркатова (УИ 3146343) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД