Наталья Прокопенко
Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду
▼ Скачать + Заказать документы
Адаптация детей в детском саду является одной из самых сложных социальных проблем. Поскольку это, как правило, первый опыт адаптации маленького человека, то он является особенно важным. Адаптация должна, с одной стороны обеспечить желание ребенка идти в детский сад и общаться в коллективе. С другой стороны адаптация не должна сопровождаться насильственным изменением характера ребенка, поскольку это может привести в дальнейшем к существенным психологическим проблемам. Негативный опыт адаптации может отложиться в подсознании ребенка и вызывать психологический шок, стресс при каждой новой адаптации в дальнейшем (в школе, вузе, армии, семье, работе и т. д.).
Публикация «Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
Существует четыре основных причины осложнения процесса адаптации [1] :
1. Отсутствие опыта социализации у детей.
2. Недооценивание родителями важности режима адаптации.
3. Отсутствие необходимых навыков самообслуживания у ребенка в соответствии с его возрастной группой.
4. Несовпадение режима ребенка и режима дошкольной организации.
Для преодоления этих причин необходима целенаправленная работа сотрудников детского сада с родителями в процессе подготовки и осуществления адаптации.
Воспитатели в процессе подготовки детей и при прохождении адаптации должны осуществлять следующие мероприятия с родителями :
1. При постановке ребенка на очередь в детском саду родителям должен выдаваться перечень того, что должен уметь ребенок в соответствии со своим возрастом [2]. Указанные перечни необходимо разместить на сайте детского сада с комментариями.
2. Необходимо пригласить родителей в детский сад и совместно с ними осмотреть помещение группы, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть.
В процессе знакомства с родителями воспитатель должен объяснить, что наличие определенных навыков самообслуживания не блажь педагогов, а насущная необходимость. Разъяснить родителям, что если все дети кушают самостоятельно, то и их ребенок должен есть сам и т. п.
Далее воспитатель составляет вместе с родителями план обучения ребенка необходимым навыкам. Наиболее целесообразно, если родители предварительно самостоятельно подготовят ребенка к детскому саду, привив ему определенные навыки самостоятельности.
Воспитатель может при приеме новой группы провести анкетирование родителей об особенностях ребенка, его навыках самообслуживания. Обязательно необходимо составить график начала адаптации для всей группы, чтобы не возникало ситуации, когда одновременно проходит адаптацию от 15 до 25 детей. График выхода детей на адаптацию должен быть скользящий и включать в себя не более пяти малышей в неделю.
3. После того, как родители определились с датой начала посещения детского сада воспитатель должен познакомить их с режимом дня и настоять, чтобы ребенок перешел на данный режим дня, а родители применяли его постоянно, в том числе в выходные дни до окончания периода адаптации.
Воспитатель объясняет, что у родителей не будет возможности сразу оставлять ребенка на весь день. После этого совместно с родителями составляется график прохождения адаптации. Например [3] :
Первая неделя - ребенка приводят в детский сад не раньше восьми утра, чтобы он не видел слез и отрицательных эмоций других детей при расставании с мамой. Ребенок должен быть накормлен, потому что многие малыши отказываются кушать в непривычной для них обстановке. Мама может находиться в группе вместе с малышом, чтобы он чувствовал себя спокойнее. После утренней прогулки мама забирает ребенка домой.
Вторая неделя - ребенок остается в группе в течение такого же времени, что и в первую, но уже без мамы. Мама приходит к концу утренней прогулки, и ребенок обедает в ее присутствии. Можно приводить ребенка на вечернюю прогулку.
Третья и четвертая неделя - ребенок приводится утром, как и все, остается на дневной сон и родители забирают его сразу, как только он проснется. Можно забирать ребенка в районе 16.00, но делать это необходимо раньше, чем другие родители.
4. По мере прохождения адаптации воспитатель должен настаивать на необходимости неукоснительного выполнения последовательности адаптации.
В случае нормального прохождения адаптации в период с первой по третью недели, возможно с четвертой недели начинать обычные посещения. При осложнении адаптации этапы могут удлиняться.
В процессе подготовки ребенка к детскому саду родителям также нужно выполнить ряд мероприятий.
Во-первых, родителям необходимо обеспечить социализацию ребенка. В случае наличия в семье большого количества детей и родственников, особенно в многодетных семьях, специальные мероприятия не требуются. Однако если круг общения ребенка ограничен одним – двумя взрослыми из перечня: мама, папа, бабушка, то потребуются специальные мероприятия по обучению ребенка жизни в обществе.
В этом случае родители должны специально организовывать:
- общение ребенка с детьми родственников или друзей путем похода в гости или приглашения их к себе домой. При этом количество детей необходимо увеличивать постепенно (с одного до 4-5). Возраст детей должен отличаться незначительно (не более чем на 1 - 1,5 года).
- прогулки ребенка во дворах многоквартирных домов, парках, скверах – в песочнице, на детской площадке и т. д.
- посещение ребенком детских игровых центров (в торговых центрах, детских клубах и т. д.). Ребенок должен привыкать к самому факту присутствия рядом с ним других детей и взрослых, даже если он не играет с ними.
- оставление ребенка с бабушкой или другим близким взрослым на несколько часов. Ребенок приобретает опыт нахождения не с мамой, а с другим взрослым человеком.
Необходимо отметить, что мероприятия по социализации должны проводиться родителями не эпизодически, а постоянно, практически в ежедневном режиме.
Во-вторых, родителям необходимо получить список навыков самообслуживания в соответствии с возрастом ребенка и обеспечить развитие этих навыков у малыша. Умение ребенка самостоятельно одеваться, есть, ходить на горшок и т. д. не только помогает воспитателю, но и положительно влияет на самооценку ребенка.
В-третьих, родители знакомятся с режимом дня дошкольного учреждения и перестраивают режим дня своей семьи под режим дня детского сада. Если ребенок встает в 10.00, завтракает в 11.00, а спать ложится в 23.00, то он не сможет нормально адаптироваться к детскому саду. Изменения режима должны происходить постепенно. Причем важно и в выходные дни не изменять режим дня. Одновременно вводится регулярность питания, а само питание подстраивается к тому, которое будет у ребенка в детском саду.
В-четвертых, необходимо четко выполнять намеченный вместе с воспитателем план по адаптации ребенка к детскому саду. Нельзя пропускать дни из-за того, что идти лень. Не надо устраивать дополнительных «выходных», по принципу – «сегодня мы отдохнем от садика». Не стоит идти на поводу у ребенка, когда он устраивает «концерт», не желая идти в сад. Иначе ребенок будет считать, что истерикой можно отменить поход в детский сад.
Кроме того, важным является недопущение в процессе адаптации болезней, поскольку после возвращения ребенка в детский сад адаптацию придется начинать фактически заново.
Как правильно отмечают коллеги - самыми частыми ошибками родителей во время адаптации детей в саду являются запугивание садом и обсуждение персонала ДОУ в неуважительном тоне в присутствии ребенка [4]. Например, угроза за непослушание: «Если ты плохо себя будешь вести, отведу на выходные в садик». Все это заранее формирует у ребенка негативное отношение к дошкольному учреждению. Также ребенка нельзя перегружать дополнительными мероприятиями в период адаптации. Нужно отложить на последующие периоды походы в кукольный театр, кружок по изучению английского, бассейн и т. д. Всю «внеаудиторную нагрузку» можно вернуть по окончанию периода адаптации, причем постепенно, а не сразу.
В качестве рекомендации можно указать, что когда ребенка в детский сад отводит папа, то расставание проходит существенно легче. При этом, если ребенка забирает мама, то это приносит ему больше радости.
Выполненный полностью однократно план адаптации приучит ребенка к детскому саду и позволит впоследствии давать послабления. Однако это можно делать только после окончания периода адаптации.
Список литературы:
1. Прокопенко Н. Н. Причины осложнения адаптации ребенка в детском саду // Развитие современного образования: теория, методика и практика. 2016. № 2 (8). С. 47-49.
2. Колбасина А. С. Адаптация ребенка в детском саду [Электронный ресурс] // URL : https://festival.1september.ru/articles/503455/ (дата обращения 10.07.2016).
3. Полякова О. В. Адаптация ребенка в детском саду [Электронный ресурс] // РОДЫ. RU. №10. 2006. URL : https://volgo-mame.ru/publ/71-1-0-263 (дата обращения 10.07.2016).
4. Родакер Н. М. Адаптация детей в детском саду // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения. 2014. № 41. С. 64-68.
Статья опубликована:
Прокопенко Н. Н. Взаимодействие воспитателей и родителей в процессе адаптации детей в детском саду // Современные тенденции развития развития науки и образования. - 2016. -№ 9-7. С. 89-92.