Вера Войтенко
Ознакомление с нитками мулине
▼ Скачать + Заказать документы
Приложение 4
Ознакомление с нитками мулине
Цель. Познакомить с нитками «мулине». Учить составлять из них узор.
Материал. Разноцветные мотки различных ниток, в том числе мулине, кусочки ваты, различные геометрические фигуры из картона (прямоугольник, круг, квадрат и овал, ножницы.
Публикация «Ознакомление с нитками мулине» размещена в разделах
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть нитки, положенные на стол. Сначала показывает толстые, которыми можно вязать крючком или на спицах шарфы, шапки и рукавички. Затем показывает нитки в катушках, которые используются для шитья. Далее знакомит с нитками для вышивания – мулине (они тонкие, яркие, с многочисленными оттенками, предлагает детям рассмотреть и потрогать нитки, а потом выложить из них узор. Дети выкладывают узоры из разноцветных ниток на различных геометрических формах – на прямоугольнике, квадрате, круге, и т. д.
Педагог предлагает детям послушать сказку: «Когда-то, очень давно, люди жили в красивой долине. Там было много зеленых лесов, синих рек, красивых роз, ярко светило солнце, а люди носили одежду, сшитую из белой ткани. Ткани были белыми, потому, что люди не умели красить нитки». Предлагает детям взять в руки кусочек ваты и аккуратно вытянуть и скрутить ниточку. «Так люди научились прясть нитки. Потом им захотелось украсить свою одежду. И они начали декорировать ее живыми цветами».
Чтобы научиться вышивать, нужно сначала познакомиться со свойствами ниток для вышивания-мулине. Педагог показывает тонкую нить, предлагает детям потрогать ее. (Педагог показывает разноцветных кукол-человечков, сделанных из мулине, и предлагает детям самим смастерить нечто подобное). В случае затруднения оказывает помощь. Под русскую народную мелодию дети танцуют со своими человечками, сделанными из ниток.
Знакомство с иглой[/b]
Цель. Познакомить с коробочкой для ручного труда, её содержимым (штопальная игла с большим ушком, нитки). Рассказать о правилах безопасности при работе с иглой.
Материал. Коробочки для ручного труда, иголка с ниткой, воткнутая в мягкую подушечку, кусочки картона, ножницы, кусочки ткани, картон с помеченными дырочками.
Ход занятия. Педагог предлагает детям рассмотреть коробку для ручного труда и её содержимое – иголку с ниткой, воткнутую в мягкую подушечку, кусочки картона, ножницы, кусочки ткани.
Затем показывает детям длинную, толстую и с большим ушком иглу. Предлагает подумать, для чего нужны такие иглы. Обобщает ответы детей и показывает, как иглой можно прокалывать ткань. Говорит, что для шитья необходима ещё нитка, показывает, как нужно правильно её держать, чтобы вдеть в ушко иголки. Особо отмечает, что с иголкой нужно обращаться осторожно, чтобы не уколоться и не поцарапаться.
Приложение 5
[/b]
ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ ЗАНЯТИЕ:
«СИМВОЛИКА ЦВЕТА В СТАРИННОЙ РУССКОЙ ВЫШИВКЕ,
СИМВОЛЫ УЗОРОВ ВЫШИВКИ».
Материалы к занятию: игра «Символы русской вышивки», подбор иллюстраций вышитой одежды, предметов быта, клубок красных ниток.
Ход занятия. Воспитатель приглашает детей сесть поудобнее, показывает им красный клубочек ниток: «Дети, сегодня из страны сказок прикатился к нам волшебный клубочек, он принес нам новую сказку, послушайте:
Жила на свете Марья-искусница. Любила она гулять по полям да лесам. Собирать букеты цветов, слушать пение птиц, журчание ручьев. Что ни увидит, то нарисует, а потом вышьет. Нитки для вышивания выкрасит сама, а помогут ей в этом листья да коренья растений - из них она делала краску. Умелая да ловкая была Марья-искусница. Вот и сложили люди о ней сказку. Всех девушек научила она своему умению. Стали они украшать свою одежду, скатерти, полотенца. А к свадьбе своей они должны были обязательно вышить полотенце, которое называлось: «рушник». Этим полотенцем украшали в доме окна, зеркало, красные углы, стены во время свадьбы. И красовались на этом рушнике диковинные птицы, травы, расцветали чудесные цветы. Люди верили, что такой вышитый рушник обладает волшебной силой охранять благополучие и счастье семьи. Женские рубахи украшали вышивкой по рукавам, подолу, предплечью. Мужские - по вороту. Люди верили, что вышитая одежда оберегает человека то беды и болезни, поэтому и вышивку они называли «оберег» от слова беречь».
Помните, мы с вами читали сказку о Василисе Прекрасной и уже познакомились с этим словом, - «оберег»?
У меня на столе - красивая коробочка, украшенная орнаментом узоров вышивки, давайте посмотрим, что в ней?
Воспитатель достает подборку иллюстраций с изображением вышитых изделий (старинная вышивка).
Воспитатель спрашивает детей: «Каким цветом вышиты все эти изделия?» «Красным и черным»,- отвечают дети. Воспитатель объясняет, что это не случайно: красный цвет- цвет огня, солнца, а черный - цвет земли. Без солнышка, без света его, без тепла не могут жить ни люди, ни животные, ни растения. Земля - наш дом и наша кормилица.
Продолжая рассматривать иллюстрации, дети выделяют повторяющиеся элементы, а воспитатель рассказывает, что они означают (используя отдельные карточки из д/игры «Символы русской вышивки»).
Крест, ромб, круг, квадрат - символы солнца. Волнистая линия - вода, линия дождя (без воды не могут жить ни растения, ни животные, ни люди). Еще эту линию называют линией жизни. Пошла вверх линия - все хорошо, урожай богатый, все сыты, в мире живут, вниз линия пошла - голод, война или какие-то беды. Так все меняется в жизни. Женская фигурка - этот знак называется «Мать - Сырая Земля». Зигзагообразная линия - тоже линия дождя, или линия жизни. Прямая линия-прямая, светлая дорога. Елочка - дерево жизни и добра, пожелания благополучия и счастливой жизни.
Кроме этих символов, на вышивке множество изображений зверей, птиц, но о них мы будем беседовать в другой раз. Вот сколько секретов открыл нам красный клубок - колобок.
В наше время люди тоже носят вышитую одежду, правда теперь узоры самые разные, да и мало кто знает, что сами узоры что-то означают кроме украшения, а вы теперь знаете и сможете рассказать своим близким и даже сами попробуют кто захочет вышить что-нибудь.
ОБРАЗ СОЛНЦА В УЗОРАХ НАРОДНОЙ ВЫШИВКИ
Воспитатель предлагает детям отгадать загадку:
«Голубой платок, красный колобок, по платку катается, людям усмехается»
«Встану я рано, бело да румяно, Умоюсь росой, расчешу золотые косы»
Дети отгадывают: «Солнце».
- А как еще можно ласково произнести это слово?
- Солнышко, без солнца невозможна жизнь на земле, оно согревает землю, дает свет.
Издавна люди поклонялись солнцу, воспевали в песнях, сочиняли заклички; сказки о нем. Солнце представлялось людям то ходящей по небу красной, (блестящей) девушкой, то «божьей дочкой» или богиней, появляющейся на небе в пурпурной одежде зари и в сиянии лучей. На вышивках женские фигурки, выполненные красной нитью из геометрических фигур, усыпанные солярными (солнечными) знаками, изображают солнце. Если руки фигуры подняты вверх, это - весеннее солнце («дева»); если опущены вниз - осеннее солнце (или «мать»).
В узорах народной вышивки есть многочисленные изображения «девы», держащей в поднятых руках чудо - птиц, отмеченных солярными знаками.
В народных русских сказках утренняя заря представлялась в образе блестящей златокрылой птицы, а одно из преданий повествует, что у Солнца есть две вечно юные сестры - заря утренняя и заря вечерняя. Они - свет, рождаемый солнцем, поэтому постоянно, находятся при божестве и прислуживают ему. (Воспитатель показывает детям этот мотив).
Само солнце люди тоже представляли в виде птицы, потому что движется по небу подобно птице. Златокрылая, огненная, светозарная птица - солнце, жар - птица или птица - пава, как ее называли в народе,- то сидит на «дубе-стародубе», то летит над землей и роняет из своего хвоста перья - лучи. Птица - солнце связана с весенней порой года. На вышивках птица эта всегда изображена с поднятыми крыльями и расправленными перьями, со знаками солнца, света, огня и плодородия, - дополнялись представлениями о быстроте его движения. Дневное светило «резвеев всех на свете».
В народном поэтическом мышлении образ утреннего весеннего солнца связывался не только с птицей, но и ретивым огнедышащим конем. Предание гласит, что солнце разъезжает по небу на подобных птицам крылатых конях. Конь с птицей часто изображаются вместе. Солнечные кони в народном представление - существа фантастические -шерсть у этих «сивок-златогривок» серебряная, хвост и грива золотые-«золотая шерстинка, серебряная спинка», «из ноздрей пламя пышет, искры летяг».
Воспитатель рассматривает с детьми изображения коней на вышивках, обращает внимание детей на необычные, словно проросшие веточками растений хвосты солнечных коней. Оказывается, лошадь в давние времена была воплощением божества растительности, с ее хвостом связывалось представление о плодородии.
Приложение 6
Правила безопасности труда
Техника безопасности при работе с ножницами
1. Храните ножницы в указанном месте в определённом положении.
2. При работе внимательно следите за направлением резания.
3. Не работайте с тупыми ножницами и с ослабленным шарнирным креплением.
4. Не держите ножницы лезвием вверх.
5. Не оставляйте ножницы с открытыми лезвиями.
6. Не режьте ножницами на ходу.
7. Не подходите к товарищу во время работы.
8. Передавайте закрытые ножницы кольцами вперёд.
9. Во время работы удерживайте материал левой рукой так, чтобы пальцы были в стороне от лезвия.
Техника безопасности при работе с иглой
1. Хранить иглы нужно в определенном месте (в игольнице, специальной коробке).
2. Запрещается брать иглу в рот, вкалывать ее в одежду.
3. Шить необходимо с наперстком, чтобы не поранить палец.
4. Нельзя шить ржавой иглой: она плохо входит в ткань, портит ее и может сломаться.