Гари Шахбанова
Применение игровых технологий в детском саду по ФГОС
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых технологий в детском саду по ФГОС
На данном этапе включение инновационных компонентов в воспитательный процесс остается новаторской практикой, поэтому при наличии множественных методических разработок использование игровых технологий в ДОУ закономерно вызывает сложности. Чтобы обеспечить повышение результативности воспитательной работы и обеспечить дошкольникам оптимальные условия для гармоничного развития, педагогам важно помнить, что технология, в отличие от игры, должна содержать следующие отличительные компоненты: технологическую схему — тщательно проработанный алгоритм реализации системы, состоящий из взаимосвязанных функциональных элементов, подлежащих частичному изменению для обеспечения соответствия интеллектуальным и психоэмоциональным показателям развития, индивидуальным особенностям детского коллектива; научную базу — методический концепт или совокупность таковых, с опорой на которые осуществляется выбор игровых приемов и порядка реализации педагогической стратегии; системность, реализуемая через логичность и целостность; управляемость — заранее предусмотренная возможность целеполагаемости, закрепляющая право и возможность воспитателя непосредственно в ходе реализации игровой технологии оперативно изменить отдельные методы, средства, приемы деятельности с целью достижения поставленных дидактических результатов; эффективность, предусматривающая достижение определенного стандарта обучения со снижением временных или ресурсных затрат; воспроизводимость — универсальность, гарантирующая возможность применения разработки в разных возрастных группах и/или детских садах. Не менее важным условием применения игровых технологий в детском саду по ФГОС является создание предпосылок для передачи образовательной инициативы от воспитателя к воспитанникам, что в полной мере соответствует ориентирам новой образовательной политики нашего государства. Реализация игровой активности именно в таком ключе позволяет постепенно подготовить дошкольника к непосредственно образовательной деятельности, предусматривающей необходимость самостоятельной деятельности под контролем старших. Таким образом, реализация игровой активности через игру позволяет малышам «примерить» ключевые социальные роли, сделать первые шаги в исследовательской, экспериментаторской, непосредственно образовательной деятельности, развить эмоциональный интеллект, а главное — ощущать радость и удовлетворение от совершаемых достижений. Корреляция дидактической составляющей игровой технологии в ДОУ не представляет сложности, но данный процесс зависит от уровня владения воспитателем методической составляющей и показателем его профессионального мастерства, которое проявляется практикой учета индивидуальных показателей развития детского коллектива при организации игр. Если педагог дошкольного образования в полной мере усвоил возможности применения игровой технологии, то с ее помощью можно в увлекательной форме представлять малышам новый материал, организовывать повторение ранее изученных фактов, использовать для закрепления знаний, умений и навыков, предусмотренных программным содержанием, а также для сплочения детского коллектива предметно-пространственной среды детского сада по ФГОС ДО» В рамках процесса гармоничного возрастного развития игра является инициативой детей. Чтобы соблюсти этот баланс, при реализации игровых технологий в ДОУ по ФГОС воспитателю следует проектировать активность дошкольников с учетом соблюдения следующих принципов: Выбор игры неизменно соответствует потребностям детей. Педагогическая технология, в основу которой положена игровая активность малышей, определяется методическим содержанием, которое должно подбираться и корректироваться с учетом возрастных потребностей дошколят, и этот момент является ключевой задачей педагога. Если воспитанникам не интересно действовать в рамках предложенного сценария, ожидать возможности органичной подмены игровых мотивов на учебные с достижением высоких показателей учебно-воспитательной деятельности не приходится. Предложение игры осуществляется в качестве постановки проблемы, для решения которой можно реализовывать различные сценарии в рамках установленных условий. Объяснение правил осуществляется только после возникновения у воспитанников интереса к игре, при этом педагог должен высказываться четко и емко. Используемое игровое оборудование должно не только в полной мере соответствовать содержанию активности детей, но и требованиям ФГОС, предъявляемых к предметно-пространственной среде в группах детского сада. В приоритете — коллективная деятельность. Преимуществом организованной игровой активности является возможность привлечения к участию всех дошкольников без исключения с учетом их пожеланий и потребностей, при этом малыши могут действовать коллективно, в группах, парах или выполняя индивидуальные поручения. Обязанностью воспитателя является обеспечение развития игровой ситуации, которое проявляется в ходе привлечения в игру как можно большего количества участников без использования каких-либо форм принуждения, сохранение высокой игровой динамики, способствующей поддержанию мотивированности участников, а также построение связи между элементами игровой деятельности и дидактической составляющей. Нацеленность на реальный результат. В ходе окончания игры и оглашения победителей важно акцентировать внимание на ценности полученных знаний, возможности применения полученного опыта в реальной жизни.