Приложение МААМ

Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность

Маргарита Владимировна Черных
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
▼ Скачать + Заказать документы

Презентацию подготовила:

Воспитатель – М. В. Черных

Актуальность:

В последнее время, к сожалению, наблюдается рост числа детей с нарушениями речи. А ведь ясная и правильная речь — это основа продуктивного общения, уверенности в себе и успешности в жизни.

Театральная деятельность — один из самых популярных видов детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, так как тесно связана с игрой, которая является основой его жизни. Детям хочется выразить свои фантазии и впечатления от окружающего мира через живые образы и действия. Входя в роль, они стараются подражать тому, что их интересует, и получают огромное эмоциональное удовольствие от процесса.

Поэтому возникла идея разработать систему педагогических мероприятий, направленных на развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность.

Значение театрализованной деятельности:

• Помогает детям освоить богатство родного языка и его выразительные средства.

• Вызывает живой интерес к самостоятельному познанию и размышлениям.

• Способствует совершенствованию артикуляционного аппарата.

• Формирует диалогическую речь, наполненную эмоциями.

• Улучшает понимание содержания произведения, логику и последовательность событий.

• Дарит детям эмоциональный подъем.

• Развивает элементы речевого общения: мимику, жесты, пантомимику, интонацию и модуляцию голоса.

• Помогает приобрести опыт социального поведения.

• Стимулирует активную речь.

Цель:

Создать условия для развития речи детей через их творческую активность в процессе театральной деятельности.

Задачи на педагога:

• Анализ программно-методических материалов и создание структуры программно-методического комплекта;

• Разработка программы;

• Определение и описание методов и технологий, которые эффективно используются в театрализованной деятельности для речевого развития дошкольников;

• Формирование предметно-развивающей среды, способствующей применению инновационных и развивающих технологий в процессе речевого развития через театрализованную деятельность;

• Оценка уровня освоения детьми образовательной программы по речевому развитию;

• Вовлечение родителей в совместную театрализованную деятельность.

Задачи на детей:

• Воспитание творческих, уверенных в себе, эмоциональных и общительных детей, которые владеют своим телом и словом, а также способны слушать и понимать своего партнёра по взаимодействию.

• Развитие внутренней техники актёра, включающей волю, память, мышление, внимание, воображение и подлинность ощущений, а также внешней техники, которая включает чувство ритма, темпа, пространства и времени, а также веру в предлагаемые обстоятельства. Эти навыки должны быть развиты в каждом ребёнке.

• Совершенствование грамматического строя речи детей, их звуковой культуры, монологической и диалогической речи, а также обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности.

• Развитие игровых навыков и творческой самостоятельности детей через постановку музыкальных, театральных сказок, кукольных спектаклей, игр-драматизаций и упражнений актёрского тренинга.

• Активизация мыслительных процессов и познавательного интереса у детей.

Элементы педагогических технологий:

• Здоровьесберегающие технологии;

• личностно-ориентированного взаимодействия педагога и детей;

• индивидуально-дифференцированное обучение,

основанное на индивидуальных возможностях;

• игровые технологии;

• интегрированное обучение;

• взаимодействие с семьёй;

• творческой технологии – ТРИЗ;

• групповые;

• проблемное обучение.

Творческие методы и приёмы:

• знаковая система обучения (схемы, алгоритмы, мнемотаблицы и мнемодорожки,

условные обозначения);

• моделирование;

• ситуация «проживания»;

• противоречий и доказательств;

• ассоциаций;

• коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры драматизации,

сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое

рассказывание, заучивание наизусть, описание);

• организация творческого поиска;

• аналогий;

• просмотр видеофильмов;

• слушание аудиозаписи;

• словесное рисование;

• проектов;

• хоровое и индивидуальное пение;

• разговор по телефону;

• нетрадиционные методы рисования и аппликации;

• коллаж из сказок;

• релаксации;

• музыкотерапия.

Содержание деятельности:

• Артикуляционная гимнастика.

• Чистоговорки и скороговорки.

• Пластические этюды.

• Мимические этюды.

• Загадки (с использованием зонта сказочных воспоминаний).

• Упражнения на воображение.

• Упражнения на напряжение и расслабление мышц.

• Упражнения на имитацию движений.

• Упражнения на активизацию словарного запаса.

• Упражнения на интонационную выразительность.

• Упражнения на формирование разговорной речи.

• Упражнения на отбивание ритма.

• Упражнения на речевое дыхание.

• Игры со словами и без слов.

• Хороводные игры.

• Подвижные игры с героями.

• Обыгрывание эпизодов.

• Инсценирование сказок, потешек, стихов.

• Показ театрализованных представлений.

Методическое обеспечение:

Анализ программно-методического обеспечения позволил отобрать и систематизировать программно-методические средства, позволяющие решить задачи речевого развития детей.

Появился программно-методический комплект, который включает в себя использование программ, учебно-наглядных пособий, пособий для детей, периодических изданий, учебно-методических пособий, ТСО.

Разработаны:

• Рабочая программа «Волшебный мир театра» с приложением;

• сценарии «Волшебный мир театра», «Сказки для дошкольников», «Театральная деятельность по

пожарной безопасности», сценарии к сказкотерапии «Сказки устами детей»;

• конспекты непосредственно-образовательной деятельности: «Комплексные мероприятия по

сказкам для детей 3-4 лет»

• проект с участием родителей «Сказка своими руками».

Созданы:

• картотеки игр и упражнений: «Развитие речевого дыхания», «Логоритмические упражнения»,

«Скороговорки и чистоговорки», «Играем пальчиками и развиваем речь», «Сказки оживают»,

«Фольклорные произведения», «Сказки к театрам», «Театральные игры».

• картотека мнемотаблиц

Оформлены:

• альбом: «Виды театров» • папка передвижка «Мир театра»

• фоторепортажи: Колядки», «Кошкин дом», «Новогодние развлечения», «Играем в сказку»

Для родителей:

• рекомендации для родителей: «Домашний кукольный театр», «Живые камни», «Расскажи детям сказку», буклеты, консультации, Разработки родительских собраний и др.

Предметно – развивающая среда:

• Для обогащения предметно – развивающей среды в группе был разработан и

реализован проект с участием родителей «Сказка своими руками». Были

изготовлены персонажи сказок и атрибуты к ним из разных материалов.

• Результатом проекта было инсценирование готового театра ребёнком.

• А сейчас дети на основе готовых кукольных театров продолжают

разыгрывать сказки, составлять интересные и необычные рассказы, меняя

героев и обстановку.

• Была построена сцена.

• Изготовлены разные виды ширм.

Виды театров используемые в работе:

· перчаточный;

· камней;

· настольный;

· кукольный;

· пальчиковый;

· на фланелеграфе;

· масочный;

· костюмированный;

· на палочках;

· теневой.

Театр – дети - семья:

Родительские собрания

Встреча за круглым столом

Вечера вопросов и ответов

Анкетирование

Дни открытых дверей

Проекты «Дни добрых дел»

Консультации «Почтовый ящик»

Создание буклетов и брошюр

Выставка книг

Индивидуальные беседы

Досуг

Выставка фотографий

Фотовыставки с рассказом

Творческие совместные выставки

Папки-рекомендации

Вывод:

• В результате проведенной работы дети научились более осознанно использовать языковые средства для выражения своих мыслей в различных ситуациях речевого общения. Повысилась их речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению.

• Кроме того, в любой деятельности дети испытывают эмоциональный подъем, проявляют такие позитивные качества, как находчивость, взаимопомощь, смелость, умение сопереживать, работать в коллективе, силу воли, целеустремленность и эстетические потребности личности. Они излучают энергию и бодрость, любят творческие задания и с удовольствием участвуют в театральных постановках, кукольных спектаклях и играх-драматизациях.

• Влияние театрализованной деятельности на развитие речи детей неоспоримо. Это один из самых эффективных способов развития речи и проявления их творческих способностей. Театрализованная деятельность также наиболее ярко воплощает принцип обучения: «Учить играя». С помощью театрализованных занятий можно решать практически все задачи программы развития речи. Наряду с основными методами и приемами речевого развития детей можно и нужно использовать богатейший материал словесного творчества народа.

• Увлеченный привлекательным замыслом театральной постановки, ребенок учится многому, а также тому, как навыки, полученные в театральной игре, можно применять в повседневной жизни.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Развитие эмоциональности через творческую деятельность. Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста Левченков В. В. Тема: «Развитие эмоциональности через творческую деятельность» Развивающее занятие для детей старшего дошкольного возраста.

Развитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайнаРазвитие связной речи у детей дошкольного возраста с ЗПР через ознакомление с элементами дизайна Последнее время появилось много детей, страдающих нарушениями речи. Часто в раннем возрасте у детей данной категории отмечается задержка.

Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность»Фотоотчет «Знакомим детей с казачьим бытом через театрализованную деятельность» Чтобы познакомить ребенка с чем то и он это хорошо запомнил, лучше всего использовать тактильные методы или непосредственное участие в этом.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность
Опубликовано: 28 ноября 2024 в 19:31
+15Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Развитие речи детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность» (включая файлы) размещена пользователем Маргарита Владимировна Черных (УИ 847177) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД