Евгения Ботова
Применение игровой технологии конструирования с дарами Ф. Фребеля у детей 2–3 лет на основе художественных произведений
▼ Скачать + Заказать документы
Применение игровой технологии конструирования с дарами
Ф. Фребеля у детей 2-3 лет на основе художественных произведений
Особенности конструирования детей 2-3 лет.
Ранний возраст период активного познания окружающего мира через различные виды деятельности. В возрасте 2- 3 лет у детей достаточно умений для орудийных действий. Начинают конструирование как новый вид деятельности.
Публикация «Применение игровой технологии конструирования с дарами Ф, Фребеля у детей 2–3 лет на основе художественных произведений» размещена в разделах
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Литературная деятельность
- Младшая группа
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Фрёбель. Дары Фребеля
- Темочки
Ранний возраст (2–3 года). Конструирование пока слито с сюжетно-отобразительной игрой, выступает и как ее элемент, и как средство, помогающее разыгрыванию простых сюжетов. Последнее, в свою очередь, является мотивом для создания несложных конструкций. Поэтому оно и «сюжетным конструированием» : дети строят кроватку и укладывают, называется куклу спать, строят для нее дорожку, чтобы она после сна пошла, гулять и т. п. Инициатива принадлежит воспитателю, а дети только выполняют ее просьбы, некоторые указания типа «Подвинь кирпичик поближе».
Детское конструирование — это целенаправленный процесс создания различных фигурок, изделий и построек, в которых взаимосвязь частей конструкции определяется способом их соединения в осмысленное целое. (Материалы курса «Конструирование как средство развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста» : лекции 1–4. – М. : Педагогический университет «Первое сентября», 2008. – 80 с/ 10 С)
Федеральная образовательная программа дошкольного образования (далее ФОП ДО) конкретизирует задачи образовательной деятельности по конструированию.
1. Знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости.
2. Развивать интерес к конструктивной деятельности, поддерживать желание детей строить самостоятельно.
В содержании образовательной деятельности ФОП ДО раскрыты основные моменты руководства конструированием детей (конструктивная деятельность). В процессе игры с настольным и напольным строительным материалом педагог продолжает знакомить детей с деталями (кубик, кирпичик, трехгранная призма, пластина, цилиндр, с вариантами расположения строительных форм на плоскости. Педагог продолжает формировать умение у детей сооружать элементарные постройки по образцу, поддерживает желание строить что-то самостоятельно; способствует пониманию пространственных соотношений. Педагог учит детей пользоваться дополнительными сюжетными игрушками, соразмерными масштабам построек (маленькие машинки для маленьких гаражей и т. п.). По окончании игры приучает убирать все на место. Знакомит детей простейшими пластмассовыми конструкторами. Учит совместно с взрослым конструировать башенки, домики, машины.
Игровые технологии конструирования.
В Федеральной образовательной программе дошкольного образования (далее ФОП ДО) особо подчеркивается, что игра занимает центральное место в жизни ребенка (п. 24.5) и педагог, учитывая потенциал игры для разностороннего развития ребенка и становления его личности, максимально использует все варианты ее применения в образовательном процессе (п. 24.8).
Исследования Парамоновой Л. А. о динамике взаимосвязи игры и конструирования дошкольного периода : сначала, в раннем возрасте, конструирование слито с игрой; затем игра становится побудителем к конструированию, которое начинает приобретать самостоятельное значение для детей.
Игра это неотъемлемая часть образовательной деятельности детей раннего возраста. При использовании системы игровых методов и приемов можно говорить о реализации игровых технологий.
Игровые технологии являются частью педагогических технологий и характеризуются следующими особенностями:
- предусматривают систему действий (приемов, шагов, которые необходимы для достижения результата, соответствующего поставленной цели;
- обеспечивают получение гарантированного результата за счет выполнения действий в определенной последовательности, отбора и реализации эффективных средств, способов деятельности, а также создания условий для ее выполнения;
- позволяют унифицировать образовательный процесс и обеспечивают возможность его воспроизведения применительно к заданным условиям;
- стимулируют активное участие обучающихся в познавательном процессе, превращая их из объекта в субъект познавательной деятельности.
В младшем дошкольном возрасте игровые технологии должны опираться на наглядные носители образа и насыщенную, подобранную под образ среду. Образ представляется наглядно и с опорой на предметные действия, соответствующие образу. Роль взрослого максимально важна и выражена в его включенности в деятельность детей на всех этапах. В младшем дошкольном возрасте важно, чтобы педагог через образ стимулировал и поддерживал познавательную активность и любознательность детей. Образ предусматривает и необходимость завершения начатого действия.
Фридрих Фребель писал : «Игра есть высшая ступень детского развития, развития человека этого периода… Игра – самое чистое и самое духовное проявление человек на этой ступени… Игра является прообразом всей человеческой жизни».
Ф. Фребель, считает что: «Дитя, которое играет самодеятельно, спокойно, настойчиво, даже до телесного утомления, непременно сделается также способным, спокойным, настойчивым, самоотверженно радеющим о чужом и собственном благе» (книга «Воспитание человека»).
В его учебном заведении изготавливались существующие, а сегодня развивающие игры и игрушки с инструкциями. Все игры Фребеля отличались предельной логичностью и четкостью построения. Давайте рассмотрим, что это за игры. Они называются «дарами» и их шесть даров.
Ф. Фребель, также разработал свой дидактический материал («обучающий» материал) для детей дошкольного возраста – первый в мире дидактический материал для дошкольников. Он получил название «дары Фребеля». В дары Ф. Фребеля входили разные по форме, величине и цвету предметы: шарики, куб, мячи, цилиндр, палочки для выкладывания, полоски для плетения и т. д. Именно Ф. Фребель изобрел первую детскую мозаику, а также многие другие детские развивающие игры, хорошо известные всем нам. Например, он считал очень полезным нанизывание на тесьму бусин разного цвета из керамики, стекла, дерева. Ф. Фребель придумал задания для детей по плетению из бумаги, по оригами – складыванию из бумаги — и много других интересных детских занятий.
Ф. Фребель разработал определенные правила, методические рекомендации по использованию даров:
1. Нужно побудить ребенка к комментированию, проговариванию своих действий вслух. С этой целью немецкий педагог предлагает рифмованные строки для сопровождения игр. Их назначение состоит в возбуждении мышления ребенка для осознания им действий, которые он выполняет, и их последствий, а также действий, которые выполняет предмет, приведенный им в движение.
2. Учить ребенка рассматривать один и тот же предмет, выделяя его различные качества (величину, цвет, материал, упругость, мягкость, твердость, звук при падении и т. д.). Это правило педагог объясняет на примере игры с мячом.
3. «. В разнообразии повторения одного и того же заключается основа развития ребенка.», то есть в рассмотрении предмета (например, кубика) с разных сторон, из разных положений (показ проекций предмета). Все фребелевский игры с кубиком разработаны в соответствии с этом правилом. По мнению Ф. Фребеля, рассмотрение предметов таким способом покажет ребенку то, что один и тот же предмет с разных положений может видеться по-разному.
Первый «дар Ф. Фребеля» - состоит из семи мячиков. Шесть из них раскрашенные в цвета радуги. Для наиболее свободного раскрытия своей сущности, по утверждению педагога, ребенок с наибольшим желанием выбирает мяч, потому что:
1. Мяч ребенок может применить в игре как предмет-заменитель большого количества объектов окружающей среды; с помощью мяча маленький человек может бесконечно наследовать все, что видит вокруг себя. Таким образом, делает вывод Ф. Фребель, «…мяч для ребенка является как средством воспроизведения ее внутреннего мира, так и средством для ознакомления с внешним миром и подражания его явлений посредством игры».
2. Второй «дар» - шар, кубик и цилиндр. Второй игрушкой ребенка Ф. Фребель называет шар, обосновывая свой выбор тем, что он является «противоположностью мягкому мячу». Игры с мячом и шаром похожи, но свойства последнего – твердость и увесистость требуют от ребенка большей силы и лучшей сноровки. Шар, как и мяч, через игру развивает наблюдательность, воображение, воспитывает характер ребенка «при том незаметно для него самого», также способствует физическому развитию.
Следующая игрушка, предмет для игры, по мнению педагога, должен иметь «. качества одинаковые с соответствующими качествами шара, вместе с. противоположными качествами». Поэтому куб и должен быть третьим развивающим воспитательным другом детских игр. Кубик вводит ребенка к пониманию формы, величины, числа.
Применяя закон посредничества, Ф. Фребель рекомендует цилиндр как следующую игрушку. В этой игрушке он видит свойства шара - движение и кубика - неподвижность. Игрушку, которая имеет форму цилиндра, педагог называет «цилиндр».
Начало игр с шаром и кубиком по Ф. Фребелю приходится на вторую половину первого года жизни ребенка. Игры с этим «даром» должны быть направлены на то, чтобы ребенок понял разницу между шаром и кубом. Разницу педагог видит в том, что шар при всех видах движения видится нам, как предмет неизменный, кубик же при различных движениях и поворотах производит разное впечатление (развитие проекционного видения ребенка). Эти два первых «дара» рассматриваются Ф. Фребелем как средства-заменители для изображения ребенком других предметов.
3. Третьим фребелевским «даром» для детских игр был кубик, разделенный на восемь одинаковых кубиков. Ф. Фребель советовал начинать играть им в период от 1-го до 3-х лет. Использование этого «дара» дает ребенку возможность в наглядной форме выделить целое и часть, разницу между формой и величиной. Ребенок начинает исследовать кубик, деля его на части, и строя из частей различные формы, в которых иногда можно увидеть предметы окружающего мира. Задача воспитателя – сопровождать построение ребенком предмета небольшим рассказом. Постепенное разделение кубика на разное количество частей знакомит ребенка с числом. Части кубика можно рассматривать в отношении к форме, величине, положению относительно других частей целого, сочетания частей.
Чтобы ребенок не терял ощущения единства и целостности при построении различных форм, педагог требует использования всех восьми кубиков. Ф. Фребель советует «предоставлять ребенку как можно большую свободу изображения». Воспитатель может брать на себя роль вдохновителя для ребенка в построении предметов.
4. Четвертый «дар» - кубик, разделенный на восемь брусков. Все, что ребенок мог построить с помощью элементов предыдущего «дара», Ф. Фребель называл преимущественно изображением массы и изображением тел. Результатом игры ребенка с четвертым «даром» являются изображения плоскостной и линейной протяженности на горизонтальной плоскости в вертикальном направлении. Здесь также рассматриваются отношения формы и величины, появляются новые факты для наблюдения - равновесия и распространенного движения.
5. Пятый «дар» - кубик, дважды равномерно разделенный во всех направлениях на маленькие кубики, три из которых, в свою очередь, делятся по диагонали пополам, а остальные три - по двум диагоналям на четверти. Таким образом увеличивается число кубиков, а также появляется новый развивающий элемент - деление кубика по диагонали, благодаря которому ребенок знакомится с наклоном под определенным углом.
Большое значение Ф. Фребель отводил «дарам», которые использовались как строительный материал («дары», начиная с третьего) [1].
В своих книгах немецкий педагог формулирует правила, по которым следует проводить игры со строительным материалом:
1. Игра должна быть свободной.
2. Начало игры начинается с созерцания разделенного, но собранного в целое кубика, а потом - разделенного на части. Ребенок знакомится со всеми материалами для игры, чтобы планировать его использование.
3. Всему, что сможет построить ребенок, дается название, которое напоминает ему что-то из окружающих его предметов. Таким образом, развивается мышление, а это ведет к осознанию ребенком того, что он изобразил.
4. В процессе строительства используется весь материал «дара». Цель этого требования заключается в том, что игра должна нести умственную нагрузку, которая способствует развитию у ребенка мыслительных процессов, наблюдательности, произвольности действий, внимания и воображения.
5. Ребенок может играть с материалом только одного дара : «Отдельное и замкнутое в себе рассмотрение и применение каждой игры особенно важны для того, чтобы лучше изучить общие элементы и те, что объединяют составляющие каждой игры».
6. При переходе к следующему дару игра с предыдущим продолжается. Игры с «дарами» «. должны идти параллельно, чередуясь в зависимости от потребностей ребенка и способствуя выяснению и более всестороннему и жизненном применении»; переход от одного к другому «дару» должен сопровождаться их сравнением, выделением противоположных и общих качеств и свойств.
7. Дети могут меняться дарами, но обязательно материал дара передавать собранным в коробочку, тоже самое и при окончании игры.
8. Когда ребенок полностью исчерпает игру с материалами каждого отдельного ящичка, включительно до четвертого, тогда можно дать два «дара» «для совместного и объединяющего пользования их в играх».
Для реализации задач ФОП ДО и развития конструирования у детей раннего возраста в игровой деятельности нами была создана игровая технология конструирования с дарами Фребеля на основе художественных произведений.