Юлия Облавацкая
Область применения арт-терапии
▼ Скачать + Заказать документы
Область применения арт-терапии
Во время арт-терапевтических сессий работа в той или иной мере ведется со всеми вышеперечисленными проблемами.
Если арт-терапевт обладает достаточным уровнем профессионализма, если ему на сессии удалось создать безопасную обстановку безусловного, безоценочного приятия, ребёнок в общении с ним получает то, что ему так необходимо – безусловную любовь, поддержку и внимание. Одновременно, четко контролируя соблюдение ребенком правил, терапевт организует его поведение, позволяет приобрести более конструктивные навыки коммуникации. Результатом взаимодействия арт-терапевта и ребёнка во время сессии будет приобретение ребёнком психологической автономности. Ребенок, уверенный в том, что взрослый его принимает, начинает использовать полученные новые коммуникативные навыки, перестанет чувствовать невротическую зависимость от взрослого.
Публикация «Область применения арт-терапии» размещена в разделах
Вышесказанное имеет отношение и к работе с самооценкой ребенка, и к выстраиванию позитивной «Я-концепции». Как уже говорилось, самооценка ребёнка, его уверенность в себе во многом зависят от мнения о нём взрослого. Имея опыт позитивного общения со взрослым, ребёнок начинает смотреть на себя глазами принимающего его человека, таким образом позитивно меняется и его самооценка. Кроме того, процесс и результаты художественной деятельности помогают ребёнку оказаться в ситуации успеха. Если это ощущение будет поддержано и закреплено также и вне арт-терапевтических занятий (что происходит в Китеже, когда ребёнок попадает в приёмную семью, то данный опыт значительно меняет представление ребёнка о себе в сторону выстраивания позитивной «Я-концепции».
Такие компоненты арт-терапевтического воздействия, как интерпретация и обратная связь позволяют решить проблему неспособности осознавать себя, различать свои эмоции и чувства. Рисуя, создавая образы, выражая свой внутренний опыт в творчестве, ребёнок со временем становится способным описать его, а вместе с тем и осознать. Ребёнок как бы видит проявление своего чувства в материальном мире, что облегчает ему задачу распознавания и названия его. Таким образом, арт-терапевтические занятия становятся помощью ребёнку в приобретении навыков рефлексии. Через осознание себя, понимание ценности своих чувств и внутреннего опыта, победу над страхом себя неизвестного, ребёнок становится готов к пониманию и принятию чувств окружающих его людей.
Во время арт-терапевтической сессии, кроме того, ведётся работа над расширением временной перспективы ребёнка. Она заключается в проработке прошлого, часто негативного, загнанного вглубь сознания опыта. Такие неосознаваемые образы прошлого от рисунка к рисунку начинают все более проявляться. Очевидно, что многие «запретные» и тем не менее актуальные для ребёнка, попавшего в беду, темы, такие как секс, насилие, голод, смерть, утраты и многие другие – очень сложно обсуждать, пользуясь лишь словами. Невербальным способом выражая образы прошлого, ребёнок делится ими с арт-терапевтом, оказываясь уже не один в борьбе с монстрами своёго сознания. В какой-то момент подобной работы с прошлым, наступает его интеграция и это начинает проявляться в рисунках ребёнка. Проработанное прошлое даёт свободу для того, чтобы выстраивать более далёкую перспективу будущего. Теперь задача родителей, психологов - помочь ребёнку начать планировать, ставить перед собой цели, в общем, создавать некую временную протяжённость в рамках собственной «Я-концепции».
И, наконец, своей задачей арт-терапия видит работу с сильными эмоциями, такими как агрессия и страхи. Как уже говорилось, эти проблемы являются производными от таких проблем, как низкая самооценка, вытесненные элементы прошлого опыта, фрустрированная потребность во внимании и одобрении взрослого. Сильные эмоции подобны боли, которая нужна для того, чтобы показать, что в организме не всё в порядке. Их проявление - первое, что видит терапевт, начиная работать с ребёнком, уже является началом процесса исцеления. Профессионализм терапевта здесь заключается в том, чтобы позволить ребёнку свободно проявлять эмоции в творчестве, но не допустить распространения их на самого себя, ребёнка и окружающее реальное пространство. Естественное течение процесса арт-терапии должно привести к решению первичных проблем, результатом чего будет спад активности в проявлении негативных эмоций, но ни в коем случае терапевт не должен искусственным образом гасить их.
Несколько слов о диагностирующей функции арт-терапевтических сессий. В рисунках как нельзя лучше могут проявляться проблемные области, обнаружить которые просто в разговоре с ребёнком или в ходе наблюдения за ним не всегда удаётся. Помимо этого, в особенностях рисунка отражается общий уровень психического развития ребёнка, поскольку ребёнок рисует то, что понимает, а не то, что видит. Поэтому по рисункам ребёнка можно судить так же о степени зрелости психических функций и даже об органических нарушениях. Здесь арт-терапия тесно взаимодействует с рисуночными проективными методиками.