Зельфия Шехова
Презентация «Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего и младшего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ВЛИЯНИЕ ПАЛЬЧИКОВОЙ ГИМНАСТИКИ
РАННЕГО И МЛАДШЕГО ВОЗРАСТА
Публикация «Презентация „Влияние пальчиковой гимнастики на развитие речи детей раннего и младшего возраста“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Младшая группа
- Пальчиковые игры, гимнастика
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Сегодня педагоги и логопеды говорят о важности пальчиковых игр, их развивающий эффект для крох общепризнан, а когда-то бабушки и мамы, ничего не зная о мелкой моторике, просто брали детскую ладошку и пальчики, и приговаривали «Сорока-белобока…».
Исследования отечественных физиологов также подтверждают связь развития рук с развитием мозга. Работы В. М. Бехтерева подтверждают влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи.
Пальчиковые игры это различные движения пальцев и кисти рук, которые сопровождаются каким-либо текстом (обычно в стихах). Они имеют сюжет и движения ребенком делаются не произвольно, а в соответствии с текстом.
Пальчиковые игры способствуют развитию речи, творческой деятельности. Они как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяют движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
В пальчиковые игры можно играть с детьми в дороге, дома, развлекая ребенка, развивая его и одновременно обеспечивая кроху так необходимым ему тактильным контактом с родителями.
Достичь устойчивых результатов помогает использование разнообразных форм работы с родителями, это:
• Индивидуальные беседы.
• Консультации для родителей, на которых можно объяснить, что надо учить ребенка манипулировать предметами, чтобы среди его игрушек обязательно были такие игрушки, как пирамидки, строительный материал, у мальчиков - машинки, конструкторы, у девочек – куклы.
• Рекомендации родителям в виде памяток, в которых прописано давать больше самостоятельности детям при одевании: самостоятельно застёгивать и расстегивать пуговицы, кнопки, молнии, так как эти действия являются базовыми, они формируют ручную умелость.
Пальчиковые игры делятся на группы
1. Игры-манипуляции.
Эти упражнения он может выполнять самостоятельно или с помощью взрослого. Они развивают воображение : в каждом пальчике ребенок видит тот или иной образ. «Пальчик-мальчик, где ты был, «Мы делили апельсин», «Этот пальчик хочет спать», «Этот пальчик – дедушка».
2. Сюжетно-пальчиковые упражнения.
К этой группе относятся также упражнения, которые позволяют детям изображать предметы транспорта и мебели, диких и домашних животных, птиц, насекомых, деревья. Пальчики здороваются" - подушечки пальцев соприкасаются с большим пальцем (правой, левой руки, двух одновременно). «Распускается цветок» - из сжатого кулака поочередно "появляются" пальцы. «Замок» -пальцы соединяют в замок и разъединяют.
3. Пальчиковые упражнения в сочетании со звуковой гимнастикой.
Ребенок может поочередно соединять пальцы каждой руки друг с другом, или выпрямлять по очереди каждый палец, или сжимать пальцы в кулак и разжимать и в это время произносить звуки: б-п; т-д; к-г.
4. Пальчиковые кинезиологические упражнения («гимнастика мозга»).
"Колечко" - поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. и т. д.
5. Пальчиковые упражнения в сочетании с самомассажем кистей и пальцев рук
В данных упражнениях используются традиционные для массажа движения - разминание, растирание, надавливание, пощипывание (от периферии к центру). «Помоем руки под горячей струей воды» - движение, как при мытье рук. «Надеваем перчатки» - большим и указательным пальцами правой руки растираем каждый палец левой руки, начиная с мизинца, сверху вниз.
6. Театр в руке
Позволяет повысить общий тонус, развивает внимание и память, снимает психоэмоциональное напряжение. «Бабочка» — сжать пальцы в кулак и поочередно выпрямлять мизинец, безымянный и средний пальцы, а большой и указательный соединить в кольцо. Выпрямленными пальцами делать быстрые движения («трепетание пальцев»).«Сказка» - детям предлагается разыграть сказку, в которой каждый палец какой-либо персонаж. Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки.
Как работать с упражнением-игрой?
Порядок работы над любой игрой одинаков:
Взрослый показывает младшему участнику игры упражнение. Сначала 1–2 раза дети повторяют действия пальцев (ладошек, рук).
• Один раз все проигрывается медленно, с повтором сложных элементов, но без слов.
• К движениям добавляются слова. Важно не перегружать детей до 3 лет заданиями, поэтому рекомендуется не давать больше 1–2 пальчиковых игр в день.
Пальчиковые игры полезно проводить в процессе занятий рисованием или другими статичными упражнениями.
Возраст ребенка определяет сложность движений и сюжета
Малыш от 1 года до 3лет (ранний возраст) может разгибать и сгибать пальчики в кулачки под маминым руководством, подставлять ладошку и махать кистью в соответствии с самыми простыми потешками. Но и такие, самые простые игры обеспечивают ему массаж чувствительных ладошек и пальцев, он лучше узнает части тела, ускоряется его речевое развитие.
Классические примеры пальчиковых упражнений для детей раннего и младшего возраста. Игры на развитие мышечного скелета рук.
---Апельсин
---Мы купили в магазине
---Мальчик с пальчик
---Мы капусту рубим
---Цветок
---Арбуз
---Шарик
---Петушок
---Игрушки
Приложение; картотека пальчиковых игр для детей раннего и младшего возраста