Виктория Прядкина
Психолого-педагогическое взаимодействие с гиперактивными детьми
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогическое взаимодействие с гиперактивными детьми.
Работа с ними требует много физических и душевных сил, чёткой организации, но такой, которая бы не подавляла активность ребёнка.
ЦЕЛЬ:
• Обеспечить социально-психологические условия успешной адаптации, реабилитации и личностного роста гиперактивного ребёнка и его ближайшего окружения в образовательной среде.
Что же такое гиперактивность?
Публикация «Психолого-педагогическое взаимодействие с гиперактивными детьми» размещена в разделах
• Гиперактивность - чрезмерная активность, слабый контроль побуждений.
• Гиперактивность – это отклонение в поведении, выражающиеся преимущественно в нарушениях регуляции деятельности и различных компонентов внимания.
• Гиперактивность – медицинский диагноз, который в праве поставить только врач на основе специальной диагностики, заключений специалистов.
• Детская гиперактивность – гипердинамический синдром (синдром гиперактивности с дефицитом внимания).
• Основные признаки – невнимательность, отвлекаемость внимания, импульсивность и двигательная расторможенность при нормальном уровне интеллекта.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЦЕЛЕВОЙ ГРУППЫ:
• Гиперактивные дети выделяются из среды своих сверстников неудержимой энергией. Находясь постоянно в движении, они вовлекают в свои шумные забавы остальных. На занятиях невнимательны, часто отвлекаются, разговаривают. Задания выполняют неохотно и плохо. На замечания совершенно не реагируют или обижаются. В коллективе конфликтуют.
• Такие дети часто роняют различные предметы, толкают сверстников, обижаются, но быстро забывают о своих обидах.
Многие дети с диагнозом "синдром дефицита внимания с гиперактивностью" (СДВГ) имеют нарушения в развитии речи и трудности в формировании навыков чтения, письма и счёта. К подростковому возрасту повышенная двигательная активность, как правило, исчезает, а импульсивность и дефицит внимания остаются. Поведенческие нарушения сохраняются почти у 70% подростков и 50% взрослых, имевших в детстве диагноз синдрома гиперактивности.
ЗАДАЧИ:
• Восстановление или компенсация нарушений функциональных связей центральной нервной системы ребёнка.
• Адаптация его в коллективе и обществе.
• Организация взаимодействия с родителями.
• Способствование проявлению послушания, навыков самоорганизации, ответственности за свои поступки.
• Коррекционные занятия с детьми.
ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ
СОГЛАСОВАННОСТЬ – воспитатели и родители устанавливают для ребёнка определённые правила, которые он выполняет дома и в ДОУ. Режим дня, правила одевания, правила поведения и т. д.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ – алгоритмичная организация деятельности ребёнка. Определенная, подчиненная цель взаимосвязанных составных частей.
ПОДДЕРЖКА – воспитатели и родители делятся своими наблюдениями о состоянии здоровья, успехами и неудачами ребёнка.
СИСТЕМАТИЧНОСТЬ – непрерывная организация деятельности ребёнка. Делаем всегда и везде.
НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ
ДИАГНОСТИКА – выявление причин гиперактивности. • патология беременности и родовые травмы ;инфекционные заболевания и интоксикации во время перинатального развития ребёнка или в первые годы его жизни ;генетическая обусловленность (наследственность) ;органические повреждения мозга.
КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАНЯТИЯ – тренировка внимания и самоконтроля, «следование за ребёнком». Психолог, совместно с педагогом и родителями, проводит психологическую коррекцию эмоциональной сферы и поведения ребёнка. Он может заниматься с ребёнком как индивидуально, так и в группе гиперактивных детей по специально разработанной программе. В коррекционной работе с гиперактивными детьми используются три основных направления:
1) развитие дефицитарных функций (внимания, контроля поведения, двигательного контроля) ;
2) отработка конкретных навыков взаимодействия со взрослыми и сверстниками;
3) обучение ребёнка контролю над проявлениями гнева.
ПРОФИЛАКТИКА- снятие напряжения и излишней двигательной активности. Расслабляющие массажи и самомассажи, релаксация.
ОРГАНИЗАЦИОННО-РАЗВИВАЮЩИЕ МЕРОПРИЯТИЯ – физическая культура, двигательное творчество
Формы работы педагога психолога
• Наблюдения, тестирование. Наблюдение за поведением ребёнка в разных видах деятельности.
• Различные виды игр: дидактические, сюжетные, подвижные;
• Сотрудничество ребёнка со взрослыми в развивающих занятиях; Мы делаем вместе.
• Занятия с детьми : арт терапия; работа с глиной, водой и песком; психогимнастические этюды; вербальные и невербальные техники.
• Наглядная пропаганда: мнемотаблицы, схемы, картинки-напоминалки.
• Упражнения с выразительными техниками, двигательное творчество, расслабление.
Рекомендации
• Нельзя «идти на поводу», допуская вседозволенность – это приводит только к усилению хаоса. В то же время от него нельзя требовать, что ему не под силу, это вызывает непослушание, протест, а самое неприятное – отношение к самому себе как плохому, непослушному.
• В своих отношениях с ребенком придерживаться «позитивной модели». Хвалить его, когда он этого заслужил, подчеркивать успехи.
• Давать ребенку только одно задание на определенный отрезок времени, чтобы он мог его завершить.
• Следить за своей речью, старайтесь говорить спокойным голосом.
• Организация всей жизни должна действовать на ребенка успокаивающе.