Елена Боброва
Доклад из опыта работы «Построение предметно — развивающей среды»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРИЛОЖЕНИЕ 1:
Доклад из опыта работы по теме :
"Построение предметно - развивающей среды"
Детское экспериментирование - это одно из новых направлений в дошкольном воспитании, поэтому сейчас идет поиск путей его осуществления, одним из которых является организация развивающей среды. Предметная среда окружает и оказывает влияние на ребенка уже с первых минут его жизни. Однако истинно развивающей средой является та, в которой ребенок может самостоятельно действовать.
Публикация «Доклад из опыта работы „Построение предметно — развивающей среды“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Оформление детских садов
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
Развивающей средой является та, в которой ребенок может самостоятельно действовать. Производя пробы поискового и подражательного характера, ребенок приобретает личный опыт, в основе которого - его активная деятельность.
Поэтому в дошкольных образовательных учреждениях предлагается создавать лаборатории, которые условно можно разделить на два вида: лаборатория экспериментирования в отдельном помещении и мини- лаборатория в групповой комнате. Под лабораторию экспериментирования можно переделать любое свободное помещение. Желательно, чтобы в нем были вода и раковины. Это позволит детям мыть руки сразу после занятий, а педагогам быстро приводить в порядок столы и оборудование. На дверях лаборатории вывешивается табличка с названием и эмблемой, которые придумывают вместе с взрослыми.
Мини - лаборатория экспериментирования может занимать в группе небольшой хорошо освещенный угол или совмещаться с учебной зоной. Здесь необходимо иметь шкаф, чтобы хранить в нем приборы, материалы, коллекции, а также отдельный столик, на котором находятся те или иные материалы и оборудование для продолжения самостоятельного исследования по изучаемой теме. Если в группе нет свободного места для мини- лаборатории, то ее можно организовать как передвижную. Таким образом, одной из главных задач лаборатории- экспериментирования и мини - лаборатории является - создать условия для развития у детей способности задавать вопросы и самостоятельно искать и находить на них ответы, находить решения.
ПРИ СОЗДАНИИ ДАННЫХ ЛАБОРАТОРИЙ НЕОБХОДИМО СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ТРЕБОВАНИЯ:
1. Материалы и оборудование располагать в доступном для свободного экспериментирования месте и в достаточном количестве.
2. В лаборатории экспериментирования желательно иметь:
* ПРИБОРЫ-ПОМОШНИКИ: увеличительные стекла, микроскопы, термометры, весы (безмен, песочные часы,компас, магнитную доску, горелку.
* разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы.
* ПРИРОДНЫЙ МАТЕРИАЛ: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перышки, спил с деревьев, мох, семена и т. д.
* УТИЛИТАРНЫЙ МАТЕРИАЛ: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т. д.
* ТЕХНИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ : гайки, скрепки, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т. д.
* РАЗНЫЕ ВИДЫ БУМАГИ: обычная, картон, наждачная, копировальная и др.
* КРАСИТЕЛИ: пищевые и непищевые (гуашь, акварельные краски)
* МЕДИЦИНСКИЕ МАТЕРИАЛЫ: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы без иголок, резиновые груши и т. д.
* ПРОЧИЕ МАТЕРИАЛЫ: зеркала, воздушные шары, масло, сахар, соль, цветные и прозрачные стекла, сито, свечи и т. д.
* ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ: детские халаты, клеенчатые фартуки, полотенца, контейнеры для хранения сыпучих веществ, материалов и мелких предметов.
Опыты в мини - лаборатории проводятся только по желанию детей. Воспитатель никого не принуждает, желающие дети могут проводить их многократно в течении нескольких дней. Воспитатель уточняет у ребенка цель опыта, но в ход его не вмешивается. Пусть ребенок пробует, ошибается, варьирует, но сам приходит к результату.
Занятия-эксперименты проводить сложно, в том плане, что требуется большая подготовка для воспитателя. Но, как приятно, когда в процессе экспериментов у детей горят глаза, когда они открывают для себя что - то новое. Таким образом : занятия становятся интересными, увлекательными, происходит активизация мыслительной деятельности, дети вырабатывают в себе уверенность, желание узнать как можно больше, обогащают яркими красками окружающий мир.