Валентина Вяткина
Трудовое воспитание детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Трудовое воспитание – важная составная часть воспитания подрастающего поколения. Еще А. С. Макаренко говорил, что, дети, которые умеют трудиться, знают цену трудовых усилий, уважают и труд других людей, скорее обратят внимание на человека, который нуждается в помощи.
Публикация «Трудовое воспитание детей дошкольного возраста» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Труд детей тесно связан с игрой. Отражая в играх трудовые действия взрослых, дети проникаются положительным отношением к их труду. У детей старшего возраста в игре возникает необходимость потрудиться : вымыть посуду, выкупать куклу и т. п. Связь труда с игрой обнаруживается и тогда, когда в ходе ее возникает потребность в атрибутах, необходимых для изображения взятых на себя ролей. Нередко труд перемежается с игрой. Ребенок несет розетки с красками на столы. Возвращаясь, он превращает поднос в руль, гудит, изображая машину.
Воспитатель рассказывает детям, каким должен быть трудолюбивый человек, что значит хорошо трудиться, заботиться об окружающих, читает им произведения о труде. Формирует у детей уважение к трудящемуся человеку, желание быть похожим на него, воспитывает бережное отношение к результатам труда. В ходе обучения трудовым навыкам воспитатель формирует у детей желание выполнять самостоятельно то, что им посильно, приходя на помощь всякий раз, когда они нуждаются в ней. В процессе умения трудиться в коллективе воспитатель формирует у детей представления об общей ответственности за порученное дело, умение самостоятельно и согласованно действовать, распределять между собой роли. Самообслуживание направлено на уход за собой (умывание, раздевание, уборка постели, подготовка рабочего места и т. п.).
Хозяйственно – бытовой труд дошкольников направлен на поддержание чистоты и порядка в помещении и на участке, помощь взрослым при организации режимных процессов.
Труд в природе предусматривает участие детей в уходе за растениями и животными, выращивание растений в уголке природы, на огороде, в цветнике.
Ручной труд развивает конструктивные способности детей, творчество, фантазию, выдумку.
Поручения – это задания, которые воспитатель эпизодически дает одному или нескольким детям, учитывая их возрастные и индивидуальные особенности, наличие опыта, а также воспитательные задачи. Поручения могут быть кратковременными или длительными, индивидуальными или общими, простыми или более сложными, включающими в себя целую цепь последовательных действий.
Дежурства – форма организации труда детей, предполагающая обязательное выполнение ребенком работы, направленной на обслуживание коллектива. Дети поочередно включаются в разные виды дежурства, что обеспечивает систематичность их участия в труде. Назначение и смена дежурных происходит ежедневно. Это ставит ребенка в условия обязательного выполнения определенных дел, нужных для коллектива. Воспитывает ответственность перед коллективом, заботливость.
Для того, чтобы дети могли выполнять трудовые поручения, нести обязанности дежурных, включаться в коллективный труд, они должны овладеть необходимыми умениями. Обучение дошкольников самым разнообразным трудовым умениям, необходимым для всех видов труда, начинается уже в младших группах.
Трудовое воспитание детей осуществляется успешно только при условии совместной работы детского сада и семьи. Важно добиться того, чтобы родители поняли необходимость совместной с детским садом работы по трудовому воспитанию детей, поддерживали и продолжали ее дома.