Егошина Анастасия
Применение методов образовательной кинезиологии в логопедии
▼ Скачать + Заказать документы
Применение методов образовательной кинезиологии в логопедии
Образовательная кинезиология относится к здоровьесберегающим технологиям, с помощью которой можно выявить скрытые способности ребенка, расширить возможные границы деятельности головного мозга. Многие кинезиологические упражнения направлены на развитие физических и психофизиологичекских качеств, на профилактику их отклонения развития, сохранение здоровья ребенка. Под влиянием кинезиологических тренировок совершенствуется координирующая и регулирующая роль нервной системы. В частности, улучшается память, внимание, речь, пространственные представления, мелкая и крупная моторика, снижается утомляемость, повышается способность к произвольному контролю, регулированию деятельности.
Публикация «Применение методов образовательной кинезиологии в логопедии» размещена в разделах
За счет чего это происходит? Кинезиологические упражнения дают возможность задействовать, включить в работу те участки головного мозга, которые раньше не участвовали в учении.
Кроме того, у многих детей кинезиологические упражнения вызывают положительные эмоции, наблюдается значительный прогресс в способности к управлению своими эмоциями.
Упражнения имеют кумулятивный (накопительный) эффект. Поэтому их следует выполнять небольшими «порциями», но регулярно. Не стоит отрабатывать каждое движение до автоматизма, т. к. при автоматизированном выполнении не образуются новые нейронные связи, мозг перестает развиваться.
Что входит в образовательную кинезиологию?
1. Массаж и самомассаж.
Происходит воздействие на биологически активные точки. Кроме массажа кистей и пальцев рук, о котором все знают, важное значение имеет массаж ушных раковин, головы, лица и шеи, языка. Можно использовать для массажа мячики, су-джок, карандаши. Даже простой растирающий самомассаж ушных раковин улучшает кровообращение в организме, стимулирует кору головного мозга, улучшает слуховое восприятие и внимание ребенка:
Подходи ко мне, дружок, и садись скорей в кружок.
Ушки ты свои найди и скорей их покажи.
Ловко с ними мы играем, вот так хлопаем ушами.
А сейчас все тянем вниз. Ушко, ты не отвались!
А потом, а потом покрутили козелком.
Ушко, кажется, замерзло, отогреть его так можно.
Раз, два! Раз, два! Вот и кончилась игра!
2. Растяжки – нормализуют мышечный тонус. Оптимизация мышечного тонуса является одной из самых важных задач нейропсихологической коррекции. Нужно дать понять ребенку ощущения от собственного тела и научить его расслабляться или, наоборот, напрягать мышцы тела.
Чаще всего упражнения даются на контрасте (например, изображаем слона и пушинку). Помочь перевоплотиться детям может музыка (громкая, резкая или легкая, нежная, тихая).
3. Телесные движения:
Человек может мыслить, сидя неподвижно. Но для закрепления мысли необходимо движение. Поэтому многим людям легче мыслить, например, при ходьбе, покачивании рукой или ногой, постукивании пальцем по столу. В результате движения во время мыслительной деятельности происходит простраивание нейронных связей, позволяющих закрепить новые знания.
Кроме того, телесные движения помогают ребенку почувствовать свое тело, развивают межполушарное взаимодействие.
Виды: - разнонаправленные движения рук («Флажок», «Я пеку», рисуем в воздухе одной рукой одну фигуру, а др. рукой – другую, «Лезгинка»)
- Зеркальное рисование.
- Двуручное рисование (тетради Трясоруковой)
- Общемоторные движения – сочетаем движения рук и ног, повороты тела; учимся выполнять движения симметрично и асинхронно.
«Мы ногами топ-топ….»
Совмещенные с дыхательной гимнастикой (Стрельникова):
«В здоровом теле – здоровый дух!
Паримся мы веничком – ух! Ух!»
- Движения на развитие кинестетических ощущений.
«Змейка» - скрестить руки и сплести пальцы в замок. Вывернуть руки к себе. Пошевелить пальцем, на который укажет ведущий.
4. Глазодвигательные упражнения.
Позволяют расширить поля зрения, улучшить зрительное восприятие, а самое главное, учат ребенка отслеживать глазами предмет, его движение. Что в будущем позволит ребенку без труда овладевать навыками письма, чтения – следить за строкой, не перескакивать, правильно воспринимать последовательность букв при письме и чтении.
Виды: - Стишки, сопровождающиеся движениями глазами.
«Лучик солнца озорной, поиграй-ка ты со мной!
Ну-ка, лучик, повернись, на глаза мне покажись!
Взгляд я влево поверну, лучик солнца я найду!
Взгляд я вправо поверну, снова лучик я найду!»
Погрели руки - погрели глаза.
- лабиринты – следим глазами по «пути» лабиринта, находим правильную дорожку.
- Подключаем движения глаз-рука (следим и ведем, упражнения с мячиком (чтобы попасть в цель, самому поймать мяч, нужно следить за ним глазами).
Можно к движениям глаз подключить язык (одно/разноименно) – развитие межполушарного взаимодействия.
5. Упражнения на релаксацию.
Способствуют расслаблению физического и интеллектуального, эмоционального напряжения. Можно проводить в конце занятия или по потребности. В конце занятия такие упражнения способствуют самонаблюдению, воспоминанию событий и ощущений – интеграция полученного опыта. Можно использовать соответствующую упражнению музыку. Голос педагога должен быть размеренным, спокойным, ровным.
Облака плывут,
Дождики несут,
Дети отдыхают,
Облака не замечают.
Просыпаются под звук колокольчика.