Третьякова Галина Андреевна
Приемы обучения детей с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
СПЕЦИАЛЬНЫЕ (КОРРЕКЦИОННЫЕ) ТЕХНОЛОГИИ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ
Как правило, практические, наглядные и словесные методы, а также технологии снятия напряжения, методы альтернативной коммуникации (если они необходимы) используются в комплексе, что позволяет детям с ОВЗ полноценно воспринимать, осмысливать, удерживать и перерабатывать информацию.
Эти методы можно обобщенно представить в следующей таблице:
Специальные практические методы обучения Специальные словесные
методы обучения Методы альтернативной коммуникации Специальные наглядные методы обучения
Темочки:
Технологии снятия напряжения
• Практико-ориентированная направленность урока.
• Применение различных форм организации урока.
• Выбор заданий для коррекции нарушенных звеньев ВПФ и
стимулирования умственной деятельности.
• Подбор индивидуализированных материалов для процесса обучения.
• Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
• Дозирование информации.
• Мультисенсорный (полисенсорный) подход.
• Многократное повторение и закрепление.
• Дидактические игры.
• Использование вариативных приемов обучения.
• Применение технических средств обучения.
• Доброжелатель- ность и спокойствие.
• Оказаниестимулирующей помощи.
• Оказание организующей помощи.
• Оказаниенаправляющей помощи.
• Карточки Pecs.
• Мануальные знаки (жесты).
• Глобальное чтение.
• Предметные символы.
• Графические символы.
• Коммуникация с помощью вспомогательных устройств.
• Наглядные
схемы, таблицы, памятки, шаблоны общего хода выполнения заданий.
• Наглядные дидактические пособия.
• Наглядные индивидуальные карточки.
• Смена видов деятельности.
• Двигательная разрядка.
• Веселые подвижные игры.
1) Специальные практические методы обучения Практико-ориентированная направленность урока. Урок должен актуализировать уже имеющийся опыт.
Также задача педагога сделать урок практико-ориентированным и максимально приближенным к окружающей действительности.
Применение различных форм организации урока.
Это могут быть индивидуальная работа, парная работа, коллективная работа, что помогает разнообразить урок, сделать его более насыщенным и интересным.
На уроках учащихся с ОВЗ можно включать в различную деятельность. Например, на одном уроке – быть дежурным, на другом – провести зарядку, на третьем – проверить знание новых понятий учащимися и т. п.
Четкая структура урока необходима для таких детей, например, как дети с РАС. С такими детьми первым обязательным условием является наличие четких границ урока. Для этого рекомендуется водить единые ритуалы начала и окончания урока. Второе условие – это поддержание единого алгоритма урока внутри одного предмета ( например: подача нового материала, самостоятельная работа, объяснение домашнего задания). Со временем, в устоявшуюся структуру урока можно подключать новые элементы, такие как: работа в парах, работа у доски, работа над проектом и т. д. Важно так подобрать размер задания, что бы дети заканчивали урок одновременно.
По окончании урока, рекомендуется подводить итог урока. Для этого рекомендуется не проводить стандартную процедуру «воспоминания о том, что делали на уроке», а выписать опорные фразы из содержания нового материала, для того, что бы еще раз акцентировать внимание на новом материале.
Выбор заданий для коррекции нарушенных звеньев высших психических функций (далее – ВПФ) и стимулирования умственной деятельности.
Коррекционно-развивающее сопровождение учащихся с ОВЗ направлено на преодоление возникающих у них трудностей включения в общеобразовательный процесс. Коррекция идет тем успешнее, чем быстрее формируется устойчивая учебная мотивация. Это требует определенного времени, поскольку у детей этой категории преобладают игровые мотивы.
На начальных этапах обучения целесообразно использовать продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, аппликация, конструирование и др.). Эти виды работ вызывают у детей интерес к самому процессу деятельности, позволяют учить элементам планирования, развертыванию высказываний по этапам деятельности.
Использование продуктивных видов деятельности на начальных этапах обучения эффективно и в целях формирования самоконтроля и самооценки учащихся. Поскольку ученик, выполнив задание, приобретает определенный продукт деятельности, создается благоприятная ситуация для обучения детей навыку оценивания собственной работы, сравнению полученного результата с заданным образцом.
Целесообразнее всего начинать корригировать деятельность в работе по наглядно-предметному образцу, т. к. она занимает большое место в повседневной учебной работе и позволяет формировать обобщенные приемы умственной деятельности, необходимые для усвоения учебного материала по любому школьному курсу.
Включайте в процесс обучения задания на развитие восприятия, анализирующего наблюдения, мыслительных операций (анализа и синтеза, группировки и классификации, систематизации, действий и умений.
Необходимо обучение анализу образца, т. е. целенаправленному рассматриванию его с вычленением существенных признаков.
Параллельно идет формирование у учащихся умения ориентироваться в задании: знание исходных данных, представление о конечном результате работы и необходимых для его достижения действиях. Следует учить учащихся полному самостоятельному описанию образца с указанием всех его необходимых признаков.
Полный и точный анализ образца и достаточная ориентировка в задании помогают детям правильно организовать последующую работу, снимают характерную для них импульсивность.
Формированию умения анализировать образец способствует сравнение двух похожих, но не тождественных объектов; преобразование какого-либо объекта путем изменения некоторых его признаков. Учащиеся должны научиться выделять признаки сходства и различия сравниваемых объектов (например, сравнение автобуса с троллейбусом, груши с яблоком, нескольких закладок для книг друг с другом и др.).
При этом необходимо соблюдать принцип постепенного усложнения предъявляемых заданий и постепенно переводить детей на новый уровень трудностей.
Следует приучать их внимательно читать задание, пересказывать его своими словами, четко представлять количество звеньев задания и их последовательность. Детей надо научить повторно возвращаться к прочитанному заданию, поэтапно проверять правильность его выполнения.
Следует проводить специальную работу по внешней организации деятельности детей. С первых дней обучения в школе нужно воспитывать у учащихся умение готовить к уроку место, содержать его в порядке, правильно располагать на нем учебные вещи, класть их в процессе работы на свои места.
Соблюдение учащимися четких и неукоснительных требований к своей работе будет способствовать организованности и целенаправленности их деятельности.
Коррекция учебной деятельности предполагает так же формирование у учащихся навыков самоконтроля, что является необходимым условием перехода в будущем к самостоятельному выполнению заданий. У детей необходимо развивать потребность в самоконтроле, осознанное отношение к выполняемой работе. Один из видов работы – доказательство детьми в развернутой и последовательной форме правильности выполненных ими действий.
Учащиеся должны научиться проверять качество своей работы как по ходу ее выполнения, так по результату. Следует добиваться, чтобы учащиеся научились находить ошибки и в собственных работах, и в работах товарищей, чтобы у них появилось стремление понять причину допущенных ошибок и улучшить свои результаты.
На занятиях надо отводить специальное время на самопроверку и взаимопроверку выполненного задания. Эта работа будет более продуктивной, если будет строиться на интересном для учащихся материале.
Недостатки восприятия могут преодолеваться путем специальных коррекционных занятий, которые должны включать развитие
ориентировочной деятельности, формирование перцептивных операций, активное оречевление процесса восприятия и осмысление образов.
Например, различия между детьми с задержкой психического развития и нормально развивающимися оказываются значительно большими по объему долговременной памяти. С учетом этой особенности памяти в школах и классах для детей с задержкой психического развития организуется значительно более частое по сравнению с обычной школой повторение пройденного материала при разнообразии форм его предъявления.
Ограниченность словарного запаса является одной из самых слабых сторон психического развития детей с ОВЗ. Когда дети мыслят, рассуждают, проговаривают речевой материал, то обогащается их речь, развивается логическое мышление, для которого слова-понятия служат материалом.
На уроках для закрепления или тренировки определенного материала можно использовать мяч.
Подбор индивидуализированных материалов для процесса обучения.
Даже на фоне коллективной деятельности применяется осуществление индивидуального подхода.
Задания должны быть доступны для ребенка, дифференцированы и по уровню сложности и по качественным особенностям. Дети с ОВЗ будут усваивать необходимые компетенции при создании ситуации успеха на занятии!
Так, по необходимости, используются более крупный шрифт, четкое отграничение одного задания от другого и др.
Или могут быть изменены формы выполнения задания: вместо письменного – устное; выполнение учебных тестов на компьютерном тренажере; частичное выполнение задания; выполнение облегчённых творческих заданий (нарисовать, разукрасить, вырезать и наклеить).
Предоставляется альтернатива объемным письменным заданиям (например, напишите несколько небольших сообщений; представьте устное сообщение по обозначенной теме).
По необходимости могут быть разработаны индивидуальные правила для учащихся.
Синхронизация темпа урока с возможностями ученика.
Например, предусматривается увеличение времени на выполнение заданий. Оказывается индивидуальная помощь в случаях затруднения.
Дозирование информации.
Это, прежде всего, поэтапное предъявления инструкций и материала: например, многозвеньевые инструкции делятся на короткие смысловые единицы, задающие поэтапность выполнения задания.
Желательны значительная детализация учебного материала и пошаговая тактика обучения по теме. Рекомендуется учебный материал преподносить небольшими порциями, усложнять его следует постепенно, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий.
Например, недостаточная сформированность основных мыслительных операций и памяти детей с задержкой психического развития, замедление скорости приема и переработки сенсорной и речевой информации определяют необходимость дозированного сообщения нового материала (методом «малых шагов») с большой детализацией, развернутостью, с конкретностью действий в форме алгоритмов.
Мультисенсорный (полисенсорный) подход.
Обязательно используются одновременно практические и наглядные методы: это обеспечивает участие в работе всех анализаторных систем (в частности, задействуются такие сенсорные каналы, как аудиальный, визуальный, кинестетический).
Это использование указаний как в устной, так и письменной форме. Например, в дополнение к письменной инструкции к заданию, она дополнительно прочитывается педагогом вслух в медленном темпе с четкими смысловыми акцентами.
Или в дополнение к чтению учебника ребенок обеспечивается еще и аудио-учебниками, и работа с одним и тем же текстом будет осуществляться по двум каналам.
Также это могут быть рассматривание и манипуляции с натуральными предметами, картинками; работа со схемами, таблицами.
Для формирования числовых представлений можно использовать мультисенсорный материал Нумикон, основой которого является положение о том, что детям проще изучать новое через тактильные ощущения и зрительное восприятие.
Многократное повторение и закрепление.
Применяются дополнительные многократные упражнения для повторения и закрепления материала.
Например, так зазываемые «трудные» слова активно включаются в речевую практику детей.
Использование вариативных приемов обучения.
Урок должен быть не только продуктивным, но и динамичным и продуктивным. Поэтому осуществляется оптимальная смена видов заданий (познавательных, вербальных, игровых и практических).
Переключать учеников с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий также необходимо для того, чтобы избежать быстрого утомления, типичного для многих детей с ОВЗ.
Например, можно учитывать следующие рекомендации:
– начинать урок лучше с заданий, которые тренируют память, внимание;
– сложные задания использовать только в середине урока;
– чередовать задания, связанные с обучением, и задания, имеющие только коррекционную направленность (зрительная гимнастика, использование
заданий на развитие мелкой моторики руки, развитие восприятия и мышления);
– использовать сюрпризные, игровые моменты, мини-игры (т. е. ту деятельность, которая затрагивает эмоции детей и связывает знания с жизнью).