Ульяна Рожина
Семинар-практикум «Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью»
▼ Скачать +Заказ
Семинар-практикум
«Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью».
Речевая готовность детей к обучению в школе определяется степенью овладения речевыми навыками.
Во всех видах продуктивной деятельности : лепке, рисовании, конструировании, аппликации, ручном труде, — наряду с решением основных задач, можно успешно осуществлять развитие речи детей. На таких занятиях ребята сами создают что-то новое, углубляют и расширяют свои представления об окружающем мире, проявляют творческую активность и, как правило, охотно вступают в разговор по поводу содержания своих работ.
Публикация «Семинар-практикум „Особенности речевой работы на занятиях продуктивной деятельностью“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Семинар, практикум
- Темочки
В специально организованной продуктивной деятельности возникают естественные благоприятные ситуации, способствующие проявлению речевой активности детей. Можно создать и специальные проблемные ситуации, позволяющие целенаправленно вводить в активную речь детей сложные грамматические категории и определенные синтаксические конструкции, совершенствовать связное высказывание, проговаривание всех звуков родного языка.
Для развития речи детей можно использовать следующие элементы занятий.
1. Создание проблемной ситуации, формирующей коммуникативную направленность речи. Если кому-то из детей специально «забыть» положить лист бумаги, пластилин (ребенок будет вынужден попросить недостающее, т. е. проявить речевую инициативу, используя нужные слова в нужной грамматической форме.
2. Отчет ребенка о том, что он приготовил к занятию. Этот прием позволяет отработать интонацию перечисления в предложениях с однородными членами.
3. Проговаривание детьми своих действий. Если диалоги будут звучать на занятиях систематически, то к концу года дети овладеют разнообразными синтаксическими конструкциями и будут свободно пользоваться словами в различных грамматических формах.
4. Цель продуктивной деятельности обязательно должна называться дважды: перед тем как дети начнут действовать и после завершения действия, как его результат. (Что мы будем делать? Что ты, Маша, будешь делать? Что ты, Коля, будешь делать? Что будет делать твой сосед?. В конце занятия то же самое : Что мы сделали? Что ты, Маша, сделала?.)
Такое включение речи усиливает эмоциональное отношение детей к выполнению задания, помогает осознавать цель, и постепенно формируется регулирующая функция речи.
5. Использование в речи большого числа приставочных глаголов.
Можно проговаривать, что делают дети: режут бумагу, отрезают уголок, вырезают круг, разрезают лист, надрезают по сгибу и т. д. Позднее дети сами пользуются приставочными глаголами и точно называют свои действия.
6 «Дорисовывание» словами своей незаконченной работы, аппликации, постройки — действенный прием формирования мотива речевого высказывания и повод для связного высказывания творческого характера.
7 «Похвалим работу товарища» — хороший прием для активизации в речи притяжательных прилагательных (На Сашином рисунке видны заячьи следы, для упражнения в подборе определений и образных выражений.
8.«Почемучки» — закрепление умения задавать друг другу различные вопросы, и каверзные в том числе, по поводу изображенного на рисунке или аппликации.
Вне занятий детские работы могут оставаться еще долгое время наглядной опорой для разнообразных речевых упражнений :
• придумывание названия своей работе и работе товарища;
•сочинение рассказа или сказки к своей работе;
• разговор от лица изображенных живых и неживых объектов;
•сравнение двух работ и т. д.
В продуктивных видах деятельности результативность речевой работы многократно усиливается за счет:
•опоры на эмоционально-интеллектуальный опыт детей, их собственные неповторимые ассоциации;
• необходимости выделять, воспринимать, воспроизводить определенные свойства и отношения предметов, выражать их в слове;
•ситуации субъективного переживания ребенком своей деятельности, от вынашивания замысла до конечного видимого результата;
•возможности создания проблемных ситуаций, проясняющих значения слов и побуждающих детей осуществлять выбор;
• возможности систематически практические действия детей сопровождать словесным обозначением пространственных отношений по вертикали (внизу, наверху, под, над, на) и по горизонтали (рядом, около, справа, слева).
Тематика продуктивной деятельности, соответствует лексико-тематическим циклам программы. Содержание занятий усложняется :
Успешному развитию связной речи, а также развитию воображения и творчества служат «Оригамские сказки». Дети, делая поделки из бумаги, сначала вместе с педагогом, а затем самостоятельно придумывают сказку и в процессе работы рассказывают ее.
Оригамская сказка «ЛИСИЧКА»
(всем раздаем квадратные листы оранжевой бумаги, воспитатели складывают фигурку, выполняя действия из сказки).
Я сейчас вам расскажу сказку, слушайте и запоминайте слова со звуком р.
Представим себе, что простой лист стал сказочной страной, в которой живут двое - прекрасный юноша и молодая красавица. Живут они в разных концах.
1. Указываем на два противоположных угла квадрата.
Но вот однажды девушка и юноша встретились (складываем треугольник)
Они полюбили друг друга и решили пожениться. А поженившись они построили дом у самой горы. (складываем еще раз –гора) (какие звуки в слове гора, сколько слогов)
3. Располагаем сложенный лист так, чтобы он стал похож на гору.
(что ты сделал? -а)
Они жили счастливо и, вскоре, у них родились два мальчика.
4. Указываем на два нижних угла полученного треугольника и соединяем их.
Однажды братья поссорились и разбежались из родительского дома в разные стороны, в горы. Один побежал в одну сторону, а второй - в другую.
5. Разводим углы треугольника.
И пропали оба в лесу.
6. Демонстрируем три верхних угла фигуры.
Родители были неутешны и решили, во что бы это ни стало, найти и вернуть своих сыновей. Только дороги в горы они не знали. Поэтому они решили попросить помощи. Они позвали самого хитрого Зверя и попросили его найти детей в лесу и вернуть их домой. И Зверь пошел по дорожке.
7. Складываем полосу на треугольнике.
Дорожка, по которой бежал Зверь, была то узкая, то широкая.
8. Раскрываем полосу, увеличивая ширину.
И вот, наконец, в дремучем лесу нашел Зверь братьев. Они давно уже помирились. Но не знали, как им вернуться домой. Зверь мордочкой указал им путь к дому. Он помахала братьям хвостом и сказал: «Дружба братьев крепче каменной стены» Как вы понимаете эту пословицу? (братья должны дружить, заступаться друг за друга)
9. Делаем мордочку, отгибаем хвост. Рисуем глазки и носик. Глаза какие? Нос какой? (черные, черный)
10. Ребята, какой же зверь нашел и спас двух братьев? Кто помог им вернуться? (лиса)
Вот и сказке конец, а кто ее показывал и рассказывал, тот молодец.
1. На какой звук заканчивается слово лиса, придумай слова, которые также заканчиваются на а.
2. Сколько слов в предложении «Лиса помахала братьям хвостом»?
3. Какая лиса в этой сказке? Назовите ее ласково.
4. Сделайте звуковую схему слова лиса.
5. Назовите гласные, согласные звуки в этом слове.
6. А какие еще животные выручали людей в сказках? (заяц, щука, серый волк).
Исходя из вышеизложенного замысел и результат — продукт детской деятельности — всегда четко определены в слове. Сам процесс создания работ полезно сопровождать речевыми высказываниями детей.
Таким образом, благоприятными условиями для развития речи детей в продуктивной деятельности является :
• максимальное использование всех частей занятия для активной речевой практики детей;
• взаимопроникновения речевой и продуктивной деятельности, позволяющего в процессе создания изображения или поделки усложнять и обогащать лексико-грамматические средства языка и одновременно совершенствовать изобразительные и конструктивно-технические навыки, способствуя формированию планирующей функции речи и параллельно — формированию представления об эталоне любой деятельности.
Работа на занятиях продуктивной деятельностью, построенная на данных принципах, способствует накоплению в памяти детей конкретного фактического языкового материала для последующего его обобщения на других занятиях