Надежда Зрелова
Применение игровых педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети должны жить в мире красоты, игры,
сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества».
Василий Сухомлинский.
Важным и первым звеном в системе образования является дошкольное образовательное учреждение. Развитие умений самостоятельной оценки и отбора полученной информации – это главная задача обучения дошкольников. Развивать подобное умение помогают игровые технологии, служащие своеобразной практикой использования знаний, полученных детьми в образовании. Ребенок играет, значит счастлив, значит здоров. С помощью игровых технологий ребенок познает себя, свои возможности. Основным видом деятельности для всестороннего развития дошкольника является игра.
Публикация «Применение игровых педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ» размещена в разделах
Ребенку необходимо дать возможность прожить детство в игре, формируя при этом знания, основанные на мотивации, вот что является главной целью использования игровой технологии.
Актуальность данной темы и успешное решение задач воспитания требует пристального внимания к проблемам детской игры. В целях воспитания и обучения детей различным действиям с предметами, способами и средствами общения используется игра, как основной вид детской деятельности. В ней дошкольник развивается личностью, формируя те стороны психики, которые влияют на успешную учебную и трудовую деятельность, его отношения к людям. В своей работе с детьми особое внимание уделяем именно играм, мотивируя игровые действия детей, непосредственно участвуя и эмоционально включаясь в их деятельность. Игровые технологии вызывают у детей повышенный интерес и положительные эмоции, что является главным достоинством в обучении. Концентрировать внимание на образовательной задаче, которая становится не навязанной извне, а желанной, личной целью, можно с помощью игры.
В результате опыта, дошкольники легче усваивают материал любой сложности, если игровая ситуация, приближенна к реальным условиям жизни. Чтобы понимать их игровые замыслы и переживания, педагог должен наблюдать за детьми, при этом необходимо завоевать доверие детей, установить с ними контакт. Это легко достигается в том случае, если воспитатель относится к игре серьёзно, с искренним интересом, без обидного снисхождения.
В своей работе мы используем современные игровые технологии, которые являются главной особенностью, проникая во все виды деятельности детей: труд и игра, учебная деятельность и игра, повседневная бытовая деятельность, связанная с выполнением режима и игра. Наиболее эффективным можно считать словесные дидактические игры – один из самых старинных видов дидактических игр. Уникальность их заключается в том, что они способствуют всестороннему развитию личности ребенка, так как темы словесных игр могут быть самыми разнообразными; данные игры способствуют развитию творческого мышления ребенка, словотворчеству, обогащают словарный запас игроков, помогают освоить грамматику родного языка. Важная особенность проведения большинства словесных игр заключается в том, что они не требует предварительной подготовки и специального оборудования, следовательно, могут быть использованы в любом виде детской деятельности: во время занятий, на прогулках, в самостоятельной деятельности детей в группах. Мы активно применяем словесные дидактические игры во время занятий по речевому и познавательному развитию, что позволяет детям, смеясь и играя, освоить любой трудный материал («Подбери слова», «Кто в домике живет», «Подбери действие»).
Игровые технологии, направленные на развитие внимания, осуществляют у дошкольников постепенный переход от непроизвольного внимания к произвольному. Произвольное внимание предполагает умение сосредоточиться на задании, даже если оно не очень интересно. В своей работе используем игровые упражнения «Исправь ошибки», «Найди ошибку», «Найди отличия», «Сложи картинку» и др.
Развитию мышления ребенка также способствуют игровые технологии. Мы используем дидактические игры, которые позволяют научить ребенка умению рассуждать, находить причинно-следственные связи, делать умозаключения: «Разложи предметы», «Будь внимательным», «Скажи наоборот», «Подбери пару к слову», «Что это? Кто это?».
Игровые технологии помогают в развитии памяти, которая так же, как и внимание постепенно становится произвольной. Используем специально разработанные игры, такие как «Магазин», «Запомни узор», «Нарисуй, как было» и др.
Главным направлением в современных игровых технологиях являются информационные компьютерные технологии. Они расширяют возможности родителей, педагогов и специалисты в сфере раннего обучения ИКТ. В ходе игровой деятельности дошкольника, обогащенной компьютерными средствами, возникают психические новообразования : теоретическое мышление, развитое воображение, способность к прогнозированию результата действия, проектные качества мышления и др., которые ведут к резкому повышению творческих способностей детей. Практика показала, что значительно возрастает интерес к занятиям, повышается уровень познавательных возможностей. Использование воспитателем ИКТ повышает креативность ребенка.
Применение игровых педагогических технологий во всех сферах жизни дошкольника позволит существенно повысить уровень его психологической подготовленности к обучению в школе и будет способствовать последующему формированию учебной деятельности.
Подводя итоги, можно сделать вывод, что проводимая мною систематическая работа развивает всесторонне моих детей, повышает уровень воображения и креативный подход к решению проблемных ситуаций и воплощается в творческой деятельности путем необычных идей, отклоняясь от традиционных схем. В игре создается следующая ступень для новой ведущей деятельности – учебной. Оптимизация и организация в ДОУ специального пространства для активизации, расширения и обогащения игровой деятельности дошкольника, является важнейшей задачей педагогической практики.