Лариса Санникова
Применение инновационных методов в работе как основа формирования математической грамотности (опыт работы)
▼ Скачать + Заказать документы
В начале 2020-2022 уч. годов активно внедряю в работу развивающие игры Воскобовича В. В.
«Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра-это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире.
Игра-это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности».
В. А. Сухомлинский
Игры В. Воскобовича - необыкновенные пособия, которые соответствуют современным требованиям в развитии дошкольника.
Публикация «Применение инновационных методов в работе как основа формирования математической грамотности (опыт работы)» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Опыт работы, практика
- Темочки
Актуальность состоит в том, что эти игры учат детей действовать в "уме" и "мыслить", а это в свою очередь раскрепощает воображение, развивает их творческие возможности и способности.
Работая с играми В. В. Воскобовича, мне приходилось создавать творческую атмосферу: поощрять и поддерживать детскую инициативу, рассматривать любые предложения детей, для меня очень важно было заинтересовать детей данными играми, ведь если игра нравится ребенку и служит материалом для проявления творчества, то дети будут с ней заниматься, а соответственно повышать свой уровень развития.
Дети, которые занимаются по данной технологии быстро выполняют различные математические операции, умеют логически мыслить и выполнять творческие задания, они обладают прекрасной памятью и могут долго концентрировать внимание.
На данном этапе особая роль в организации игровой познавательной деятельности отводится воспитателю. Дети знакомятся с персонажами сказок и образной терминологией, подбираются игровые задания в зависимости от возможностей и интересов ребенка,что способствуют решению большого количества образовательных задач.
Игры способствуют:
развитию познавательных, речевых, умственных и интеллектуальных способностей детей, вызывают желание узнавать новое;
развитию наблюдательности;
повышению умственной активности: мышления, памяти, внимания, воображения;
развитию сенсорных способностей восприятия цвета и формы;
тренировке мелкой моторике рук, тактильно-осязательных анализаторов;
формированию базисных представлений об окружающем мире, математических умений.
20сл.
Используя игры Воскобовича В. В., возникла необходимость оформить "Интеллектуально-игровой центр", где находятся все пособия и игры, используемые в работе с детьми. В этом центре дети закрепляют знания, полученные на непрерывной образовательной деятельности, в виде разминки в свободное время, что обеспечивает максимальное накопление информации о величине, цвете, пространственном понятии, совершенствуется процесс восприятия, вырабатывается координация руки и глаз. Предметно-развивающая среда, продумана таким образом, что весь материал дает возможность каждому ребенку действовать самому, обеспечивает развитие познавательных интересов дошкольников.
Данная игровая технология предполагает создание сказочного игрового пространства «Фиолетовый Лес».Который появился в группе, полон героями сказок: мудрый Ворон Метр, Малыш Гео, Пчелка Жужжа, Незримка Всюсь, девочка Долька, гусеница Фифа, Гусь Капитан и другими, которые очень полюбились моими ребятами и стали им настоящими друзьями.
21сл.
Формы работы в «Фиолетовом лесу» достаточно разнообразные:
- специально организованная деятельность;
- занятия;
- решение проблемных заданий;
- придумывание историй с участием «жителей» леса и детей группы;
- сочинение загадок, сказок, стихотворений;
- исследовательская деятельность, проведение математических праздников и досугов ;
- свободная деятельность детей, связанная с использованием игр В. В. Воскобовича, а также героев сказок.
22сл.
Дети с интересом слушают сказки Фиолетового Леса, становятся действующим лицом событий, проживают таинственные веселые сказочные приключения, преодолевают в игре вместе с героем совсем не сказочные препятствия, добиваясь успеха. Путешествия и приключения в Фиолетовом Лесу создают эмоционально-положительный фон, вызывают ощущение радости и переживания, удовлетворения от игровой деятельности.
23сл.
Вся значимая образовательная деятельность с детьми проходит на Коврографе, что позволяет в игровой форме решать разнообразные задачи: совершенствовать умение, выделять признаки сходства и различия предметов, объединять предметы в группу по общему признаку, выделять части группы, находить «лишние» элементы, выделять в речи признаки сходства и различия предметов по цвету, размеру, форме. Формировать представления о геометрических фигурах: квадрате, прямоугольнике, овале, цилиндре, шаре. Развивать умение устанавливать пространственно- временные отношения (впереди – сзади - между, справа – слева, вверху – внизу, раньше – позже и т. д.); совершенствовать умение двигаться в нужном направлении, определять положение того или иного предмета на плоскости. В работе с детьми Коврограф и развивающие игры Воскобовича часто используются, как часть занятия. Для побуждения ребенка к занятиям достаточно организовать один раз объяснение правил и задач.
Сказочные персонажи «Лопушок», «Гусеница Фифа», «Гномы», «Шуты – акробаты», «Зверята – цифрята», помогают детям развивать внимание, память, мышление, воображение, знакомят с цифрами, с составом числа, на коврографе дети учились решать задачи, составлять равенство и неравенство, решать арифметические примеры, проводить графические диктанты, выполняли сложные глазомерные действия. «Зверята – цифрята» помогали закреплять количественный и порядковый счет, счет в порядке возрастания и убывания, способствовали развитию психических процессов и памяти. Ориентироваться в пространстве и на плоскости помогали животные «Лев» - левый верхний угол, «Лань»- левый нижний угол, «Пони» - правый нижний угол и птица «Павлин» - правый верхний угол.
С большим интересом дети играю в игру: «Купите билет в Цифроцирк»,что способствует закреплению порядкого счёта и умению ориентироваться на плоскости по клеточкам. В ходе игры цифрята устраивают грандиозное представление. Но, чтобы попасть на их выступление, надо купить билеты в кассе Цифроцирка. И здесь, «Коврограф» превращается в зал цирка, где каждая клеточка- кресло зрителя. Ребёнок берёт билет, громко называет номер ряда и места и ставит фигурку гнома.
Ребятам очень нравится играть в игру: «Сказка по клеткам». Начинается сказка со слов: «Жила была девочка Долька, и жила она в клеточке…» Например(8;5) т. е. первая цифра(8)- номер клетки сверху, вторая цифра(5) –номер клетки слева. Ласково светило солнце в клеточке (1;7)и т. д.
Игра «Прогулка гномов» способствует закреплению представления о цветах и пространственном расположении объектов. В ходе игры с помощью гномов дети закрепляют цвета гномов и соответствующих лепестков.
Играем в игру «Медвежонок Мишик идёт за покупками». В которой нужно соблюдать обязательное условие: покупать товар двумя «купюрами»(сумма двух «купюр» должна ровняться цене товара). Дети рассматривают витрину с товарами: машина стоит 6р. ,кукла 8р. и т. д. Находят свои «Купюры»,при затруднении помогают друг другу.
24сл.
Активно в своей работе использую :
Развивающие игры, такие как «Квадрат Воскобовича».Эта игра помогает развивать умения, складывать предметные формы по схемам и собственному замыслу или описанию взрослого, придумывать новые приемы конструирования хорошо знакомых фигур, давать им названия.
Немного фантазии, несколько движений ловких пальчиков и квадрат оживает, превращаясь в различные образы: домик, конфету, ёжика, мышку, семафор, лодочку, летучую мышь и др. Например, «Положить квадрат зеленым ромбиком, все уголки, кроме верхнего загнуть на квадрат». С помощью квадрата ребята знакомятся и с геометрическими понятиями: угол, диагональ, центр, геометрическими фигурами, закрепляют навыки счета. В свободное время дети с удовольствием берут игровой квадрат, придумывают свои фигуры, ведь у этого долгоиграющего оригами огромные возможности для детского творчества.
25сл.
Игра «Игровизор». С большим интересом дети пишут графические диктанты, учатся ориентироваться на плоскости, изображают фигуры, копируют изображение по клеточкам, а также знакомятся с понятием симметрии и т. д.
26сл.
Игра «Чудо-соты».
Ребятам предлагаются схемы, по которым они могут построить разные фигуры и пофантазировать. Героями сказки «Чудо-сот» являются: пчелка Жужа и Каррчик. Вместе с ними ребята путешествуют и выполняют разнообразные задания.
27сл.
Кораблик «Плюх-плюх»
В основе игры лежит сказка о капитане Гусе и матросах Лягушатах. С ними дети совершают удивительные путешествия. Во время приключений, которые ожидают героев, предлагаются различные задания. Например, закрепить указанное количество парусов, разложить их по цвету и размерам.
28сл. -29сл (опыт)
У «кораблика Плюх-плюх» имеется брат «кораблик Брызг-брызг»(для старшего возраста). Появление игры кораблик «Брызг-брызг» очень воодушевило детей на различные приключения, тем более что кораблик у каждого ребёнка свой. С помощью корабликов играем в игры:
«Флажки» (сортировка по цвету, количественный счет,
«Сколько флажков на каждой мачте?» (счет, соотнесение цифры и количества, знакомство с условной меркой,«Надеть флажки на мачты». (сортировка по цвету, определение пространственных отношений (вертикаль, горизонталь, диагональ)и другие.
С помощью игры у детей развиваются математические представления : цвет, высота предметов, пространственные представления, условная мерка (флажок, количественный и порядковый счет, состав числа; мелкой моторики руки; развитие умения решать логико-математические задачи, совершенствуется интеллект: развивается память, мышление, речь.
30сл.
Игра:"Волшебная Восьмерка" – ещё одна уникальная и увлекательная развивающая игра В. В. Воскобовича, своеобразный конструктор. Применяя в работе с детьми выполняем задания: конструирование цифр по схеме «Сколько предметов?».Например :(Показываю детям любое количество предметов и предлагаю сделать, не называя цифру, которая его обозначает, играем с радужными палочками: «Засели палочки в домик», «Найди ошибку» и др.
Игра способствует развитию памяти, внимания, воображения, мелкой моторики рук, пространственного и логического мышления, умению считать, составлять цифры и образные фигуры.
31сл.
Также не менее интересная и развивающая игра «Ёлочка» создана своими руками из фетра,которую дети выкладывают на «Каврогрофе», затем украшают шариками, фонариками, звездочками, гирляндами.
Для украшения мы используем геометрические фигуры 5 цветов (красный, белый,синий, зеленый и желтый, 3 размеров и 5 геометрических форм
(круг, квадрат, треугольник, прямоугольник и овал).
Игра способствует развитию процессов комбинаторного, вариативного и логического мышления, творческого воображения; представлений о сенсорных свойствах и качествах (цвет, форма. величина);математических представлений о сравнении предметов по длине, количестве,пространственных представлений; мелкой моторики пальцев рук,
координации действий "глаз - рука".
Играя с детьми, использую задания на смекалку, например : Взять фигуру- не квадрат, не круг, не овал, не прямоугольник и т. д. ,взять овал меньше самого большого и больше самого маленького и т. д.
32сл.
Головоломка «Чудо-крестики» - это многофункциональное пособие для развития математических способностей. Сначала ребенку предлагается собрать фрагменты в единое целое, а по мере появления первых успехов задания усложняются. Например, можно предложить собрать различные образы предметов. Для заинтересованности детей игрой "Чудо-крестики" использую схемы,что способствует формированию понятия целого и части, помогает освоить формы и цвета, развивает умение анализировать и сравнивать.
33сл.
Игра-шнуровка «Ромашка» помогает составлять и читать новые слова, развивает мелкую моторику, навыки чтения, сообразительность и обогащает словарный запас. Для детей младшего возраста использую просто как шнуровку для развития мелкой моторики рук.
34сл.
Каждая игра познавательна: дает новое знание, развивает навык, тренирует память, развивает мышление, речь, сенсорное развитие, пространственное восприятие, умение анализировать, сравнивать. Игры – сказки подталкивают детей к творчеству: доделай, создай, придумай, что позволяет вовлекать его в образовательный процесс.
Применение технологии «Сказочные лабиринты игры» в работе с детьми, способствует достижению хороших результатов : дети стали более усидчивы, внимательны, у них улучшилась моторика рук, они не испытывают сложностей с усвоением цвета, формы, величины, умением ориентироваться на плоскости. Систематичность использования игр Воскобовича позволила сформировать у детей высокий уровень игровой деятельности. Дети часто используют игры в самостоятельной деятельности, сами придумывают новые фигуры.
Таким образом, я могу сделать вывод, что развивающие игры В. В. Воскобовича представляют интерес для педагогов. В работе с детьми использование этих игр делает процесс обучения интересным занятием для ребенка, снимает проблемы мотивационного плана, порождает интерес к приобретаемым знаниям, умениям, навыкам, а значит, помогают в реализации основной цели образовательной деятельности любого педагога – создание условий для полноценного развития воспитанника.
Обязательно буду продолжать работу по внедрению технологии В. В. Воскобовича, потому как считаю ее эффективным средством развития детей дошкольного возраста.