Наталия Расстригина
Проект «Театр глазами детей»
▼ Скачать + Заказать документы
В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать с взрослыми и сверстниками. Все эти личностные характеристики развиваются в ходе реализации нашего проекта «Театр глазами детей».
Публикация «Проект „Театр глазами детей“» размещена в разделах
- Проекты, проектная деятельность
- Театр. Проекты
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» сентябрь 2019
Представление сказок и веселых сценок, придуманных лично детьми с любимыми персонажами, наиболее любимы для инсценировок и способствуют развитию мышления, речи, внимания, памяти и творческих способностей, позволяют проявить фантазию.
Огромно и воспитательное значение театрализованных игр. У детей формируется уважительное отношение друг к другу. Кроме того, «играя» сказочного героя, ребенок получает представление о добре и зле, учится разбираться в людских характерах, сопереживать и помогать слабым, тем самым придает уверенности в себе, помогает избавляться и от собственных страхов. А выступление перед аудиторией формирует у детей опыт социальных навыков поведения, способствует развитие у дошкольников всех компонентов речи. Театр в детском саду учит ребенка видеть прекрасное в жизни и в людях, зарождает стремление самому нести в жизнь прекрасное и доброе.
Дети, вовлеченные в проект, разные по характеру и уровню развития: одни активные, любознательные, непосредственные и доверчивые, другие – робкие и стеснительные, могут легко включаться в совместную практическую деятельность, эмоционально реагировать на все новое, интересное, но есть и замкнутые, неуверенные в себе.
В ходе подготовки к спектаклю использовались игры на превращения: «Превращение комнаты», «Превращение предмета», «Превращение детей». На действия с воображаемым предметом: «День рождения», «Что мы делали, не скажем».
В ходе совершенствования диалогов и монологов, освоения выразительности речи наиболее эффективно происходит речевое развитие ребёнка. Дети учатся пользоваться логическими ударениями, паузами, интонациями, повышать и понижать голос в зависимости от смысла текста.
Занятия начинались с мимической и артикуляционной гимнастики, упражнений на дыхание, на расслабление, обязательно произносятся скороговорки, чистоговорки, разыгрываются небольшие этюды. Игры и упражнения на речевое дыхание: «Игра со свечой», «Мыльные пузыри». Идет тесное взаимодействие педагогов с учителем – логопедом.
В театрализованной игре дети знакомились с чувствами, настроениями героев, осваивали способы эмоционального выражения. Всякую свою выдумку, впечатление из окружающей жизни ребенку хочется воплотить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видел, и что его заинтересовало, и, получает огромное эмоциональное наслаждение.
С целью повышения знаний о театрализованной деятельности, и передачи новой информации воспитанникам педагоги показывали презентации «В волшебном мире театра», где дети познакомились с особым видом искусства – театром, узнали, когда появился самый первый театр, в честь кого устаивались спектакли; о театральных профессиях - «Закулисье». Для развития творческих навыков, коммуникативных умений, для поддержания традиции семейного чтения, были созданы условия, способствующие освоению сказок, которые отразились в выставке детских рисунков «Моя любимая сказка», в конкурсе «Мы ищем таланты», и литературной викторине «Писатели детям». Предоставив возможность для самовыражения воспитанников, был организован конкурс чтецов, посвященный неделе детской книги. В совместном творчестве дети и родители изготовили книжки – малышки.
С целью обогащения опыта педагогов были подготовлены доклады – консультации «Роль театра в художественно эстетическом развитии дошкольника», «Как развивать творческую активность детей в театрализованной деятельности», организован круглый стол «Театр и дети».
Во всех группах созданы условия для театрализованных игр, существуют оборудованные центры театра. Имеется картотека различных упражнений по театрализованной деятельности, консультации для родителей: «Домашний театр как средство развития ребенка», «Театр дома», «Развитие детей в театрализованной деятельности», «Всей семьей в театр», «Как учить стихи с детьми дошкольного возраста», «Артикуляционная гимнастика». Создана информационная папка «Знаменитые театральные деятели Чувашии». Проведен устный опрос родителей «Играете ли вы в театр дома»
Организуя в ДОУ смотр – конкурс «Лучший театральный центр в ДОУ», для успешной реализации задач, была дополнена соответствующая предметно-развивающая среда: настольный театр, пальчиковый театр, театр рукавичек, фланелеграф, маски и т. д., и организована выставка – презентация видов театра в группах, и в этом помогали родители. А также, родители проявили активное участие в организации конкурса «Мы ищем таланты», оказали помощь в организации театральных постановок и в изготовлении театральных костюмов из бросового материала «Мой любимый герой из сказки». Вовлечение родителей в совместную с детьми деятельность является частью образовательной деятельности.
С целью вовлечения родителей в активную деятельность детского сада был проведен мастер - класс: «Изготовление игрушки своими руками». У родителей расширились представления о видах театра, познакомились с изготовлением разного вида театра из бросового материала, сформировался благоприятный эмоциональный климат в родительском коллективе, сформировались умения обыгрывать сказку, используя изготовленный театр. А также сформировалось желание использовать приобретенные умения по изготовлению театра дома с детьми. Для знакомства детей с разными видами театра, для развития эмоциональной сферы, речи, воображения – педагогами организован мини – музей театральной игрушки.
В рамках городского фестиваля «550 сказок» стали театрализации сказок : р. н. с. «Теремок», р. н. с. «Репка»2 младшая группа, р. н. с. «Колобок» средняя группа, р. н. с. «Теремок» средняя группа, Корней Чуковскии «Муха - цокотуха» подготовительная группа, р. н. с. «Теремок» средняя группа, С. Я. Маршака «Сказка о глупом мышонке» старшая группа, р. н. с. «Репка» группа, Владимир Сутеев «Мешок с яблоками» старшая группа, Ш. Перро «Красная шапочка» подготовительная группа, р. н. с. «Заюшкина избушка» старшая группа. Активное участие в празднике приняли воспитанники всех возрастных групп, которые превращались в героев сказок. Родители тоже показали р. н. с. «Репка» детям. Родители помогали в изготовлении костюмов, были самыми доброжелательными зрителями.
Дети старшей группы «Паровозик» инсценировали чувашские сказки: «Сармантей», «Лиса плясунья», «Ворона и рак». Артисты передали характер и настроение персонажей.
Дети подготовительной группы показали театральную постановку, посвященную Всемирному дню театра по сказке Корнея Чуковского "Муха - цокотуха" в библиотеке-детского информационного центра им. А. Гайдара – филиал № 5 МБУК «Объединение библиотек города Чебоксары»
Финалом проведения фестиваля стала сказка «Машенька и медведи» по мотивам русской народной сказки для приглашенных гостей из соседних детских садов и выступление в Социально-реабилитационном центре для несовершеннолетних, средней общеобразовательной школе с углубленным изучением отдельных предметов.
Таким образом, работа по проекту снижает уровень тревожности, избавляет от застенчивости, неуверенности в себе, помогает развитию творческой одаренности ребенка, его всестороннему развитию. Очевидно, что театрализованная деятельность учит детей быть творческими личностями, способными к восприятию новизны, умению импровизировать. Коллективная театрализованная деятельность направлена на целостное воздействие на личность ребенка, его раскрепощение, самостоятельное творчество, развитие ведущих психических процессов; способствует самовыражению личности, создает условия для социализации, усиливая адаптационные способности, корректирует коммуникативные качества, помогает осознанию чувства удовлетворения, радости, успешности.