светлана гудникова
Причины детской тревожности
▼ Скачать + Заказать документы
Причины детской тревожности
На первом месте, среди причин, вызывающих детскую тревожность, по мнению Е. Савиной – это неправильное воспитание и неблагоприятные отношения ребенка с родителями, особенно с матерью. Так неприятие матерью ребенка, отвержение, вызывает у него тревогу из-за невозможности удовлетворения потребности в ласке, защите, любви. В этом случае возникает страх: ребенок ощущает условность материальной любви («Если я сделаю плохо, меня не будут любить»).
Публикация «Причины детской тревожности» размещена в разделах
Детская тревожность может быть следствием и симбиотических отношений ребенка с матерью, когда она ощущает себя единым целым с ребенком, пытается оградить его от неприятностей жизни. Мать «привязывает» к себе чадо, защищает его от воображаемых, несуществующих опасностей. В результате, когда он остается без матери начинает испытывать беспокойство, волнуется, легко теряется, и всего боится. Вместо активности, самостоятельности у ребенка развивается зависимость от родителей и пассивное отношение к жизни.
Одной из самых частых причин тревожности является догматическая система воспитания, не учитывающая собственную активность ребенка, его интересы, способности. Наиболее распространенная система воспитания - "ты должен быть отличником". Поэтому выраженные проявления тревоги наблюдаются у хорошо успевающих детей, которых отличают требовательность к себе, к своим оценкам, добросовестность. Бывает, что родители ориентируют на высокие, не доступные ему достижения в спорте, искусстве, навязывают ему (если это мальчик) образ настоящего мужчины, сильного, ловкого, не соответствие которому больно бьет по мальчишескому самолюбию. К этой же области относится навязывание ребенку чуждых ему интересов. Однако выбор хобби должен принадлежать самому ребенку. Принудительное участие ребенка в делах, которые не интересуют его, заранее провоцируют будущие неудачи.
Учителя нередко усугубляют и без того нелегкое положение ребенка, увеличивая пресс требований, невыполнение которых влечет для него внутреннее наказание. Добросовестное отношение к делу необходимо, однако учение школьника - особое дело, в котором процесс важнее результата и слабо с ним связан. Смысл учения - в самом процессе учения ориентация на результат, а тем более на отметку как конечную цель всех стараний школьника в сочетании с завышенными требованиями родителей способствует перенапряжению его сил, извращают их направленность. От отметки часто зависит отношение к ребенку родных для него людей. Ребенок чувствует, что отношение к нему напрямую зависят от оценок, средством достигнуть расположения родителей, учителей, одноклассников.
Корень детской тревожности - не открытое пренебрежение к интересам ребенка, а неустойчивая, неуверенная любовь, которая порождают в нем внутренний конфликт. Суть тревоги - внутреннее противоречие детской души. Ребенок буквально ощущает в себе противоположные силы: одна тянет его к родителям, другая - отталкивает. Он ощущает любовь, видит её признаки, но одновременно чувствует и постоянный страх потерять эту связь с родителями. Не верит в ее надежность. Такой страх страшнее любого наказания.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Левитов Н. Психология характера. Издание 3-е, исправленное и дополненное. М. Просвещение,1999г. 424с.
2. Практическая психология образования. Издание 4-е, переработанное и дополненное. СПб: Питер,2004г., под ред. Дубровиной И. В. ,592с.
3. Психологическая готовность к школе. Издание 3-е, переработанное и дополненное. М. : Академический Проект,2000г. ,184с.
4. Возрастная и педагогическая психология. Дубровина И. В., Прихожан А. М. ,Академия,2003г. ,368с