Оксана Пудофеева
Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста
▼ Скачать +Заказ
Слайд №1 Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста через нетрадиционные формы художественного развития.
Слайд №2 Современное общество предъявляет всё больше требований к личности. И особо чаще наряду с другими качествами, выделяется такое свойство личности, как креативность. В русском языке слово «креативность» появилось не так давно, и используется оно в основном в отношении новых идей и неожиданных явлений. В широком смысле креативный подход – это умение увидеть обычные вещи с неожиданного ракурса и найти оригинальное решение для типичной проблемы. Существует мнение, что креативность – это естественная способность, изначально присущая каждому человеку, однако по мере взросления она постепенно теряется под влиянием воспитательных и учебных программ. Любые задатки необходимо развивать, и творчества это касается не в последнюю очередь. Любые креативные наклонности, любая природная тяга к творчеству, требует специальных занятий, которые будут стимулировать ребенка к созданию нового и помогут ему в дальнейшем более полно использовать свой потенциал.
Публикация «Воспитание креативности у детей младшего и среднего возраста» размещена в разделах
Не секрет, что возраст с 1 года до 7 лет (возраст воспитанников детского сада) — уникален. Именно в это время — не устают повторять психологи, физиологи и педагоги — закладывается фундамент ВСЕГО: знаний, умений, навыков, нравственных, культурных и социальных норм.
Новые федеральные государственные стандарты предполагают, что при переходе от дошкольной ступени образования к начальному школьному образованию, ребёнок должен обладать развитым воображением, инициативностью, самостоятельностью, любознательностью. Взрослые (педагоги, родители) обязательно должны помочь развитию у каждого ребенка этих качеств, без которых дальнейшая жизнь в современном мире не сможет стать успешной.
При воспитании креативного дошкольника, очень большое внимание уделяется художественно - эстетическому развитию детей в детском саду. В своей работе я часто использую нетрадиционные формы занятий по изобразительной деятельности, аппликации.
Нетрадиционно - значит не основываясь на традиции, а отличаясь оригинальностью.
Слайд № 3 Цели нетрадиционной художественной деятельности:
1). Развивать художественное творчество, воображение, фантазию дошкольников. Формировать индивидуальные, интеллектуальные творческие способности через использование нетрадиционных техник и материалов в творческой деятельности;
2). Развивать умения самостоятельно создавать, применять, использовать различный нетрадиционный материал и нетрадиционные техники в художественном творчестве.
Слайд №4. Задачи:
- прививать, поддерживать интерес к нетрадиционной технике: создавать предметно- развивающую среду по художественному творчеству;
- продолжать знакомить дошкольников с нестандартным (креативным) способом изображения предметов и явлений;
- развивать изобразительные умения, навыки, систематизировать полученные знания
- развивать технические художественные умения и навыки по принципу: от простого к сложному (переход от простых нетрадиционных способов изображения к более сложным) - продолжать развивать чувство цвета, формы, композиции, пространственное воображение, художественный и эстетический вкус;
- расширять представление о прекрасном через наблюдение в природе, рассматривание красивых предметов интерьера, репродукций художников, иллюстраций в книгах, альбомах, прослушивание классической музыки, посещение красивых и культурных мест в городе (художественных салонов, выставок);
- сплотить детский коллектив путем совместного творчества;
- развивать желание экспериментировать, проявляя яркие познавательные чувства: удивление, сомнение, радость от узнавания нового;
- закреплять и обогащать знания детей о разных видах художественного творчества;
- воспитывать трудолюбие и желание добиваться успеха собственным трудом;
- воспитывать внимание, аккуратность, целеустремленность, творческую самореализацию. Каждая нетрадиционная техника – это игра. Она развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения, дети чувствуют себя более свободными и смелыми.
Результат работы ребенка зависит от его заинтересованности, поэтому его надо стимулировать:
- игра - является основным видом деятельности детей и мотивирует их;
- сюрпризный момент - любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости или зовет в путешествие;
- просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь, им важно почувствовать себя значимыми;
- создание проблемной ситуации;
- музыкальное сопровождение, чтение художественного произведения и тд.
Слайд №5. Ребёнку легче поставить на лист пятно, сделать мазки, работать кистью во всех направлениях, свободно координируя движения руки. При этом решается ещё одна задача - подготовка руки к письму. Учёные придают большое значение так называемым мышечным ощущениям руки и именно с ними связывают развитие двигательного центра речи. Научно доказано, что тонкие движения пальцев рук (мелкая моторика) непосредственно влияют на развитие двигательных (моторных) центров речи. Таким образом, во время рисования развивается не только рука, но и речь ребёнка.
Существует много способов, которые помогают привить ребёнку интерес к рисованию. В своей работе я чаще всего использую такие техники как:
Рисование пальчиками
Рисование ладошкой
Оттиск смятой бумагой
Монотипия
Техника рисования кляксография
Слайд №6. Рисование с помощью ладони - одно из любимейших детских занятий. Оно не только дарит радость творчества, увлекает и удивляет, но и всякий раз убеждает в том, что их ладошки необыкновенные, волшебные. С помощью ладошек можно делать отпечатки на бумаге и превращать их разные образы.
Слайд №7. Рисование пальчиками это удивительная и восхитительная деятельность. Она позволяет ребенку почувствовать краски, их характер, настроение, развивает творческие способности.
Слайд №8. Так же с детьми мы замораживали подкрашенную воду, разлитую в различные формочки. Весь процесс изготовления льда должен проходить в присутствии детей. Они сами могут разводить краски и разливать воду в форму. Замёрзшие цветные формы целиком или цветные куски льда используются в декорировании снежных скульптур.
Слайд №9. Дети любят рисовать на асфальте цветными мелками, водой налитой в пластмассовую бутылку с дыркой в пробке. Такие рисунки вносят новизну в творческий процесс детей, активизируют сам процесс, происходит новое понимание детьми масштабов изображения, отличающихся от размеров альбомного листа.
Слайд №10. Один из любимых материалов детей - песок, из которого они лепят, а также рисуют на нем любым предметом, попавшим под руку. Самое интересное заключается в том, что если что- то не получается, то можно легко стереть и изобразить снова, добавляя в рисунок различный природный материал; камешек, веточку, перо, листик, цветок, ракушку, и многое другое. Слайд №11.
Слайд №12. Так же в своей работе с детьми часто использую обрывную аппликацию.
Этот способ хорош для передачи фактуры образа. В этом случае мы разрываем бумагу на кусочки и составляем из них изображение. Дети 5-7 лет могут усложнить технику: не просто рвать бумагу, как получится, а выщипывать или обрывать контурный рисунок. Обрывная аппликация очень полезна для развития мелкой моторики рук и творческого мышления.
Оригами (от яп. сложенная бумага) — вид декоративно-прикладного искусства; древнее искусство складывания фигурок из бумаги. Классическое оригами складывается из квадратного листа бумаги и предписывает использование одного листа бумаги без применения клея и ножниц.
Гофрированная бумага — один из видов так называемой поделочной бумаги. По сравнению с бумагой обычной, появилась она сравнительно недавно. Великолепные цвета очень нравятся детям, и они с удовольствием работают с ней на занятиях творчеством. Это отличный декоративный и поделочный материал, позволяющий создавать декорации, красочные игрушки, оригинальные гирлянды и великолепные букеты.
Аппликация из крупы
Для самых маленьких детей полезно развивать мелкую моторику. Перебирать предметы пальчиками, учиться совершать щипковые движения, конечно, важно. Но деткам, в возрасте старше года, интересно видеть результат своего труда сразу. Аппликация из крупы становится для них наиболее привлекательной в этом плане. С крупой можно создавать разные поделки с малышами.
Слайд № 13. К работе я активно привлекаю родителей: они должны быть помощниками своим детям. Для этого предлагаю им основные правила:
1. Ребёнок должен иметь максимальную свободу для проявления инициативы и необходимое для этого физиологическое и психологическое пространство.
2. У ребёнка не должно быть недостатка в цветных карандашах, красках, фломастерах, мелках и т. д.
3. Сюжет рисунка не должен подвергаться критике.
4. Рисунки, отобранные самим ребёнком нужно повесить где - нибудь в удобном месте и попросить ребёнка прокомментировать их.
Предлагаю родителям, чтобы их дети рисовали всё, о чём ребёнок любит говорить, и говорить с ним обо всём, что он любит рисовать.
Слайд №14. Дети совместно с родителями делают поделки, рисуют рисунки, для украшения нашей группы.
Специалисты в области дошкольного образования подчеркивают важность родительского участия в воспитании креативности у детей. Именно от семьи зависит одно из важнейших условий, необходимых для достижения желаемого результата – создание благоприятной для творчества атмосферы. К тому же, из всех взрослых именно с родителями ребенок имеет самую сильную эмоциональную связь. Малыш любит маму и папу, с удовольствием проводит с ними время и получает от этого огромное количество положительных впечатлений. А значит, при правильном подходе, занятия с родителями будут продуктивнее.
Слайд № 15. Мне интересны новые взгляды на детское творчество в изобразительной деятельности. Я считаю, что на современном этапе развития общества педагог обязан познакомить детей как с традиционными, устоявшимися методами в изобразительной деятельности, так и с новыми взглядами, новаторскими идеями, «свежими» мыслями, способами, техниками.