Папки-передвижки

Приемы развития речи и стимуляции речевой активности детей раннего возраста

Ольга Алексеева
Приемы развития речи и стимуляции речевой активности детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Хорошему владению речью, нужно учиться не один год и начинать обучение желательно как можно раньше, в самом раннем возрасте. Как известно, владение речью играет значительную роль не только в повседневной жизни, но и в профессиональной сфере. Более убедительно выглядит тот человек, который может убедительно и доходчиво изложить свои мысли, идеи, взгляды, соображения.

Для того чтобы овладеть языком (понимать его и общаться на нем) ребенок должен: во-первых, находится в так называемой «языковой среде» - то есть иметь возможность слышать окружающую речь и во-вторых, овладеть способностью воспроизводить звуки, звукосочетания, а затем основные смысловые единицы языка – слова.

Публикация «Приемы развития речи и стимуляции речевой активности детей раннего возраста» размещена в разделах

Для детей характерна хронология и последовательность в усвоении языка. Развитие детской речи традиционно разделяют на три этапа:

Доречевой этап от рождения до 1 года, который делится на период гуления и период лепета.

• Дограмматический этап первичного освоения языка – от 1 года до 2-х лет.

• Этап усвоения грамматики, занимающий 3-й год жизни ребенка.

Особенно важным периодом развития речи ребенка являются первые 3 года жизни ребенка. Развитие речи ребенка идет по двум направлениям. Это развитие понимания речи и развитие «активной» собственной речи, как способности говорить, то есть импрессивной и экспрессивной речи.

В своей работе с детьми раннего возраста для развития данных направлений я использую следующие приемы развития речевой активности.

1. Разговор с самим собой

Например, когда малыш находится недалеко от взрослого, необходимо начать говорить вслух о том, что видите, слышите, думаете, чувствуете. Говорить нужно медленно (при этом, не растягивая слова) и отчётливо, короткими, простыми предложениями — доступными восприятию малыша.

2. Говорить по очереди.

Малыши и взрослые общаются по очереди.

В данном приеме на произносимое ребенком «Ба-ба-ба, да-да, ба» отвечаю фразами типа: «Слышу, слышу!» или «Правда?», как будто звуки, произносимые ребёнком, имеют для него огромное значение. Сама интонация взрослого поощряет дальнейшие попытки ребёнка выразить себя в звуках.

3. Параллельный разговор.

Этот приём отличается от предыдущего тем, что я описываю все действия ребё нка: что он видит, слышит, чувствует, трогает. Ис-пользование этого приёма помогает, подсказывает ребёнку слова, выражающие его опыт, слова, которые впоследствии он начнет ис-пользовать самостоятельно.

4. Параллельный разговор и называние предметов.

Когда я называю словами то, что воспринимает ребёнок, и его действия, то я таким параллельным разговором помогаю ребёнку выучить или узнать новые слова. Сидя около малыша, смотрящего на кошку, необходимо говорить: «Видишь кошку?» или «А вот кошка». Когда ребёнок ползёт по подушке, взрослый проговаривает: «Саша ползёт по по-душке». Когда маленькие дети находятся в звучащей языковой среде, совпадающей с тем, что они делают, их словарный запас растёт очень быстро.

5. Провокация, или искусственное непонимание ребёнка.

Этот приём в моей работе помогает ребёнку освоить ситуативную речь и состоит в том, что взрослый не спешит проявить свою понятливость и временно становится глухим, глупым. Например, если малыш показывает на полку с игрушками, смотрит на вас и вы хорошо понимаете, что нужно ему в данный момент, попробуйте дать ему не ту игрушку говоря при этом: «Я не понимаю, что ты хочешь: киску, куклу, машинку?» В подобных ситуациях ребёнок охотно активизирует свои речевые воз-можности, чувствуя себя намного сообразительнее взрослого. Этот приём эффективен не только для называния предметов, но и словесного обозначения действий, производимых с ними.

6. Дополнение и развитие мысли.

Этот прием я использую, когда малыши говорят с помощью одного или двух слов, взрослые должны дополнять сказанное. Когда ребё нок говорит: «Мяч», взрослый превращает это слово в предложение «Вот мяч», а затем следующий шаг «Вот большой красный мяч». Когда малыши начинают говорить с помощью набора слов, взрослые расширяют сказанное, добавляя больше значимой информации. Например, если малыш говорит: «Вон та собачка», взрослый развивает эту мысль в предложение: «Да, у этой собачки коричневая шерсть».

7. Объяснение.

Взрослые всё время пользуются речью, чтобы объяснить детям, что будет происходить дальше, будь то приближающийся обед, время сна или необходимость одеваться. Дети начинают понимать и запоминать, что следует делать в приближающейся ситуации, особенно если эти указания одновременно объясняют, почему мы это делаем. Когда дети слышат предложения типа: «Когда мы уберём все игрушки, тогда пойдем гулять. Игрушки будут на месте», они получают важную информацию о планировании, настойчивости, саморегуляции, окончании действия.

8. Открытые вопросы и ответы. Этот прием дает, мне возможность поговорить с малышом используя, преимущественно открытые вопросы. В отличие от вопросов, на которые можно ответить «да» или «нет», открытые вопросы предполагают, разнообразные ответы и способствуют развитию речи. Например, малыш, показывая на дерево, спрашивает меня: «Что это?». В ответ я спрашиваю: «А что ты видишь?», тем самым, давая возможность малышу поговорить о листиках, птичках на дереве. Открытые вопросы и ответы развивают речевые умения. Ребёнок коммен-тирует, я провоцирую его на продолжение высказывания с помощью открытых вопросов или собственных реплик.

9. Приговоры.

Использование игровых песенок, потешек, приговоров в моей совмест-ной деятельности с малышами доставляет им огромную радость. Сопро-вождение действий ребёнка словами способствует непроизвольному обу-чению его умению вслушиваться в звуки речи, улавливать её ритм, от-дельные звукосочетания и постепенно проникать в их смысл. Научившись различать вариативность забавных звуковых сочетаний, дети, подражая взрослым, начинают играть словами, звуками, словосочетаниями, улавливая специфику звучания родной речи. Особое место в моей работе занимает именно этот прием так как, большинство произведений устного народного творчества как раз и создавались с целью развития двигательной активности малыша, которая теснейшим образом связана с формированием речевой активности. Чем больше мелких и сложных движений пальцами выполняет ребёнок, тем больше участков мозга включается в работу.

10. Выбор.

Это следующий прием, применяемый мною в работе с детьми раннего возраста. Мы предоставляем ребёнку возможность выбора. Формирование ответственности начинается с того момента, когда малышу позволено играть активную роль в том, что касается лично его. Осуществление возможности выбора порождает у ребёнка ощущение собственной значимости и самоценности. Уже к двум годам малыш вполне может самостоятельно делать выбор, если это право ему предоставлено взрослыми, например: «Тебе яблоко целиком или половинку?»

11. Игры с природным материалом.

Данный прием оказывает огромное влияние на рост речевой и познавательной активности ребёнка, потому что разнообразие и доступность объектов, которые он время от времени может исследовать: смотреть на них, пробовать на вкус, манипулировать, экспериментировать, делать о них и с ними маленькие открытия. Ребёнок занят делом, он знакомится с материалом, изучает его свойства, функции. Самые любимые и лучшие игрушки — те, что ребёнок сотворил сам.

12. Продуктивные виды деятельности.

На ранней стадии речевого развития ребёнок овладевает самыми раз-нообразными языками, заменяющими слова: жестикуляцией, мимикой, звукоподражанием, элементарным изображением. Слово является для ребёнка только одним из способов выражения мыслей, но далеко не самым лёгким. Для многих своих мыслей и представлений он не находит подходящих слов, и выражает их по-своему, другими, более доступными способами: через продуктивные виды деятельности. Рисование, лепка, аппликация, конструирование развивают не только лингвистические спо-собности ребёнка, но и сенсорные, имеющие особое значение в фор-мировании мыслительной деятельности. Мысль человека становится более определённой, понятной, если она записывается. Ребенок писать не может и не умеет, а потому он фиксирует свои мысли и представления с помощью продуктивных видов деятельности, а я ему в этом помогаю.

13. Замещение.

Еще одним из приемов в моей работе с детьми раннего возраста является замещение. Слова: «Представь, что.» — наполнены для ребёнка особой притягательной силой. Игры-пантомимы и игры-имитации являются первой ступенькой театрализованной и сюжетно-ролевой игры.

14 .Ролевая игра.

Этот вид детской деятельности в раннем возрасте только формируется. Взрослым необходимо организовать ролевые игры. Например, игра в телефон, когда ребёнок, используя игрушечный аппарат, может звонить маме, папе, бабушке, сказочным персонажам. Игра «в телефон» стимулирует речевое развитие ребёнка, формирует уверенность в себе, повышает коммуникативную компетентность.

15. Музыкальные игры.

Считаю, что значение музыкальных игр в речевом развитии ребёнка трудно переоценить. Малыши с удовольствием подпевают, обожают шумовые музыкальные инструменты, народные игры типа «Каравай», «По кочкам», «А мы просо сеяли» и др.

Таким образом, разнообразие приемов помогает мне оказывать разноплановое комплексное воздействие на формирование речи детей раннего возраста.

Публикации по теме:

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей младшего возраста Проблема развития речи детей дошкольного возраста средствами устного народного творчества на сегодняшний день имеет особую значимость..

Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки»Дидактическое пособие по развитию речевой активности детей младшего дошкольного возраста по произведениям А. Л. Барто «Игрушки» В раннем возрасте основой становления личности ребенка является предметно-игровая деятельность. Игра- один из тех видов деятельности, которые.

Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников»Консультация для родителей «Методы и способы стимуляции речевой активности у младших дошкольников» МЕТОДЫ И СПОСОБЫ СТИМУЛЯЦИИ РЕЧЕВОЙ АКТИВНОСТИ У МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Цель: раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности.

Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста»Консультация для воспитателей «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» «Организация предметно-развивающей среды для развития речи детей раннего возраста» - консультация для педагогов дошкольного образования.

План по самообразованию «Использование дидактических игр с целью развития познавательной активности детей раннего возраста» Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «Металлплощадская» средняя общеобразовательная школа, дошкольные группы. Детский сад.

Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. Предметная среда, как средство развития речи у детей раннего возраста. «В пустых стенах ребенок не заговорит» - заметила в свое время.

Развитие двигательной активности у детей раннего возрастаРазвитие двигательной активности у детей раннего возраста Вопрос поддержания здоровья наших детей всегда актуален. Наиболее распространённым детским заболеванием является сколиоз. Именно не врождённый,.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей среднего дошкольного возраста Для свободного владения речью, ребенок, прежде всего, должен обладать достаточно большим запасом слов, овладение родным языком является.

Устное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возрастаУстное народное творчество в развитии речевой активности детей старшего дошкольного возраста Успех в современном обществе, в первую очередь приходит к тому, кто хорошо говорит. Речь не является врожденной способностью человека, она.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Приемы развития речи и стимуляции речевой активности детей раннего возраста
Опубликовано: 29 октября 2020 в 12:55
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Приемы развития речи и стимуляции речевой активности детей раннего возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Алексеева (УИ 119635) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД