Татьяна Ахмедова
Мастер-класс «Применение нейроигр и нейропсихологических упражнений в работе с дошкольниками»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4 г. Шатуры»
Городского округа Шатура Московской области (дошкольное отделение 3)
Выступление
«Применение нейроигр и нейропсихологических упражнений в работе с дошкольниками»
Подготовила: воспитатель
МБОУ «СОШ № 4 г. Шатуры»
(дошкольное отделение 3)
Ахмедова Т. В.
г. Шатура
2024г.
Темочки:
Цель: повышение уровня знаний педагогов по использованию нейроигр, применение которых возможно в образовательном процессе ДОУ, распространение нетрадиционных методов и форм в работе с детьми.
Задачи:
1. Познакомить участников с эффективными нейроиграми, способствующими умственному и физическому развитию дошкольников;
2. Вовлечь педагогов в совестную игровую деятельность, вызывая интерес к данной проблеме;
3. Активизировать самостоятельную работу педагогов, дать им возможность заимствовать элементы педагогического опыта для улучшения собственного;
4. Побуждать педагогов использовать в своей работе новые формы и методы работы, воспитывать положительный эмоциональный настрой и интерес к занятию.
Практическая значимость: данное выступление может быть интересно и полезно педагогам, воспитателям, работающим с детьми дошкольного возраста для развития социально-коммуникативных навыков и основных психических процессов.
Прогнозируемый результат выступления:
• Получение воспитателями представления о методике проведения и выполнения кинезиологических упражнений;
• Ознакомление педагогов с разнообразием нейропсихологических игр разной направленности;
• Внедрение в образовательный процесс методов и приёмов нейроигр для активации психологических процессов и развития социально-коммуникативных навыков у дошкольников.
Методы и приё мы: упражнения, воспроизведение действий по показу ведущего, игровой метод, слайдовые презентации.
Материалы и оборудование: экран, проектор, презентация, карты-схемы, карандаши, фломастеры, карточки с заданиями для рук, игровые поля.
1 этап. Вводный.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы будем рады поделиться с вами своим опытом работы по теме «Нейропсихологические игры как средство развития социально-коммуникативных и познавательных навыков у дошкольников».
Слайд 2. Начну свое выступление со слов величайшего русского учёного России Ивана Петровича Павлова «Руки учат голову, а затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Слайд 3. Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизация речи. В работе педагога они помогают не только скорректировать некие нарушения в развитии ребенка, но и разнообразить досуг, заинтересовать дошкольников к выполнению заданий. Разнообразие нейроигр позволяет развивать и усовершенствовать не только психические процессы, но и благодаря интеграции в разные образовательные области закреплять уже имеющиеся знания по математике, предметному и социальному окружению и другие.
Слайд 4. Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. А нейроигры являются доступным средством, позволяющим создать новые нейронные связи и улучшить работу головного мозга, отвечающего за развитие психических процессов и интеллекта. Если обратиться к строению головного мозга мы видим, что правое полушарие мозга человека отвечает за творческое мышление. Эти люди более чувствительные, а также склонны полагаться на свою интуицию в принятии решений. Левое полушарие отвечает за логическое мышление. Ведущая его роль означает наличие у человека более сильных аналитических способностей. А также лингвистических наклонностей.
А вам интересно узнать, какое у вас ведущее полушарие? Для этого мы предлагаем вам пройти 4 легких теста, для которых вам необходимо запомнить определенную последовательность букв. Для начала предлагаю вам сцепить руки в замок, посмотреть большой палец какой из рук оказался сверху. Если палец левой руки, то следует запомнить букву Л, если правой – то П.
Теперь давайте представим, что мы целимся в мишень. Прицелились? Какой глаз вы закрыли? И соответственно, если при закрытом правом глазе запоминаем букву П, при закрытом левом глазе букву Л. Сейчас сложите руки на груди, так называемой позе «Наполеона». Какая же рука оказалась сверху? Запоминаем!
Предлагаем поаплодировать друг другу. Вы молодцы! Но какая же рука была активнее? Запоминаем для себя соответствующую букву. И что же в итоге у нас получилось? Если больше букв П – то правое, если Л – то левое.
Слайд 5. Нейропсихологические игры – это специальные игровые комплексы, способствующие развитию психических процессов: памяти, внимания, мышления, развитию зрительно-моторной пространственной координации, активизация речи.
Слайд 6. Преимущества использования нейроигр :
- игровая форма обучения;
- эмоциональная привлекательность;
- многофункциональность;
- автоматизация звуков в сочетании с двигательной активностью;
- формирование стойкой мотивации и произвольных познавательных интересов;
- формирование партнерского взаимодействия между ребенком и педагогом.
Ну, а для того, чтобы наши полушария работали в полном объеме, предлагаем вам поиграть в нейроигры.
2 этап. Практический.
Задание 1 – дидактическая нейроигра «Прищепки»
Игра проводится с цветными прищепками, которые необходимо собирать двумя руками. Левая рука, например, собирает желтые прищепки, а правая, красные.
Задание 2 – упражнение с су-джоку шариками «Черепаха».
Шла по лесу черепаха
И дрожала вся от страха
Усь – усь – усь – усь – усь
Никого я не боюсь.
Задание 3 – «Зеркальное рисование».
Данное упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает запоминание новых знаний. Уважаемые коллеги, предлагаю на листе чистой бумаги, взяв в обе руки карандаши или фломастеры, рисовать одновременно двумя руками зеркально симметричные узоры, буквы и т. д.
При выполнении нейроигр необходимо придерживаться правил:
1. Важное условие точного выполнения движений и приемов - сам педагог осваивает все упражнения, только потом обучает детей.
2. Во всех играх действия выполняются сначала одной рукой, затем другой, а потом синхронно обеими руками.
3. Каждое упражнение необходимо повторять 6-8 раз, с каждым разом увеличивая темп выполнения.
4. Если упражнение вызывает затруднение в выполнении, то на этом упражнении следует остановиться (продолжать упражняться на следующий день, пока не будет получаться).
5. Выполнять упражнения следует ежедневно, уделяя этому 3 – 5 минут.
6. Выполняя действия правой рукой, работает левое полушарие, при выполнении действия левой – правое полушарие Таким образом, выполняя действия правой рукой, работает левое полушарие, при выполнении действия левой – правое полушарие. При выполнении упражнений двумя руками одновременно будут задействованы оба полушария, так как оба полушария обмениваются информацией и оба включаются в работу. Благодаря этим упражнениям развивается как речь ребенка, так и вся когнитивная сфера (память, внимание, мышление, мелкая моторика, ориентация в пространстве и т. д.).
3 этап. Подведение итогов. Рефлексия.
Уважаемые коллеги, сегодня мы продемонстрировали вам вариативность использования в своей работе нейропсихологических методов и приёмов для развития и коррекции основных психических процессов, которые вы тоже можете с успехом использовать в своей работе. Регулярное использование нейроигр в режимных моментах и самостоятельной деятельности оказывает положительное влияет на процесс обучения, развитие интеллекта, улучшение состояния физического, психического и эмоционального здоровья и социальной адаптации детей.
Поднимите вверх большой палец (класс) – если вам было интересно, и вы будете использовать в своей практике. Жест «Виват» (указательный и средний палец направлены вверх) – если вы уже используете данные методы и приёмы в своей практике. Жест сжатых в кулак пальцев – для вас было не достаточно информативно.
В завершении процитирую слова заслуженного учителя Татьяны Александровны Ткаченко «Запасы профессиональных умений и секретов, имеющиеся у специалистов, должны стать достоянием коллег по работе. Тогда лучшее в опыте одного может принести десятикратную пользу».
Спасибо за внимание!