Тамара Бальчюнене
Презентация «Роль организованных наблюдений на экологической тропе»
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд 1. Тема выступления: «Роль организованных наблюдений на экологической тропе» выполнила воспитатель МАДОУ д/с № 14 «Аленушка», Бальчюнене Тамара Дмитриевна.
Слайд 2.«Весь огромный мир кругом меня, надо мной и подо мной полон неизвестных тайн. Я буду их открывать всю жизнь, потому что это самое увлекательное занятие в мире» В. Бианки.
Публикация «Презентация „Роль организованных наблюдений на экологической тропе“» размещена в разделах
- Экологическая тропа в детском саду
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2015
Особое место в формировании у ребёнка любви и бережного отношения к природе занимает развитие любознательности, которая характеризуется стремлением проникнуть за пределы увиденного узнать неведомое. Процесс этот сопровождается удивлением, радостью, чувством удовлетворённости. Но в большинстве случаев ребёнок не может самостоятельно объяснить интересующие их явления природы, а потому, если взрослые не помогут им в этом, то интерес к природе может угаснуть.
Для чего же нужно растить детей любознательными?
Это нужно для того, чтобы сформировать познавательный интерес, который тоже проявляется в стремлении познавать новое, В свою очередь познавательный интерес является союзником волевого усилия в достижении цели, преодолении трудностей. На его основе развивается творческая инициатива, самостоятельность в решении умственных задач, активное отношение к окружающему. Показателем проявления любознательности являются детские вопросы. Как же развивать любознательность и познавательный интерес?Помогут в этом самые активные формы включения ребенка в процесс приобщения к экологии. Наиболее важной и эффективной формой работы является экологическая тропа на территории детского сада.
Слайд 3. Экологическая тропинка позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Выбор объектов наблюдения зависит от поставленных целей, поэтому могут использоваться не все точки. На тропинке можно проводить наблюдения, игры, театрализованные занятия, экскурсии. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, экологических праздников, игр, театрализованных инсценировок, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе сопереживания всему живому.
Слайд. 4. фото (экологический праздник, дети идут по экологич. тропе)
Слайд 5. (наблюдение за цветами портулаками)
Слайд 6. Прежде, чем выходить на экологическую тропу, большую предварительную работу мы с детьми проводим в группе. И здесь на первый план выходит проектная деятельность, к которой активно подключаются и родители наших воспитанников. В этом году вместе с детьми мы работали над мини-проектом «У солнышка в гостях».С детьми проводилась беседа о значении огненного светила в жизни людей. Всю неделю наши ребята играли в подвижные игры "Солнышко и дождик", "День, ночь" идр, читали стихи, заклички и потешки о солнышке. Рисовали солнышко, ведь у каждого оно свое. Вместе с мамами и папами мастерили поделки из разного материала. Выполняли коллективную работу «"Пусть всегда будет солнце!»
Слайд 7. Итогом стала организация мини-музея «Мы под солнышком живём»
Слайд 8. На нашей экологической тропе есть несколько точек для наблюдений. Одна из них называется «Пенек».
Точка «Пенек»
Здесь дети увидели, что остаётся на земле, после того, как человек спилит дерево. Рассматривая срез пня, пытались определить возраст спиленного дерева. Беседовали с детьми о том, как человек использует древесину, что нужно делать, чтобы деревья не исчезли совсем. Дети принимали активное участие в посадке деревьев, с интересом наблюдали за их ростом.
Слайд 9. Сравнивали пенёк с настоящим живым деревом, уточняли, почему надо беречь деревья. Старались предположить, что произойдёт с пеньком через несколько лет.
Большой интерес у детей вызвали живые организмы возле пенька : жуки, муравьи, грибы.
Вся эта работа помогла детям сделать вывод, что деревья растут и могут жить долго.
Слайд 10. Точка «Альпийская горка»
Наблюдая за растениями в разные сезоны года, дети познакомились с понятиями: первоцветы, многолетние, однолетние растения. Сравнивали части растений, их строение. Познакомились со способами ухода, размножения. Устанавливали их связи с насекомыми, их биологические особенности.
Слайд 11. Кроме наблюдений дети выполняли и трудовые поручения. Активно принимали участие в подготовке почвы для посадки растений, поливали, пропалывали, рыхлили почву, собирали семена. В ходе этой работы научились устанавливать взаимосвязь цветов с окружающей средой, любоваться цветущими растениями, видеть их красоту и неповторимость каждого цветка. У детей сформировалось чувство близости к природе, чувство сопереживания всему живому, желание помогать и заботиться. Дети с удовольствием играли в игры: «Мы цветы» - имитация роста, «Хоровод цветов», «Бабочки и цветы» и др.
Слайд 12. Продвигаясь дальше по экологической тропе, ребята имеют возможность наблюдать за цветами барометрами: календулой, вьюнком, фиалкой, портулаком. Перед непогодой они закрывают свои цветки. Определить время суток помогают цветочные часы: одуванчик, мать -и -мачеха, ноготки. Дети знают, что раскрывшиеся ноготки указывают на утро, а закрывшийся цветок мать -и- мачехи на вечер.
Слайд 13. Следующей точкой наших наблюдений является метеоплощадка «Ветерок», расположенная на экологической тропе. Работа на метеостанции является долгосрочным проектом. На ней дети наблюдают за погодой с помощью приборов-помощников. На метеоплощадке дети узнают много нового о погодных явлениях и изменениях, учатся наблюдать и экспериментировать. В экспериментировании с почвой ребята узнали о многочисленных её свойствах.
Слайд 14. Дети хорошо усвоили, что термометр служит для наблюдений за изменениями температуры воздуха, флюгер для определения направления ветра, ветряной рукав помогает определить силу ветра.
Слайд 15. Фото с рукавом и флюгером.
Слайд 16. С помощью дождемера дети научились определять количество выпавших осадков, был ночью дождь или нет. Учимся составлять прогноз погоды по показаниям барометра.
Слайд 17. Подводя итоги, можно сказать, нами была доказана результативность использования экологической тропинки, которая позволяет использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий и одновременно для оздоровления детей на свежем воздухе. Объекты экологической тропинки дают большие возможности для сенсорного развития, для проведения систематических наблюдений, для эмоционального развития детей, в частности формирования чувства близости к природе сопереживания всему живому.