Алла Пешкина
Валеология — одно из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
Валеология — одно из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса
Уважаемые коллеги!
Слайд 1. Вопросы сохранения и укрепления здоровья никогда не потеряют своей актуальности, поэтому одним из направлений учебно-воспитательного процесса, является валеология.
Слайд 2. Валеология — это наука поддерживать здоровье, вести активный образ жизни, приучаясь к нему с ранних лет. Слово «валеология» происходит от двух латинских слов: «valeo» – быть здоровым и «logos» – изучение. Термин был введён в научный оборот советским учёным, доктором медицинских наук Израилем Брехманом. Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС) валеологическое просвещение подрастающего поколения признано одним из приоритетных направлений учебно-воспитательного процесса.
Темочки:
Слайд 3. Назначение валеологии учёными рассматривается как организационный процесс раскрытия потенциала здоровья, заложенного в каждом человеке. В детском саду, решая вопрос влеологического образования детей, мы ставим перед собой следующие задачи:
• знакомство детей с понятиями «здоровый образ жизни», а также «основы безопасной жизнедеятельности»;
• воспитание культуры взаимоотношений мальчиков и девочек, эмоционального общения;
• приобщение к занятиям физической культурой и спортом;
• формирование навыков личной гигиены;
• воспитание бережного отношения к своему здоровью.
Слайд 4. Исходя из задач валеологического воспитания дошкольников, это направление работы реализуется не только в рамках непосредственной образовательной деятельности (НООД, то есть на занятиях (причём как узкоспециализированных, валеологических, так и других учебно-воспитательных направлений, например, на физкультуре, но и при организации:
• досуговых мероприятий, развлечений;
• прогулок;
• утренников;
• режимных моментов (утреннего сбора, проведения гигиенических процедур до и после сна и пр.).
Слайд 5. Вне зависимости от характера образовательной деятельности мы, воспитатели, используем четыре группы методов.
Словесные методы.
В работе с дошкольниками речь важна не только в качестве способа изложения материала, но и как средство обучения: благодаря звучащему слову малыши быстрее осваивают речь (младшие группы) и расширяют свой словарный запас (средняя и старшие группы).
К словесным методам относятся:
Беседа
На валеологических занятиях этот приём активно вводится начиная со средней группы.
Рифмовки и загадки
Всегда актуальный приём мотивировать ребят на работу действует и на занятиях по валеологии. Особенно в младших группах, когда произвольное внимание малышей, то есть способность включиться в деятельность за счёт сознательно поставленной задачи, развито плохо.
Чтение
Чтение воспитателем рассказов, стихов на валеологическую тему с последующим обсуждением с детьми
Сказкотерапия
Приём, пришедший в педагогику из арт-терапии, призван воздействовать на личность малыша через сказки. сказочные сюжеты доступно объясняют детям те или иные вопросы здоровья (к примеру, почему важно высыпаться, как не простудиться в осенне-весенний период и пр.) или в подготовительной группе, рассматривая тему ухода за полостью рта (надо сказать, очень актуальной для детей 6–7 лет, у которых начинают выпадать молочные зубы, детям можно рассказать сказку «Как Зубастик заболел» о важности чистить зубки дважды в день.
Наглядный метод
Наглядно-образное мышление детей вплоть до 6,5–7 лет требует обязательного использования наглядности в образовательном процессе. Так как дети до подготовительной группы воспринимают информацию только в сопровождении наглядности. Иными словами, не увидев плаката со скелетом человека, дети не смогут разобраться, что такое кости, не поймут, почему пупок — это середина тела, сориентироваться при определении месторасположения сердца, желудка. Поэтому все словесные методы используются только в сопровождении наглядности.
А вот в подготовительной группе, рассматривая вопросы расположения внутренних органов, даже без картинок дети более или менее правильно сориентируются И всё же использование наглядности — это обязательное условие успешной реализации задач образовательного процесса.
Практический метод
Приёмы этого метода предполагают практическое освоение ребёнком действительности. К ним относятся:
• рисунки
• аппликации
• поделки
• опыты — освоение окружающего мира через непосредственный контакт с ней.
Игровой метод
Ведущий вид деятельности дошкольников – игра, позволяет осваивать целые блоки новых валеологических знаний, умений и навыков. Используются дидактические игры, подвижные игры, театрализованные игры, с / р игры
Слайд 6. Принцип содружества семьи и ДОУ в деле воспитания ребёнка является ключевым фактором, гарантирующим не только последовательность в работе, но и индивидуальный подход к каждому воспитаннику, что особенно важно для реализации задач внедрения здоровьесберегающих технологий в целом и валеологического воспитания в частности.
Задачи валеологического просвещения родителей подразумевают:
• совместное с мамой и/или папой рассмотрение результатов диагностики физического, духовного и психомоторного развития малыша;
• активное привлечение мам и пап в планирование оздоровительных мероприятий с детьми;
• ознакомление семьи с направлениями физкультурно-оздоровительной деятельностью в группе;
• обучение мам и пап популярным видам оздоровления (дыхательной гимнастике, самомассажу, закаливанию и пр.).
Для решения всех этих задач используются беседы и консультации с родителями, как групповые, так и индивидуальные, наглядная информация (стенды, папки-передвижки, памятки, советы и рекомендации)
7 слайд. Занятия по валеологии в детском саду имеют важное значение в воспитании будущего школьника. НООД этого направления учит малыша не бояться опасностей вокруг, а остерегаться их и искать пути устранения. Кроме того, ребята на валеологических занятиях учатся правильно выражать свои эмоции, чувства, осваивают принципы ЗОЖ, а также развивают потребность заботиться не только о себе, но и о людях вокруг.
8 слайд. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ