Получи документы

Применение игровых методов на логопедических занятиях по развитию связной речи у детей ОВЗ ЗПР

Юлия Назарова
Применение игровых методов на логопедических занятиях по развитию связной речи у детей ОВЗ ЗПР

Работая в старших классах ОВЗ ЗПР с сентября 2023 года и диагностируя детей, обратила внимание на то, что наблюдается процент не соответствия возрастным показателям развития лексико-грамматического строя речи и связной речи.

Проанализировав показатели было выявлено: бедность словарного запаса, неточность в употреблении слов, преобладание пассивного словаря над активным, дети с трудом грамматически правильно оформляют предложения, при выполнении заданий требуются подсказки, уточнения, с трудом выражают свои мысли, возникают сложности в ведении диалога и пересказа. Эти несовершенства не позволят полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу и качественно подготовиться к сдаче устного экзамена по русскому языку.

Поэтому, мы увидели целесообразность использования одного из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, открывает новые возможности развития, оптимизирует работу учителя-логопеда, гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.

Метод, который я хочу представить, имеет некоторые преимущества.

Во-первых, он рассчитан на большую аудиторию и подходит для детей ОВЗ ЗПР.

Во-вторых, помогает в коррекции разных сторон речевого недоразвития. Научит быстро актуализировать словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание, поможет вызвать больший интерес к логопедическим занятиям, поможет повысить готовность к сдаче устного экзамена - итогового собеседования, а так же будет способствовать формированию умений и опыта адекватного поведения в обществе при общении, умению выразить свою мысль логично, понятно для собеседника

В третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность, уверенность в своих способностях. Применение этого метода научит анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. и что самое главное, этот метод способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего развития.

Развитие лексико-грамматического строя речи у детей – одна из основных задач коррекционного обучения. В отечественной логопедии данным направлением занимались Борякова Наталья Юрьевна, Мальцева Екатерина Васильевна, Волкова Лариса Степановна, Лалаева Лариса Ивановна. Ими разработаны учебники, программы, пособия и рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР. Ведущие ученые педагоги и писатели считали, что развитие речи имеет огромное значение в становлении человека, а игра помогает преодолеть трудности и развить любознательность.

Исходя из вышесказанного была поставлена цель:

ЦЕЛЬ: Создание благоприятных психолого-педагогических условий для коррекции лексико-грамматического строя речи способствующих успешной учебной деятельности и дальнейшей социализации.

Для этого необходимо решить ряд задач:

Формирование устойчивого интереса к логопедическим занятиям;

Коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;

Развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции для успешного прохождения экзаменов.

Начиная работу с детьми старших классов была проведена диагностика речи по Фотековой Т. А. и выявлено некоторое отставание детей в развитии лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Продиагностированы такие стороны речи как словарь существительных, прилагательных, обобщающие понятия, глагольный словарь, подбор синонимов и антонимов, исследовано умение пересказывать, составлять рассказ, умение вести диалог. Так же детей приходилось долго мотивировать для начала занятий по логопедии, часто напоминать о начале занятий и подключать классного руководителя и родителей. Для преодоления этих проблем было решено внедрить в работу логопеда на подгрупповых занятиях игровые методы. Ученые исследователи, такие как А. В. Петровский, Б. С. Волкова, И. В. Дубровина считают, что в коррекционной работе важное значение имеет игровой метод. Его главной особенностью является то, что игра стимулирует активность и формирует необычный мотивационный фон для прохождения коррекционной работы. Они подчёркивают пользу игр для детей с задержкой психического развития. Это объясняется тем, что у детей могут быть сложности в установлении коммуникации, а игра настолько увлекает ребёнка, что контакт между ним и взрослым выстраивается весьма быстро, формируя позитивный эмоциональный фон. Также важно подчеркнуть, что игровые упражнения воспринимаются детьми с большей симпатией, чем простые упражнения, т. к. детям с ЗПР может трудно даваться учебная деятельность. Включаясь в игру, ребёнок концентрируется на решении поставленной задачи, повышается его стремление к познанию, позитивное отношения к учебе.

Внедрение в подгрупповые занятия игровых методов имело 3 этапа.

1. Этап подбор игр соответствующий возрасту и потребностям детей старшеклассников ОВЗ ЗПР. На этом этапе были изучены современные игры для развития речи, мышления, расширения кругозора и словарного запаса.

2. Этап использования игр на подгрупповых логопедических занятиях.

3. Этап применения игр используемых на логопедических занятиях во внеурочной деятельности, на переменах и дома в кругу семьи.

В завершении занятий детям предлагалось игровое задание с применением игр «Алиас», «Крокодил», «Добль», «Мемори», «Словодел», «Угадай кто?». Эти игры стимулируют речевую активность, умение быстро и точно подобрать слова по смыслу, описать предмет, сформулировать вопрос, запомнить название и расположение картинок, составить слова из предоставленных букв. Игра носит соревновательный характер, что помогает ребенку учится быстро реагировать на ситуацию, активно включатся в работу, с интересом относится к заданиям и логопедическим занятиям. Игра подбирается ребенку исходя из его потребностей и трудностей. Если ребенку сложно в диалоге и при составлении рассказа подбирать подходящие слова, то «Алиас» поможет развить кругозор, расширить словарный запас и скорость реагирования на поставленную задачу. Игра «Крокодил» и «Угадай кто?» помогает ребенку в умении быстро и правильно формулировать вопрос. Игра «Мемори» расширяет кругозор, так как темы в карточках очень разнообразны, развивает мышление и память. Игра «Добль» помогает развивать быстроту реакции и дикцию, в ней нужно как можно быстрее отыскать на картинках одинаковые изображения, назвать их и только тогда забирать карточку с игрового поля в свою копилку. Игра «Словодел» развивает логическое мышление, грамотность, словарный запас, скорость мышления.

Итоговая диагностика показывет значительное улучшение показателей развития лексико-грамматического строя речи и связной речи к концу учебного года, что подтверждает предположение о том, что внедрение в логопедические занятия игровых методов благоприятно сказалось на развитии лексики, грамматики и связной речи. Следует отметить повышение интереса ребят к логопедическим занятиям, дети стали более инициативными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Обогащен словарный запас, улучшилась грамотность, повысилась работоспособность.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его личностное развитие.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей»Фотоотчет «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи детей» Ассоциация воспитателей по теме «Использование эффективных образовательных методов и технологий в развитии связной речи дошкольников»..

Мастер-класс «Применение методов мнемотехники в речевом развитии детей дошкольного возраста» Цель: - ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное.

Внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольниковВнедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых способностей дошкольников Педагогический совет №2 Тема: «Эффективное внедрение современных технологий и методов развития связной речи как условие улучшения речевых.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Применение игровых методов на логопедических занятиях по развитию связной речи у детей ОВЗ ЗПР
Опубликовано: 2 октября 2024 в 11:37
0Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Применение игровых методов на логопедических занятиях по развитию связной речи у детей ОВЗ ЗПР» (включая файлы) размещена пользователем Юлия Назарова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 октября. День поделок из природного материала. Передвижка «Природный материал»

Любая прогулка на природе будет намного интереснее, если наполнить ее поиском природных богатств, которые затем можно использовать для творчества. Осень – благодатное время для этого, ведь под ногами...

1 октября. День пожилых людей, День музыки. Передвижки

 Ежегодно 1 октября отмечается Международный день пожилых людей. Этот праздник приобретает все большую актуальность, ведь население Земли неуклонное стареет. Подсчитано, что до 2050 года число людей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД