Войтович Оксана Михайловна
Приемы и материалы для коррекции нарушений у детей с функциональными расстройствами зрения
▼ Скачать + Заказать документы
Приемы и материалы для коррекции : слухового, зрительного,
тактильного восприятия; произвольного внимания; мнестической деятельности; наглядно-действенного, наглядно-образного, словесно-логического мышления.
Коррекции слухового восприятия:
1. «Назови музыкальный инструмент?»
Цель: развитие слухового внимания.
Оборудование: бубен, барабан, свисток, деревянные ложки, металлофон, детское пианино, трещетка и т. д.
Публикация «Приемы и материалы для коррекции нарушений у детей с функциональными расстройствами зрения» размещена в разделах
Ход игры: Ведущий предлагает детям послушать и запомнить какой музыкальный инструмент играет за ширмой. Затем он просит рассказать, что дети слышали. Побеждает тот, кто правильно определит музыкальный инструмент.
Инструкция: «Сейчас мы поиграем в игру «Назови музыкальный инструмент?» и узнаем, кто самый внимательный. Нужно в полной тишине внимательно слушать, что происходит за ширмой. А потом по моему сигналу назвать игру какого инструмента вы слышали.
Примечание. Можно играть как с группой детей, так и с одним ребенком.
2. «Ап!»
Цель: развивать ориентировку на слова ведущего.
Ход игры:
Ведущий показывает бубен, как он звучит, и говорит: «Будем ходить по кругу пока играет бубен. Если бубен замолчит, и ведущий скажет слово «Ап!» вы меняете направление. Игра проводится несколько раз и обращается внимание на звучание бубна и команду «Ап!»
3. «У кого погремушка».
Цель: Развивать ориентировку на звук.
Дети встают в круг. Незаметно для водящего они передают за спиной друг у друга погремушку. Водящий должен отгадать и показать, за спиной какого ребенка погремушка.
Коррекции зрительного восприятия:
1. «Зашумленные картинки»
Оборудование: карточки с контурными изображениями предметов, которые зашумлены, т. е. перечеркнуты линиями различной конфигурации или контуры наложены друг на друга.
Ход игры: Педагог предъявляет по очереди карточки и просит назвать спрятанные в них предметы. Предъявляются 5-7 контурных изображений предметов, наложенных друг на друга. Необходимо назвать все изображения.
2. «Помоги художнику, дорисуй картину»
Оборудование: карточки с изображениями предметов с недорисованными элементами, цветные карандаши.
Ход игры: ребёнку предъявляют по очереди карточки, на которых знакомые изображения даны не полностью, например птица без клюва, рыба без хвоста, цветок без лепестков, платье без рукава, стул без ножки и т. д.
Ему предлагается подумать и сказать, узнал ли он, кому принадлежат те или иные элементы изображения. Затем нужно назвать недостающие детали (или дорисовать их).
3. «Сложи картинку»
Оборудование: 2картинки с изображением предметов, разрезанные на части (например, овощей разного цвета или разной величины и т. д.).
Ход игры:
1 вариант - ребёнку предъявляют картинки, на которых изображены части 2—3 изображений и просят собрать из этих частей целые изображения.
2 вариант - ребёнку предъявляют картинки, и педагог просит найти выделенные фрагменты на целой картинке и раскрасить их.
Усложнения: начинать нужно с предметных картинок, затем усложнять сюжетными картинками.
Коррекция тактильного восприятия:
1. Игра «Волшебный мешочек»
Оборудование: мешочек, разные игрушки и предметы небольшого размера (пуговицы, шарики, шишки, куколки, зверюшки, желуди и т. д.).
Ход игры: Ребенку предлагается поиграть: «Смотри, что я достала из мешочка. А теперь ты достань что-нибудь». Когда ребенок достанет и назовет все предметы, сложите все обратно и предложите сделать то же самое, но с закрытыми глазами, на ощупь, и назвать каждый предмет. А затем пусть ребенок достанет из мешочка предмет по просьбе взрослого (на ощупь).
2. "Угадай на ощупь, из чего сделан этот предмет"
Оборудование: стеклянный стакан, деревянный брусок, железная лопатка, пластмассовая бутылка, пушистая игрушка, кожаные перчатки, резиновый мяч, глиняная ваза и др.
Ход игры Ребенку предлагают на ощупь определить, из чего изготовлены различные предметы: По аналогии можно использовать предметы и материалы различной текстуры и определить, какие они: вязкие, липкие, шершавые, бархатистые, гладкие, пушистые и т. д.
3. Игра «Рисунок на ладошке»
Ход игры: На ладони ребенка взрослый рисует цифры, буквы, геометрические фигуры, ребенок угадывает, что нарисовал взрослый, затем взрослый и ребенок меняются местами.
Коррекция произвольного внимания:
1. «Хлопни если услышишь»
Ход игры: Воспитатель называет ребенку различные слова: стол, волк, чашка, кошка, тетрадь, книга, воробей, вилка и т. п. Ребенок внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если ребенок сбивается, задание повторяется снова.
2. «Найди и вычеркни»
Цель: определение продуктивности и устойчивости внимания
Оборудование: таблицы
Ход игры: Ведущий показывает картинку, на которой нарисовано много разных, знакомых ребенку предметов. Ребенку предлагается по строчкам этого рисунка зачеркнуть названный предмет или предметы.
3. «Что изменилось?»
Цель игры: развивать произвольное внимание и кратковременную память.
Материал : несколько небольших игрушек или других предметов, знакомых детям.
Ход игры:
1. Вариант. Перед ребенком расставляются игрушки и дается время на запоминание, можно попросить ребенка перечислить какие игрушки он видит. По сигналу воспитателя ребенок закрывает глаза. Ведущий убирает игрушку. Ребенок открывает глаза и называет убранную игрушку.
2. Вариант. После того, как ребенок закроет глаза игрушки меняют местами или одну из них заменяет на новую игрушку, которую не видел ребенок.
Коррекция мнестической деятельности:
1. Игра «Я положил в мешочек …»
Ход игры: Воспитатель начинает игру и говорит: «Я положил в мешочек грушу». Следующий играющий повторяет сказанное и добавляет еще что-нибудь: «Я положил в мешочек грушу и яблоко». Третий игрок повторяет всю фразу и добавляет что-то от себя и т. д.
2. «Сложи фигурку из палочек».
Оборудование: счетные палочки.
Ход игры: Игра идет в словесном плане. Воспитатель складывает из палочек на столе простую фигуру (елочку, домик, квадрат, треугольник и т. п.) и просит ребенка посмотреть внимательно на эту фигуру в течение 2 секунд, затем закрывает эту фигуру и попросит повторить, сложить такую же. Усложнить это упражнение можно, складывая фигуру из палочек разного цвета. Ребенок должен запомнить расположение палочек по цвету и затем сложить фигуру самостоятельно.
3. «Кот в мешке».
Оборудование: мешочек с небольшими предметами.
Ход игры: Воспитатель предлагает детям достать предметы из волшебного мешка. Ребенок на ощупь должен определить, что лежит в мешке. Если определил правильно, достает предмет. Если ошибся, то предмет остается в мешке. Затем надо запомнить эти предметы в том порядке, в каком они доставались из мешка. Запомнить это можно, сочинив историю, в которой участвуют эти предметы в нужной последовательности (на первом этапе используются предметы, которые легко узнать на ощупь).
Коррекция наглядно-действенного мышления:
• Игры в конструктор (деревянный, металлический, пластмассовый).
• Лепка из пластилина.
• Выкладывание геометрических фигур из спичек.
• Работа с ножницами и бумагой.
• Создание поделок из круп и сыпучих материалов.
• Рисование пальчиковыми красками.
Коррекция наглядно-образного мышления:
1. «Четвертый лишний»
Ход игры: Детям читается серия слов. Каждая серия состоит из 4 слов. Три слова в каждой серии являются однородными и могут быть объединены по общему признаку, а одно слово отличается от них и должно быть исключено. Воспитатель предлагает детям определить слово, которое является лишним.
СТАРЫЙ, ДРЯХЛЫЙ, МАЛЕНЬКИЙ, ВЕТХИЙ
ХРАБРЫЙ, ЗЛОЙ, СМЕЛЫЙ, ОТВАЖНЫЙ.
Детям со слабой слуховой памятью воспитатель предлагает картинки.
Обязательно добиваться объяснения детей.
2. «Непослушные дети»
Ход игры: Воспитатель предлагает детям побыть немного непослушными и говорить все наоборот.
ВЕСЕЛЫЙ-ГРУСТНЫЙ, КРАСИВЫЙ – БЕЗОБРАЗНЫЙ
БЫСТРЫЙ-МЕДЛЕННЫЙ, ХУДОЙ – ТОЛСТЫЙ
3. «Назови одним словом»
Ход игры: Детям предлагается назвать одним словом ряды конкретных понятий. Например: стол, стул, диван, кровать (мебель, волк, лиса, медведь, кабан (дикие животные, вилка, тарелка, чашка, кастрюля (посуда) и т. д.
Коррекции словесно-логического мышления:
1. «Продолжи ряд»
Ход игры: Воспитатель предлагается ряд слов, а дети должны его дополнить:
Слива, яблоко …
Береза, сосна …
Кукла, мишка …
Илья, Маша …
2. «Найди отгадку к загадке»
Оборудование: картинки с изображением предметов или явлений
3. Игры и упражнения на составление рассказа по серии картинок.
Сначала дети должны расположить предложенные картинки в правильной последовательности, а затем составить по ним рассказ.