Руфия Габьева
Роль педагога-психолога в разрешении конфликтов с родителями
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация «Роль педагога-психолога в разрешении конфликтов с родителями».Конфликт является нормой общественной жизни. Вместе с тем, необходимо создавать варианты механизмов психологического разрешения конфликтных ситуаций. Поскольку профессиональное общение в системе «педагог - родитель» таит в себе целый ряд таких ситуаций, умение грамотно выбрать стратегию поведения в конфликтной ситуации для воспитателя важно. Поэтому деятельность педагога-психолога должна быть направлена на ознакомление воспитателей и родителей со способами выхода из конфликтных ситуаций.
Публикация «Роль педагога-психолога в разрешении конфликтов с родителями» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Темочки
1. Итак, давайте попробуем разобраться в причинах конфликтов между родителями и воспитателями (ответы педагогов) :
Как вы считаете, что чаще всего может стать поводом для непонимания и недовольства?
Со стороны родителей это :
• с ребенком мало занимаются в саду;
• не создают должных условий для укрепления его здоровья;
• не могут найти подход к ребенку;
• используют непедагогические методы в отношении ребенка (моральные и физические наказания) ;
• плохо следят за ребенком (не вытерли сопельки, не сменили трусики, не переодели грязную футболку) ;
• ребенка заставляют есть или, наоборот, не следят, чтобы он все съедал;
• ограничивают свободу ребенка;
• часто наказывают и жалуются на ребенка, если его поведение не устраивает воспитателей;
• не принимают меры в отношении гиперактивных и агрессивных детей, особенно если их ребенка укусили (что нередко случается в яслях, ударили, поцарапали.
У воспитателей тоже есть «свой список» претензий к родителям :
• неуважительно относятся к персоналу детского сада, могут отчитать на повышенных тонах при ребенке;
• забывают оплатить квитанции, вовремя внести плату за дополнительные занятия;
• забывают положить детям в шкафчик сменную одежду;
• приводят детей в садик совершенно неподготовленными (без элементарных навыков самообслуживания, не привыкших к режиму дня садика) ;
• поздно забирают детей;
• плохо воспитывают детей (чрезмерно балуют или, наоборот, не уделяют должного внимания ребенку; обычно к таким детям очень сложно найти подход) ;
• предъявляют необоснованные претензии к персоналу, придираются к мелочам.
Действительно, причины конфликта различны : несоответствие целей, недостаточная информированность сторон о событии, некомпетентность одной из сторон, низкая культура поведения и пр.
2. Следующее упражнение позволит нам определить, какой стиль разрешения конфликтов вам наиболее близок :
Упражнение «Праздничный пирог»
Психолог: «Представьте себе, что к вам на день рождения пришли друзья пить чай с праздничным тортом, украшенным шоколадными фигурками, дольками засахаренных фруктов. Торт небольшой, его надо разрезать. Как вы себя поведете?
Варианты поведения и соответствующие им стратегии поведения:
- Откажетесь резать, попросите кого-нибудь из гостей или родных об этом, дабы никого не обидеть. (Избегание «черепашка»)
- Разрежете сами, на свое усмотрение, кому какой кусок – не важно, себе – лучший. (Конкуренция «акула»)
- Учтете пожелания гостей, себе возьмете кусок, какой достанется. (Приспособление «медвежонок»)
- Постараетесь поделить поровну между всеми участниками праздника, включая и себя. (Сотрудничество «сова»)
- Скажете, что торта вам не очень хочется, пусть он весь достанется гостям, а вот шоколадные фигурки вы бы съели. (Компромисс «лиса»)
В педагогической практике существует мнение, что эффективным способом выхода из конфликта являются компромисс и сотрудничество. Однако любая из стратегий может оказаться эффективной. Поскольку у каждой есть свои как положительные, так и отрицательные стороны.
Любой конфликт разрешаем, но есть родители, которые не стремятся к сотрудничеству. Невозможно заставить другого человека идти на компромисс, если он этого не хочет. Если вы не в состоянии изменить ситуацию, значит необходимо поменять отношение к этой ситуации. В случае конфликта можно пользоваться следующими приемами его разрешения :
Чтобы расположить к себе собеседника нужно дать ему как минимум три психологических плюса. «Правило трех плюсов»
Самые универсальные – это:
-улыбка,
-имя собеседника
-комплимент.
3. В следующем упражнении вам предлагается поработать над неконструктивными установками в общении с другими людьми, которые зачастую приводят к возникновению или еще большему усугублению конфликта. Обычно нас раздражает, а порой и просто выводит из себя, когда другой человек говорит нам фразы типа: “Ты должен…”, “Это твоя обязанность…”, “С тобой невозможно разговаривать…”, “Ты безответственный человек” и т. п.
Эти и подобные высказывания приводят к возникновению барьеров общения, увеличению напряжения. Высказывание со словом «я» дает возможность другому человеку принять или отклонить ваше предложение, поскольку вы принимаете на себя ответственность за свое мнение, говорите прямо и доверяете собеседнику.
Сейчас я предлагаю выйти добровольцев и поделиться на две команды. Я вам раздам листочки с высказываниями. Ваша задача перефразировать ряд неконструктивных утверждений в конструктивные. Например, “Ты должен принести мне книгу”. (Я была бы рада, если бы ты принёс мне книгу).
1 команда 2 команда
• Прекрати меня злить!” (“Я начинаю злиться”);
• “Ты не должна была ходить на ту встречу”. (“Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на встречу”);
• «Вы уходите, не дослушав меня» (Мне бы очень хотелось, чтобы вы меня дослушали)
• Вы совершенно не слушаете меня и постоянно перебиваете! (Мне хотелось бы, чтобы вы меня выслушали)
• Сколько можно повторять, что нельзя брать вещи с моего стола. (Я злюсь, когда ты без спроса берешь вещи с моего стола)
• Вы думаете только о себе и не предупреждаете никого об опозданиях (Я очень расстраиваюсь, когда вы опаздываете)
• Ты должна мне дать программу” (“Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу”).
• “ Ты учитываешь только свои интересы. (Я расстраиваюсь, когда ты не думаешь обо мне»
• Вы всегда звоните мне, когда я занята. (Я сейчас не могу разговаривать, перезвоните мне позже)
• Вы никогда не сдаете во время документы! (Я раздражаюсь, когда мне не сдают документы вовремя)
• «Ты меня ужасно сердишь, когда не слушаешь меня». (Я сержусь, когда ты уходишь, не дослушав меня)
• «Ты всегда ужасно себя ведешь!” (“В данной ситуации меня расстроило такое поведение. Ты умеешь быть другим, поэтому, пожалуйста, в следующий раз будь более сдержан. ”)
Обсуждение: просто – сложно перефразировать?
Памятка по профилактике конфликтов
Воспитателям:
1) информировать родителей в том, что будет происходить в детском саду и
группе, не только в плане расписания и распорядка, но и в плане
взаимоотношений и педагогических воздействий.
2) показать родителям, как "безболезненно" разрешать конфликты, если они
возникают. Можно в дополнение к родительскому договору создавать
специальную памятку, в которой будут прописаны правила поведения себя в
конфликтной ситуации.
3) научиться педагогам грамотно доносить информацию до родителей. Например,
сообщая что-либо негативное про ребенка, всегда начинать с положительного
отзыва и только, потом формулировать проблему.
4) использование воспитателем различных форм и методов в работе с родителями
Итак: успешное решение любой конфликтной ситуации неизбежно связано со способностью прощать. Вы можете принять решение извинить вашего обидчика независимо от того, примет он ваше прощение или нет.
Теперь, когда мы с Вами уже знаем, каковы причины конфликтов, как можно решить большинство конфликтных ситуаций, предлагаем Вам попробовать решить несколько проблемных ситуаций. С которыми, в повседневной практике мы очень часто встречаемся.