МААМ-картинки

Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности

Наталья Тарасюк
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности
▼ Скачать + Заказать документы

Основной контингент группы компенсирующей направленности - это дети с общим недоразвитием речи 1-2 уровня, т. е. из 11человек - трое со 2 уровнем, остальные с 1 (неговорящие дети). У половины детей наряду с ОНР, наблюдается дизартрия. Общее недоразвитие речи характеризуется нарушением всех компонентов речевой системы (фонетико-фонематической, лексико-грамматической сторон речи, поздним началом речевого развития, низкой речевой активностью. Кроме того, в структуре дефекта выявляются нарушения неречевых психических функций (задержка и специфичность формирования познавательной деятельности, отставание в развитии сенсорных и двигательных функций, невербального и вербального мышления, эмоциональной сферы личности).

Публикация «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности» размещена в разделах

Неполноценная речевая деятельность негативно отражается на формировании сенсорной, интеллектуальной и эмоционально-волевой сферы (наблюдается повышенная возбудимость, раздражительность или общая заторможенность, замкнутость, обидчивость, плаксивость, многократная смена настроения).

Все 11 человек наблюдаются у невролога и имеют справку о ЗПР и ЗРР. Дети испытывают стойкие трудности при усвоении программы вследствие недостаточной сформированности речевой функции и психологических предпосылок к овладению полноценной учебной деятельностью. В связи с этим возникает необходимость комплексного подхода к сопровождению таких детей. В группе работают : ведущий специалист- дефектолог, логопед, психолог, воспитатели, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.

Сопровождение ребенка начинается с момента его поступления в группу и осуществляется в несколько этапов.

1 этап- диагностический, начинается со всестороннего обследования ребенка. Каждый специалист проводит диагностику, используя свои методы и приёмы.

На этом этапе основная задача педагогов - это комплексный, качественный анализ особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы, личностного развития, а также исследования сферы знаний, умений, навыков, представлений об окружающем мире, имеющихся у ребёнка. Помимо этого, собираются анамнестические сведения о развитии ребенка, изучаются микросоциальные условия жизни и воспитания в семье. Результаты обобщаются и заносятся в "дефектологическую карту ". С их учетом на консилиуме формируются подгруппы детей для проведения занятий с дефектологом, логопедом, воспитателем, выстраиваются "уровневые" программы коррекционного обучения. На основе данных медицинского обследования выявляются особенности нервно-психического и соматического здоровья, возможных функциональных нарушений со стороны ЦНС, моторного развития и физического состояния.

С октября по май осуществляется II этап логопедического сопровождения - этап коррекционно - развивающей работы. Этот этап самый объёмный и значимый. Сопровождение на данном этапе реализуется в соответствии с основной программой по Боряевой

В базисный учебный план включены коррекционные (индивидуальные и подгрупповые занятия) с учетом специфики детей.

Одним из важных вопросов взаимосвязи в работе педагогического коллектива является распространение задач. Важно, чтобы логопед, воспитатель и другие педагоги одновременно, каждый на своем занятии, решали как коррекционно-воспитательные, так и общеразвивающие задачи. Таким образом, развитие речи осуществляется в системе и связано с разделами программы. Одним из важнейших условий осуществления тематического принципа отбора материала является концентрированное его изучение детьми с речевым нарушением. Концентрирование, значит, в течение какого-то недлительного времени (одной недели) ежедневно логопед и воспитатель, дефектолог организуют изучение одной темы. Значение этого принципа состоит в том, что обеспечивается многократность повторений одного и того же материала ежедневно, что очень важно как для восприятия речи детьми, так и для ее актуализации. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их в коммуникативных целях.

К логопедическому сопровождению относится и единый речевой режим, в связи с чем разработана система мероприятий – это:

1) Постоянный контроль за произношением детей

Он осуществляется в течение всего дня. Чрезвычайно важно, чтобы взрослый знал, что можно потребовать от ребёнка, а что еще не в его возможностях. Поэтому педагоги получают речевой профиль, по которому вычленяются как наиболее несформированные, так и благополучные компоненты речевой системы ребенка.

2) Осуществляется фонематическая и смысловая обработка нового речевого материала: созданы тетради «Взаимодействия специалистов». В них фиксируются задания и рекомендации специалистов для индивидуальной и подгрупповой работы.

3) Осуществляется обязательная подготовка устных выступлений учащихся на праздниках, коллективно-творческих делах и др.

4) Речевая деятельность активизируется через создание практических ситуаций по овладению речью - 1/3 времени – это речь взрослого и 2/3 – речь детей.

Временные рамки Ш этапа – это вторая половина мая. На данном этапе идёт отслеживание динамики речевого развития детей (конкретного ребёнка). Повторная диагностика речевого развития по тем же методикам, которые были использованы на первом этапе сопровождения. Идёт отслеживание результатов, коррекционной работы, делается вывод об эффективности применяемых методик.

Информационно-просветительская работа направлена на разъяснительную деятельность по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса — обучающимися и их родителями, педагогами. Для этого собирается ПМПк, на котором родителей знакомят с целями коррекции, ближайшими и отдалёнными, ожидаемыми результатами и предполагаемыми сроками коррекционной работы. А специалисты разрабатывают индивидуальные и групповые коррекционно-образовательные программы и определяют эффективность коррекционно-развивающего воздействия.

В сложных случаях, когда педагоги группы компенсирующей направленности испытывают затруднения в достижении желаемых результатов в обучении или в определении дальнейшего маршрута детей с ЗПР, они обращаются к специалистам центра «Спутник», Краевую ПМПк, к врачу неврологу.

Публикации по теме:

Психолого-педагогическое сопровождение игры по ФГОС ДО как ведущей деятельности дошкольников Психолого-педагогическое сопровождение игры по ФГОС ДО как ведущей деятельности дошкольников. Существовала некогда пословица, что дети не.

Комплексное сопровождение детей с ОВЗ в условиях дошкольной образовательной организации Проблема воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в общеобразовательном учреждении на современном этапе требует.

Конспект НОД «Большой-маленький» для детей группы компенсирующей направленности Конспект непосредственно образовательной деятельности на тему: «Большой - маленький» для детей группы компенсирующей направленности Подготовила:.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУПсихолого-педагогическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья в ДОУ Одной из задач нашего детского сада является расширение образовательного пространства за счет включения детей с ограниченными возможностями.

Психолого — педагогическое сопровождение гиперактивного ребёнка Гиперактивность – это двигательная расторможенность, повышенная моторная активность при нормальном уровне интеллектуального развития, порождающая.

Психолого-педагогическое сопровождение ребенка с ОВЗ в условиях инклюзивного образования Одна из приоритетных целей социальной политики России — модернизация образования в направлении повышения доступности и качества для всех.

Психолого-педагогическое сопровождение родителей воспитывающих детей с ОВЗ в рамках семейного клуба Актуальность Семья и дошкольное учреждение - два важных института социализации детей. Их воспитательные функции различны, но для всестороннего.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи, воспитывающей ребенка с ограниченными возможностями здоровья При рождении ребенка с ограниченными возможностями здоровья в корне меняется жизнь семьи. Изменения происходят в психологическом, социальном.

Консультация «Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса» Психолого-педагогическое сопровождение учебно-тренировочного и воспитательного процесса как необходимое условие эффективности развития волевых.

Психолого-педагогическое сопровождение воспитанников средней группы В своей работе мы определяем психолого-педагогическое сопровождение как систему профессиональной деятельности, направленную на создание.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности
Опубликовано: 8 декабря 2015 в 08:28
+8Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Комплексное психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР в условиях группы компенсирующей направленности» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Тарасюк в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД