А А Кайшенова
Причины агрессивности детей младшего школьного возраста
▼ Скачать +Заказ
Агрессивность как свойство присуще многим детям, но возникает в силу разных причин. В настоящее время в отечественной психологии поиск причин детской агрессивности ведется по ряду направлений.
Н. Д. Левитов, И. А. Фурманов, являясь сторонниками аффективно-динамического подхода к объяснению причин нарушения поведения у детей, считают, что ребенок, попадающий в ситуацию сильной депривации психически и социально важных потребностей, когда оценка вероятности их удовлетворения падает, испытывает сильные негативные переживания. Такое состояние психоэнергетического дискомфорта вынуждает его выбирать между двумя типами адаптивных стратегий: ребенок стремится либо совладать с событиями и изменить ситуацию, либо сохранить или восстановить эмоциональное равновесие. Затруднения при реализации первой программы чаще всего сопровождается такими эмоциями, как негодование, гнев, ярость, и приводят к возникновению эмоциональных расстройств, вызывают различные виды агрессивных реакций или активный негативизм. Другой тип стратегии опирается на программу защиты и процессы уравновешивания. Невозможность добиться удовлетворения потребностей или достичь эмоционального равновесия обусловлено нарастанием энергетики потребностей и сопровождается астеническими эмоциональными переживаниями ситуации фрустрации, такими как беспокойство, печаль, горе, отчаяние.
Публикация «Причины агрессивности детей младшего школьного возраста» размещена в разделах
Схожей точкой зрения с Н. Д. Левитовым и И. А. Фурмановым обладает Р. В. Овчарова при описании детской агрессии. Автор развитие агрессии в детском возрасте связывает с блокированием желаний ребенка в результате применения воспитательных воздействий. Состояние фрустрации и беспомощности ребенка, психологического дискомфорта часто приводит к непреднамеренным агрессивным действиям, проявляющимся в упрямстве, негативизме, драчливости, гневе. При этом к индивидуальным детерминантам агрессивного поведения автор относит как личностные, так и биологические предпосылки: тревога, связанная со страхом социального неодобрения, предвзятая атрибуция враждебности других, раздражительность и эмоциональная чувствительность, внешний фокус контроля, авторитаризм, напористость, честолюбие, нетерпение, а также самонеприятие, чрезмерный самоконтроль или его полное отсутствие; хромосомные нарушения, гормональные сдвиги, отклонения со стороны центральной нервной системы. Автор обращает внимание, что биологические процессы протекают в социальном контакте, а внешняя среда в значительной мере влияет на характер реакций; оба фактора (социальный и биологический) сочетаются с личностными.
Достаточно подробно причины агрессивного поведения младших школьников представлены, на наш взгляд, И. П. Подласым. Автор предлагает выделять следующие возможные причины проявления агрессивности в поведении детей начальной школы :
1) врожденная склонность;
2) аверсивные случаи (боль, жара, теснота);
3)возбуждение;
4)массовая культура;
5)агрессивные игры;
6)влияние группы.
В качестве аргумента, подтверждающего наличие врожденной склонности к агрессивным действиям, приводятся данные расшифровки генома человека, подтвердившие, что все свойства родившегося ребенка зашифрованы в генном коде, хранящем и передающем о нем всю информацию, в том числе и склонность его родителей к агрессивному поведению. Конечно, это не означает, что ребенок автоматически становится агрессивным, но предпосылки отклоняющегося поведения он имеет в своей наследственности. При прочих равных условиях его эмоциональная сфера более уязвима, и такой ребенок легче становится на путь агрессивного поведения.
Кроме биологической, существенное влияние на развитие человека оказывает социальная наследственность, благодаря которой ребенок активно осваивает социально-психологический опыт родителей и всех, кто его окружает. В трудах М. Монтессори, К. Лоренца данное положение находит свое воплощение при рассмотрении вопроса о наследовании моральных задатков. Ученые склонны считать, что и нравственные качества, и поведение человека биологически обусловлены. Люди рождаются добрыми или злыми, честными или лживыми; природой человеку дается драчливость, агрессивность, жестокость, алчность.
При изучении влияния аверсивных случаев И. П. Подласый,в первую очередь, рассматривает боль, поскольку атакующее поведение в ответ на боль является типичным для всех животных. Дети в данном случае не являются исключением, с той лишь разницей, что, как правило, боятся нападать на более сильного.
Не менее сильными источниками агрессивного поведения являются жара, отвратительные запахи, табачный дым, загрязнение воздуха, его высокая температура.
Фактор возбуждения – провокатор агрессии, может возникать под влиянием реальной ситуации, мыслей, воспоминаний. Ряд психологов, в том числе К. С. Шалагинова, отмечает в своих исследованиях, что общество, как правило, поддерживает и поощряет агрессивное поведение детей. В качестве доказательства приводятся примеры родителей, которые требуют, чтобы ребенок обязательно давал «сдачи» на любое оскорбление, чем прививают детям драчливое, неадекватное поведение.
В качестве последствий влияния средствмассовой культуры, вчастности просмотра детьми сцен насилия по телевизору, К. С. Шалагиновой выделяются:
1) усиление агрессивности;
2) повышение порога нечувствительности к насилию;
3) формирование взгляда на насилие как единственный способ разрешения возникающих проблем;
4) признание насилия как нормы общественной жизни.
Фактор, провоцирующий рост агрессии - игры с оружием, является не менее значительным, поскольку дети приходят в школу с уже готовностью разрушать. Получая игрушечный пистолет или нож, ребенок получает и установку по их применению: обезвредь противника, причини ему боль, решай свои проблемы с помощью силы.
Влияние группы как фактора, провоцирующего агрессию, связано с тем, что многие авторы рассматривают группу в качестве сильнодействующих возбудителей, отмечая при этом, то, что ребенок никогда бы не сделал один, в группе он может сделать и, скорее всего, сделает, поскольку групповое давление относится не только к числу наиболее сильных, но к числу наиболее значимых.
В. В. Лебединский и др. в своих исследованиях показали, что периоды выраженной агрессивности ребенка, нарушающие его гармоничные отношения с окружающими, наблюдаемые в процессе нормального аффективного развития, в основном совпадают с переживаниями возрастных аффективных и личностных кризисов. Агрессия, возникающая в ситуациях подобного рода выполняет, скорее, защитную функцию, функцию разрешения (выхода) ситуации [36]. Учитывая это обстоятельство, ряд исследователей склонны рассматривать агрессию в поведении детей как проявление критических возрастных периодов. Любую трудную ситуацию в момент возрастного кризиса ребенок переживает сложнее, причем относится это как к «нормальному» ребенку, так и к ребенку с эмоциональными нарушениями.
Р. В. Овчарова, рассматривая влияние моделей поведения родителей на поведение детей, предлагает наряду с другими исследователями учитывать такой фактор, как эмоциональные отношения между детьми и родителями. Позитивная эмоциональная связь облегчает подражание. Этот вид научения агрессивному поведению чрезвычайно характерен как в детском, так и в подростковом возрасте. Важно отметить, что часто имеет место тенденция к идентификации с отцом, когда ребенок старается уподобиться агрессору, вести себя так, чтобы избежать наказания, при этом роль модели для подражания может выполнять не только поведение родителей, но и их взгляды, система ценностей и отношений. Эта «идеальная модель» может быть представлена опосредованно – домашние беседы, рекомендации почитать ту или иную книгу, посмотреть тот или иной фильм, похвалы в адрес того или иного образца поведения. Представляется, что сочетание таких различных способов моделирования агрессии, как само агрессивное поведение родителей, одобрение ими агрессивного поведения других, может дать даже больший эффект, чем принятие родителями агрессивного поведения детей при одновременном неагрессивном поведении их самих. Рассматривая влияние семьи как одну из возможных причин проявления агрессивности необходимо отметить :
1) наличие нарушений в эмоциональных отношениях между родителями и детьми способствует агрессивности;
2) возникновению агрессивного поведения способствует равнодушие родителей к агрессивности своих детей;
3) существенную роль в формировании агрессивности сыновей играет модель агрессивности поведения родителей (особенно отца).
Рассматривая роль наказаний в возникновении и проявлении агрессивного поведения детей следует отметить неоднозначность его влияния. Эмпирические данные, полученные как отечественными и зарубежными исследователями свидетельствуют о том, что наказание может способствовать как подавлению агрессивности, так и ее стимуляции, включая овладение формами агрессивных действий.