Казакова
Приемы коррекции поведения на занятии детей с ЗПР
▼ Скачать + Заказать документы
У педагога и психолога могут возникнуть трудности в организации поведения детей, у которых есть определенные нарушения в поведении. Что здесь можно посоветовать?
Нельзя слишком обращать на них внимание, так как, возможно, именно этого они и добиваются. Лучше перенаправить излишнюю активность детей в социально приемлемое русло (помочь раздать альбомы, вытереть доску и. т. д.). Так, очень часто дети с демонстративным поведением, оказавшись в позиции помощника взрослого, психолога, воспитателя, дефектолога начинают себя вести по другому. Однако долго командовать сверстниками им лучше не давать. Нужно похвалить ребенка за то, что он помог взрослому, вел себя «как взрослый" и постараться переключить его внимание на что-то другое. Этот же прием, прием переключения внимания, работает и при организации деятельности других детей. Особенно это касается гипердинамичных дошкольников. Кстати, их не нужно все время одергивать и заставлять тихо сидеть на одном месте: можно разрешить передвигаться по группе, никому не мешая, если выполнил задание, а если нет- выполнять его стоя. Так на них не будут отвлекаться другие дети. Кроме того, очень мотивирует дошкольников к участию на занятиях и повышает их самооценку использование «коробочки добрых дел».
Публикация «Приемы коррекции поведения на занятии детей с ЗПР» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Конспекты занятий, НОД с детьми с задержкой психического развития
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2020
Если же активность детей перестает быть регулируемой, можно использовать специальные речевки и «ритуальные игры». Например, когда дети устали и не хотят заниматься педагог спрашивает их об этом:
- Устали? Не хотите заниматься? Хорошо! будем шалить! Готовы?
-Делайте, как я:
Глазки смотрят,
Ушки слушают,
Носики нюхают,
Ротики го-во-рят!
Ножки топают,
Ручки хлопают,
Попки. прыгают.
Теперь все готовы?
Если дети не готовы, их предлагается повторить речевку еще два-три раза, но педагог при этом «путает», что кто должен делать, а дети-исправляют хором его ошибки.
Иногда можно разрешить даже пошуметь и покричать, правда, предварительно поинтересовавшись и обговорив этого условия «безобразия» : «Я считаю до пяти - все кричим, громко-громко - перестала считать - перестали кричать. Договорились? Тренируемся всего один раз. Раз! Кричим! Два! Сильнее! Три! Сильнее! Четыре! Молодцы! Пять! Все! Закончили! Ну и шуму наделали, правда! Чуть весь сад не развалился! Хорошо, что больше не кричали! А то играть негде было бы!».
В других ситуациях, когда дети сами кричат и шумят так, что их нужно останавливать, рекомендуется использовать прием «возьми себя в руки» (Нужно сесть на по, распрямив ноги, обхватить себя руками сильно-сильно, а потом встать не размыкая рук») или «баночки для криков». Последний прием позволяет выплеснуться вербальной агрессии детей, однако педагог должен помнить, что в баночку нужно «выкрикнуть все до последнего слова так, чтобы больше не осталось», поэтому прежде, чем ее убирать, психолог должен несколько раз переспросить у детей, «все ли они выкричали», «все ли гадкие слова там оставили или нет?» Если нет, то «придется до вечера тут сидеть и кричать в баночку, а в новую игру так и не успеем поиграть!». Естественно, что в нужный момент педагог должен продемонстрировать атрибуты этой игры или красивую коробку с неизвестным содержимым.
Кстати, такие «секретики», или, как практики говорят «бомбочки», должны быть в запасе у каждого педагога. Они должны использоваться и выстреливать именно тогда, когда арсенал обычных приемов воздействия на детей оказывается исчерпанным. К счастью, это случается очень редко.
Всем детям в конце занятия предлагается оценить действия сверстников, сказать, кто понравился и чем. Этот момент вызывает наибольшие трудности, так как требует наблюдательности, умения удержаться от стремления похвалить себя, осудить партнера за неумелость или негативное поведение. Дошкольник через оценку поведения сверстника и сравнения с собой приходят к вычленению правил социального поведения. Это способствует развитию самосознания и произвольности поведения.