Юлия Назарова
Применение игровых методов на логопедических занятиях по развитию связной речи у детей ОВЗ ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровых методов на логопедических занятиях по развитию связной речи у детей ОВЗ ЗПР
Работая в старших классах ОВЗ ЗПР с сентября 2023 года и диагностируя детей, обратила внимание на то, что наблюдается процент не соответствия возрастным показателям развития лексико-грамматического строя речи и связной речи.
Публикация «Применение игровых методов на логопедических занятиях по развитию связной речи у детей ОВЗ ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Логопедические занятия
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Проанализировав показатели было выявлено: бедность словарного запаса, неточность в употреблении слов, преобладание пассивного словаря над активным, дети с трудом грамматически правильно оформляют предложения, при выполнении заданий требуются подсказки, уточнения, с трудом выражают свои мысли, возникают сложности в ведении диалога и пересказа. Эти несовершенства не позволят полноценно и качественно в дальнейшем усвоить учебную школьную программу и качественно подготовиться к сдаче устного экзамена по русскому языку.
Поэтому, мы увидели целесообразность использования одного из эффективных методов развития ребенка, который позволяет быстро получить результат, открывает новые возможности развития, оптимизирует работу учителя-логопеда, гармонично вписывается в работу по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи.
Метод, который я хочу представить, имеет некоторые преимущества.
Во-первых, он рассчитан на большую аудиторию и подходит для детей ОВЗ ЗПР.
Во-вторых, помогает в коррекции разных сторон речевого недоразвития. Научит быстро актуализировать словарь, грамотно строить предложение и логическое высказывание, поможет вызвать больший интерес к логопедическим занятиям, поможет повысить готовность к сдаче устного экзамена - итогового собеседования, а так же будет способствовать формированию умений и опыта адекватного поведения в обществе при общении, умению выразить свою мысль логично, понятно для собеседника
В третьих, оригинальность формы, её увлекательность повышает познавательную активность, уверенность в своих способностях. Применение этого метода научит анализировать и сравнивать, обобщать и выделять существенные признаки предметов, рассуждать. У детей улучшится качество таких психических процессов, как произвольное внимание, логическое мышление, зрительное и слуховое восприятие. и что самое главное, этот метод способствует формированию интереса к получению знаний, что является важным условием для дальнейшего развития.
Развитие лексико-грамматического строя речи у детей – одна из основных задач коррекционного обучения. В отечественной логопедии данным направлением занимались Борякова Наталья Юрьевна, Мальцева Екатерина Васильевна, Волкова Лариса Степановна, Лалаева Лариса Ивановна. Ими разработаны учебники, программы, пособия и рекомендации по развитию лексико-грамматического строя речи у детей с ЗПР. Ведущие ученые педагоги и писатели считали, что развитие речи имеет огромное значение в становлении человека, а игра помогает преодолеть трудности и развить любознательность.
Исходя из вышесказанного была поставлена цель:
ЦЕЛЬ: Создание благоприятных психолого-педагогических условий для коррекции лексико-грамматического строя речи способствующих успешной учебной деятельности и дальнейшей социализации.
Для этого необходимо решить ряд задач:
Формирование устойчивого интереса к логопедическим занятиям;
Коррекция и развитие лексико-грамматического строя речи;
Развитие связной речи и формирование коммуникативной компетенции для успешного прохождения экзаменов.
Начиная работу с детьми старших классов была проведена диагностика речи по Фотековой Т. А. и выявлено некоторое отставание детей в развитии лексико-грамматической стороны речи и связной речи. Продиагностированы такие стороны речи как словарь существительных, прилагательных, обобщающие понятия, глагольный словарь, подбор синонимов и антонимов, исследовано умение пересказывать, составлять рассказ, умение вести диалог. Так же детей приходилось долго мотивировать для начала занятий по логопедии, часто напоминать о начале занятий и подключать классного руководителя и родителей. Для преодоления этих проблем было решено внедрить в работу логопеда на подгрупповых занятиях игровые методы. Ученые исследователи, такие как А. В. Петровский, Б. С. Волкова, И. В. Дубровина считают, что в коррекционной работе важное значение имеет игровой метод. Его главной особенностью является то, что игра стимулирует активность и формирует необычный мотивационный фон для прохождения коррекционной работы. Они подчёркивают пользу игр для детей с задержкой психического развития. Это объясняется тем, что у детей могут быть сложности в установлении коммуникации, а игра настолько увлекает ребёнка, что контакт между ним и взрослым выстраивается весьма быстро, формируя позитивный эмоциональный фон. Также важно подчеркнуть, что игровые упражнения воспринимаются детьми с большей симпатией, чем простые упражнения, т. к. детям с ЗПР может трудно даваться учебная деятельность. Включаясь в игру, ребёнок концентрируется на решении поставленной задачи, повышается его стремление к познанию, позитивное отношения к учебе.
Внедрение в подгрупповые занятия игровых методов имело 3 этапа.
1. Этап подбор игр соответствующий возрасту и потребностям детей старшеклассников ОВЗ ЗПР. На этом этапе были изучены современные игры для развития речи, мышления, расширения кругозора и словарного запаса.
2. Этап использования игр на подгрупповых логопедических занятиях.
3. Этап применения игр используемых на логопедических занятиях во внеурочной деятельности, на переменах и дома в кругу семьи.
В завершении занятий детям предлагалось игровое задание с применением игр «Алиас», «Крокодил», «Добль», «Мемори», «Словодел», «Угадай кто?». Эти игры стимулируют речевую активность, умение быстро и точно подобрать слова по смыслу, описать предмет, сформулировать вопрос, запомнить название и расположение картинок, составить слова из предоставленных букв. Игра носит соревновательный характер, что помогает ребенку учится быстро реагировать на ситуацию, активно включатся в работу, с интересом относится к заданиям и логопедическим занятиям. Игра подбирается ребенку исходя из его потребностей и трудностей. Если ребенку сложно в диалоге и при составлении рассказа подбирать подходящие слова, то «Алиас» поможет развить кругозор, расширить словарный запас и скорость реагирования на поставленную задачу. Игра «Крокодил» и «Угадай кто?» помогает ребенку в умении быстро и правильно формулировать вопрос. Игра «Мемори» расширяет кругозор, так как темы в карточках очень разнообразны, развивает мышление и память. Игра «Добль» помогает развивать быстроту реакции и дикцию, в ней нужно как можно быстрее отыскать на картинках одинаковые изображения, назвать их и только тогда забирать карточку с игрового поля в свою копилку. Игра «Словодел» развивает логическое мышление, грамотность, словарный запас, скорость мышления.
Итоговая диагностика показывет значительное улучшение показателей развития лексико-грамматического строя речи и связной речи к концу учебного года, что подтверждает предположение о том, что внедрение в логопедические занятия игровых методов благоприятно сказалось на развитии лексики, грамматики и связной речи. Следует отметить повышение интереса ребят к логопедическим занятиям, дети стали более инициативными, активными, уверенными в своих силах и возможностях. Обогащен словарный запас, улучшилась грамотность, повысилась работоспособность.
Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его личностное развитие.