Ольга Алексеева
Приемы развития речи и стимуляции речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Хорошему владению речью, нужно учиться не один год и начинать обучение желательно как можно раньше, в самом раннем возрасте. Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более убедительно выглядит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения.
Для того чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нем) ребенок должен: во-первых, находится в так называемой «языковой среде» - то есть иметь возможность слышать окружающую речь и во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем основные смысловые единицы языка – слова.
Публикация «Приемы развития речи и стимуляции речевой активности детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Для детей характерна хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи традиционно разделяют на три этапа:
• Доречевой этап от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета.
• Дограмматический этап первичного освоения языка – от 1 года до 2-х лет.
• Этап усвоения грамматики, занимающий 3-й год жизни ребенка.
Особенно важным периодом развития речи ребенка являются первые 3 года жизни ребенка. Развитие речи ребенка идет по двум направлениям. Это развитие понимания речи и развитие «активной» собственной речи, как способности говорить, то есть импрессивной и экспрессивной речи.
В своей работе с детьми раннего возраста для развития данных направлений я использую следующие приемы развития речевой активности.
1. Разговор с самим собой
Например, когда малыш находится недалеко от взрослого, необходимо начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (при этом, не растягивая слова) и отчётливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша.
2. Говорить по очереди.
Малыши и взрослые общаются по очереди.
В данном приеме на произносимое ребенком «Ба-ба-ба, да-да, ба» отвечаю фразами типа: «Слышу, слышу!» или «Правда?», как будто звуки, произносимые ребёнком, имеют для него огромное значение. Сама интонация взрослого поощряет дальнейшие попытки ребёнка выразить себя в звуках.
3. Параллельный разговор.
Этот приём отличается от предыдущего тем, что я описываю все действия ребё нка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Ис-пользование этого приёма помогает, подсказывает ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет ис-пользовать самостоятельно.
4. Параллельный разговор и называние предметов.
Когда я называю словами то, что воспринимает ребёнок, и его действия, то я таким параллельным разговором помогаю ребёнку выучить или узнать новые слова. Сидя около малыша, смотрящего на кошку, необходимо говорить: «Видишь кошку?» или «А вот кошка». Когда ребёнок ползёт по подушке, взрослый проговаривает: «Саша ползёт по по-душке». Когда маленькие дети находятся в звучащей языковой среде, совпадающей с тем, что они делают, их словарный запас растёт очень быстро.
5. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.
Этот приём в моей работе помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится глухим, глупым. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку говоря при этом: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые воз-можности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.
6. Дополнение и развитие мысли.
Этот прием я использую, когда малыши говорят с помощью одного или двух слов, взрослые должны дополнять сказанное. Когда ребё нок говорит: «Мяч», взрослый превращает это слово в предложение «Вот мяч», а затем следующий шаг «Вот большой красный мяч». Когда малыши начинают говорить с помощью набора слов, взрослые расширяют сказанное, добавляя больше значимой информации. Например, если малыш говорит: «Вон та собачка», взрослый развивает эту мысль в предложение: «Да, у этой собачки коричневая шерсть».
7. Объяснение.
Взрослые всё время пользуются речью, чтобы объяснить детям, что будет происходить дальше, будь то приближающийся обед, время сна или необходимость одеваться. Дети начинают понимать и запоминать, что следует делать в приближающейся ситуации, особенно если эти указания одновременно объясняют, почему мы это делаем. Когда дети слышат предложения типа: «Когда мы уберём все игрушки, тогда пойдем гулять. Игрушки будут на месте», они получают важную информацию о планировании, настойчивости, саморегуляции, окончании действия.
8. Открытые вопросы и ответы. Этот прием дает, мне возможность поговорить с малышом используя, преимущественно открытые вопросы. В отличие от вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет», открытые вопросы предполагают, разнообразные ответы и способствуют развитию речи. Например, малыш, показывая на дерево, спрашивает меня: «Что это?». В ответ я спрашиваю: «А что ты видишь?», тем самым, давая возможность малышу поговорить о листиках, птичках на дереве. Открытые вопросы и ответы развивают речевые умения. Ребёнок коммен-тирует, я провоцирую его на продолжение высказывания с помощью открытых вопросов или собственных реплик.
9. Приговоры.
Использование игровых песенок, потешек, приговоров в моей совмест-ной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопро-вождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обу-чению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, от-дельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи. Особое место в моей работе занимает именно этот прием так как, большинство произведений устного народного творчества как раз и создавались с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.
10. Выбор.
Это следующий прием, применяемый мною в работе с детьми раннего возраста. Мы предоставляем ребёнку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми, например: «Тебе яблоко целиком или половинку?»
11. Игры с природным материалом.
Данный прием оказывает огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка, потому что разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. Ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребёнок сотворил сам.
12. Продуктивные виды деятельности.
На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми раз-нообразными языками, заменяющими слова: жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребёнка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым лёгким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические спо-собности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в фор-мировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Ребенок писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью продуктивных видов деятельности, а я ему в этом помогаю.
13. Замещение.
Еще одним из приемов в моей работе с детьми раннего возраста является замещение. Слова: «Представь, что.» — наполнены для ребёнка особой притягательной силой. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.
14 .Ролевая игра.
Этот вид детской деятельности в раннем возрасте только формируется. Взрослым необходимо организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра «в телефон» стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.
15. Музыкальные игры.
Считаю, что значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, народные игры типа «Каравай», «По кочкам», «А мы просо сеяли» и др.
Таким образом, разнообразие приемов помогает мне оказывать разноплановое комплексное воздействие на формирование речи детей раннего возраста.