Ольга Долматова
Взаимодействие ДОУ и родителей детей с ОВЗ
Нормативно-правовую базу в области образования детей с ограниченными возможностями здоровья в Российской Федерации составляют документы нескольких уровней:
международные (подписанные СССР или Российской Федерацией);
федеральные (Конституция, законы, кодексы – семейный, гражданский и др.);
правительственные (постановления, распоряжения);
ведомственные (Министерства образования).
Публикация «Взаимодействие ДОУ и родителей детей с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2016
Актуальность темы заключается в том, что инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей.
В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей и обеспечивает равное отношение ко всем людям, но создает особые условия для детей, имеющих особые образовательные потребности. Совместное (инклюзивное) обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Направление на развитие инклюзивного образования также становится одним из главных в российской образовательной политике. Ведущие цели взаимодействия детского сада с семьями, имеющими детей с ОВЗ — создание в детском саду необходимых условий для развития ответственных и взаимозависимых отношений, обеспечивающих целостное развитие личности дошкольника, повышение компетентности родителей в области воспитания.
Одним из важных условий реализации Образовательной программы ДОУ является сотрудничество педагогов с семьей: дети, педагоги и родители - главные участники педагогического процесса.
Задача педагогического коллектива - установить партнерские отношения, объединить усилия для развития ребенка, создать атмосферу общности интересов, активизировать и обогащать воспитательные умения родителей и продолжать вести работу, направленную на формирование следующих убеждений у родителей :
Чтобы учить, необходимо многое знать и уметь
Верить в свои возможности, никогда не опускать руки
Тот, кто занят воспитанием ребенка, должен верить в самого себя. Задачи проекта:
• Изучить и проанализировать научную, педагогическую и методическую литературу по проблеме разработки индивидуальной образовательной про-граммы для детей с ОВЗ.
• Провести исследование на выявление уровня знаний воспитателей и родителей по проблемам обучения и воспитания ребенка с ОВЗ.
• Организовать эффективное взаимодействие педагогов родителей и специалистов ДОУ по работе с детьми с ОВЗ.
• Создать систему мероприятий для повышения профессиональной компетенции педагогов и родителей в области работы с детьми с ОВЗ.
• Подобрать методы, приемы, игры, обеспечивающие адаптацию дошкольников с ОВЗ в игровой и образовательной деятельности.
• Создать развивающую среду ДОУ, способствующую психолого-педагогическому сопровождению дошкольников с ОВЗ.
• Разработать перспективный план работы с родителями детей с ОВЗ. Этапы реализации проекта
1 этап - ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ
1. Подборка материалов с целью оценки эффективности результатов проектной деятельности по разработке ИОП (практические задания для выявления имеющихся у педагогов и родителей знаний по работе с детьми с ОВЗ, определение структуры ИОП, составление карты динамики развития ребенка с ОВЗ).
2. Определяются специалисты психолого-педагогического сопровождения, которые будут работать с ребенком.
3. Провести индивидуальные беседы и анкетирование родителей для выявления особенностей ребенка.
4. Создание индивидуальной программы взаимодействия с родителями.
2 этап - ОСНОВНОЙ
1. Сбор и анализ предварительной (первоначальной) информации о ребенке и его семье.
2. Обработка результатов комплексного изучения психолого-педагогического статуса ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
3. Создания родительского уголка для повышения уровня педагогической компетентности родителей.
4. Цикл консультаций для родителей :
* «Дети с ОВЗ. Десять заповедей для родителей»
* «Играем вместе с мамой»
* «Социальное развитие дошкольников»
3 этап – ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ
1. Презентация собственного ребенка родителями.
Форма презентации: выставки, стенгазеты, портфолио ребенка.
Ожидаемые результаты
При условии реализации данного проекта мы рассчитываем получить следующие результаты:
1. Пополнение методической базы по работе с детьми с ОВЗ.
2. Организация эффективного взаимодействия педагогов, специалистов ДОУ и родителей детей с ОВЗ.
3. Повышение уровня профессиональной компетентности и самореализации педагогов и родителей, внедрение педагогических инноваций в практику работы ДОУ.
4. Создание системы мероприятий для педагогов с целью повышения профессиональной компетенции в работе с детьми с ОВЗ.
5. Подборка методов, приемов, игр, обеспечивающих адаптацию до-школьников с ОВЗ в игровой и образовательной деятельности.
6. Создание развивающей предметно-пространственной среды, обеспечивающей реализацию ИОП для ребенка с ОВЗ.
7. Разработка перспективного плана работы с родителями детей с ОВЗ.