Ирина Калмыкова
Современные семейные ценности
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:
Современные семейные ценности.
План.
1. Что такое семья. Определения понятия семья.
2. Семейные ценности.
3. Ценности современной молодежи.
4. Роль педагогов и школы в воспитании и сохранении семейных ценностей.
Темочки:
В своем выступлении на ГОРМО социальных педагогов, я расскажу о традиционных семейных ценностях и моральных ценностях современной семьи и молодежи. О возможностях педагогов и школы в деле сохранения семейных ценностей.
1. Если спросить любого прохожего на улице, что входит в понятие семейные ценности и семья, наверняка каждый ответит – любовь, взаимопонимание, уважение, почитание старших и родителей, доброта, ответственность за близких людей. Каждый родитель хочет воспитать именно эти качества у своего ребенка. Если спросить у ребенка, какие моральные ценности важны в жизни, он станет перечислять и говорить о доброте, любви и уважении.
В основе семьи по-прежнему лежат любовь, доверие и взаимопомощь. Примеров семейных ценностей очень много - это довольно обширная тема для социологических исследований. Однако времена меняются, каждая эпоха несет с собой что-то новое, прогрессивное. Наше общество стало более свободным и открытым. Эти факторы оказывают влияние на формирование мировоззрения наших граждан.
Некоторые изменения коснулись и брачных устоев.
• женщина теперь выполняет не только роль матери и хозяйки дома. Она успешно реализует себя в профессии, строит карьеру, зарабатывает деньги наравне с мужем. А домашние обязанности часто делятся поровну, по взаимному согласию.
• практичные люди стали заключать брачные контракты или просто сожительствовать без официального оформления отношений.
• вступать в брак начали позже – темп жизни изменился. Молодым людям хочется все успеть – получить высшее образование, поработать, получить какой-то опыт, встать на ноги. Только добившись всего намеченного, они всерьез начинают задумываться об образовании новой ячейки общества.
Все эти явления присутствуют сегодня в нашем обществе и это нормально. Здесь главное не переусердствовать в своих стремлениях, знать меру.
Перемены, которые происходят в обществе, в первую очередь отражаются на детях, дети быстрее на перемены реагируют. И, конечно же очень хотелось бы, что бы эти перемены в обществе были положительными. 90-е годы, отмеченные в нашей истории такими явлениями как свобода, независимость, вседозволенность, неуважительное отношение к взрослым и их мнению, к сожалению не остались позади, а наоборот на сегодняшний день приобретают все более ярко выраженный характер, и часто приводит к конфликтам, которые разрушают взаимоотношения между поколениями и разными социальными институтами.
2 .Все хорошее и плохое закладывается человеку с детства. Все нормы, правила поведения ребенок получает от родителей, бабушек и дедушек. На их примерах он учится, перенимает опыт, модель поведения и отношения к окружающим. Поэтому воспитывать детей, прививать им правила нужно с самого раннего возраста. Одним из наиболее доступных способов, как это сделать естественно и непринужденно, являются традиции. В каждой семье они могут быть совершенно разными, но решающими одну важную задачу – сплотить и укрепить. Простые правила и моральные устои, формируясь в пределах родного дома, переносятся затем и в общество. Они проявляются в поведении человека в садике, школе, институте, на работе и в общественном месте.
3. «Почему семья перестала быть такой ценностью, как раньше?». Этим вопросом задаются родители, дети, мы педагоги. Родители – это те на кого педагог может опереться и получить поддержку в воспитании и образовании ребенка, а ребенок является, в деле образования и воспитания, тем самым объектом на кого направлены усилия родителей и педагогов. И здесь можно привести множество ответов.
Изменилась экономическая формация, определяющая отношения в обществе и в семье. Деградация людей, употребление спиртного, обесценивание моральных качеств, преобладание интересов личности над интересами общества, отсутствие самой идеи государственности.
И женщины, и мужчины стали другими, и уже не всем нужна семья, ценности другие, и сама жизнь стала жесткая, и семья мало в нее уже вписывается. Проще прожить без ответственности за кого-то.
«Лучшие вещи в жизни бесплатны: объятия, улыбки, друзья, поцелуи, семья, сон, любовь, смех и хорошие воспоминания!»
Уж не знаю, кто первым это сказал, но этот человек был чертовски мудр. Просто в современном, испорченном финансовыми институтами сознании «бесплатно» и «даром» — синоним «неценно».
Именно стремление и умение всю жизнь жить с одним человеком, воспитывать вместе с ним детей, ухаживать за престарелыми родителями и отличает его от животных. Тот факт, что все вышеперечисленное нам «подарено» просто так, вовсе не означает, что оно не требует вложений и будет с нами всегда. И часто всю ценность этих даров люди осознают только тогда, когда остаются без них. Нельзя даже сказать, что они их теряют.
Как можно потерять то, от чего пользы так и не увидел? Многие люди, дети не осознают, что получают в семье, чем за это требуется заплатить и что может быть хорошего в том, чтобы кому-то отдавать часть своей жизни, времени и денег не по глупости, не по халатности, а по собственному желанию, потому что это приятно.
Для современного рационального человека «песни» про ценность семьи — заезженные слова.
Но может понятнее прозвучит «семья — это выгодно»? И эту выгоду мы можем просчитать.
Для этого стоит понять, что нужно вам на протяжении жизни, без чего ваша жизнь станет либо невозможной физически, либо теряющей краски и скучной? И это не деньги, а то, ради чего они собственно и нужны.
4. Школа и педагоги всегда были и должны остаться тем связующим звеном между родителями и ребенком, без которого не возможно формирование и становление достойного члена общества. Сегодняшние дети, к сожалению или к счастью, в силу объективных и субъективных причин взрослеют гораздо раньше. Школа сталкивается с тем фактом, что проблемы, связанные с взрослением учащихся, касаются не только старшего школьного возраста, но и младших подростков. Сегодня многие учителя говорят о том, что трудно работать не в 10—11 классах, а в 5—6 классах, так именно переход во взрослость зачастую сопровождается изменением в глазах ребенка ценности собственной семьи. Это очень важная проблема, которая сказывается не только на учении ребенка, но и на всем образе его жизни, его поступках и поведении. Какую роль в этот период в жизни подростка должна играть семья и школа? Как они могут помочь пережить этапы взросления своего ребенка с минимальными потерями для него и для родителей.
На сегодня у педагогов сохранилось не так много рычагов, приемов и методов влияния и воспитания обучающихся. Родители сами зачастую бывают педагогически запущены. Моральные принципы, педагогическое мастерство родителей, традиции - это необходимые условия формирования нравственных убеждений ребенка. Вопрос о нравственном воспитании - один из самых важных вопросов в педагогике.
Общая цель семьи и школы — воспитать меры устойчивости к неоправданным пробам. В связи с этим одной из стратегических линий развития и успешного функционирования школы является серьезное и целенаправленное просвещение семьи по вопросам взросления ребенка. Задача школы — сделать семью помощником и другом, как для самого ребенка, так и для школы.
Социальный педагог МБОУ «СОШ № 2»
Калмыкова Ирина Евгеньевна
Выступление на ГорМО социальных педагогов