Локотош Анастасия
Развитие пространственно-временных представлений у детей с общим недоразвитием речи
▼ Скачать + Заказать документы
Одним из необходимых условий гармоничного развития ребёнка является способность к ориентировке в пространстве и времени. Трудно переоценить исключительную роль освоения предметного и социального пространства в построении ребёнком умственной картины мира, осознании своего места в нём. Развитие пространственно-временной ориентировки можно рассматривать как необходимую предпосылку формирования личности, эффективности её деятельности в различных сферах жизни. Познание ребёнком пространства и ориентировка в нём – процесс сложный и длительный. Усвоение данных понятий даётся нелегко, так как они носят условный и относительный характер. Овладение же пространственной ориентировкой и временными представлениями, умение отражать их в речи являются важными показателями готовности ребенка к обучению в школе.
Публикация «Развитие пространственно-временных представлений у детей с общим недоразвитием речи» размещена в разделах
- ОНР. Общее недоразвитие речи
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
Пространственные представления - это представления, в которых находят отражение пространственные отношения предметов (величина, форма, месторасположение, движение).
Временные представления - это представления о последовательности смены явлений и состояний материи. Когда мы говорим о временных представлениях, имеем в виду смену времени суток, времён года и других регулярно повторяющихся явлений.
Усвоение дошкольником пространственно-временных категорий, происходит постепенно, соответственно возрасту.
Ребенок 4-5 лет, должен уметь определять пространственные направления от себя, двигаться в заданном направлении (вперед-назад, направо-налево, вверх-вниз, обозначать словами положение предметов по отношению к себе (передо мной стол, справа от меня дверь, слева-окно, сзади на полках-игрушка). Ориентироваться в пространственных отношениях: далеко-близко (дом стоит близко, а березка стоит далеко). Иметь представления о характерных особенностях и последовательности частей суток (утро-день-вечер-ночь). Понимать значение слов: вчера, сегодня, завтра.
Ребенок 5-6 лет, должен уметь ориентироваться в окружающем пространстве; понимать смысл пространственных отношений (вверху-внизу, впереди (спереди)-сзади (за, слева-справа, между, рядом, с, около, двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а так же в соответствии со знаками (указателями направления движения); определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов (Я сою между Олей и Таней, За Машей, позади Кати, перед Наташей, около Юры).Обозначать в речи взаимное расположение предметов (Справа от куклы сидит заяц, слева от куклы стоит лошадка итд.). Уметь ориентироваться на листе бумаги. Иметь представление, что утро, вечер, день и ночь составляют сутки. Уметь устанавливать последовательность событий, что было раньше (сначала, а что позже (потом). Определять, какой день сегодня, какой был вчера, какой будет завтра.
Проблема освоения пространственно-временных представлений приобретают особую актуальность в обучении детей с речевыми нарушениями. При общем недоразвитии речи формирование пространственно-временных представлений имеет свои особенности.
Несформированность пространственных представлений выражается в трудностях ориентировки в строении собственного тела, тела человека, стоящего напротив, ориентировки на листе бумаги, стойких ошибках понимания и употребления предлогов, отражающих пространственные взаимоотношения предметов. Дети с общим недоразвитием речи не используют в своей речи предлоги, обозначающие пространственные взаимоотношения предметов, людей и животных. В их речи часто отсутствует предлог «над», затруднена дифференциация предлогов «к»-«у», «в»-«на». Нередко дети этой категории смешивают предлоги «перед»-«после»-«за». Например: «Лето бывает перед весной, а осень после зимы». Дошкольники путают части суток, сезоны года. Старшие дошкольники сталкиваются с большим разнообразием существующей пространственно-временной терминологии (до, после, затем, вскоре, вчера, долго, медленно, быстро, раньше) и некоторой абстрактностью при её употреблении в речи. При составлении рассказов по картинке при объяснении пространственного расположения героев и предметов, им требуются словесные и изобразительные подсказки. Уровень самостоятельности при свободных высказываниях недостаточен, такие дети периодически нуждаются в смысловых опорах, помощи взрослого, нередко их рассказы носят фрагментарный характер.
При развитии пространственных отношений главной задачей будет формирование у ребёнка пространственных представлений, восприятия и прочих речевых обозначений пространственных отношений. В процессе работы необходимо учитывать последовательность становления пространственных функций.
Упражнения и задания должны даваться в следующей последовательности:
1. Обучение ориентировки в схеме собственного тела (на себе);
2. Обучение ориентировке в окружающем пространстве (от себя)
3. Обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
4. Ориентировка на плоскости
Пространственная ориентировка включает два вида ориентировки, тесно взаимосвязанные между собой: ориентировку в собственном теле и в окружающем пространстве. Сначала формируются представления в отношении собственного лица, затем по отношению тела в целом, далее обозначается речевое оформление правой руки, потом левой руки. При развитии представлений о «схеме тела» важно определить ведущую руку.
Ориентировка детей в окружающем пространстве развивается также в определённой последовательности. Сначала, это положение предметов по вертикальной оси (верх-вниз, затем вперёд и назад, затем отношение объектов (справа или слева). Можно сделать ребенку маркировку руки, например браслетом. Это даст ему опору для лучшего запоминания и понимания, где право, а где лево (Лево-где браслет). При этом в начале работы все действия сопровождаются движениями рук и глаз. Затем, по мере закрепления понятия, оформляются речевые обозначения. Постепенно, с усвоением речевых обозначений от опоры избавляются.
Хочу поделиться методами и упражнениями, которые использую на занятиях:
1. Обучение ориентировки в схеме собственного тела;
1. Покажи левую бровь, правое ухо, правый глаз.
2. Закрой глаза и скажи, что у тебя под левой бровью.
3. Где у тебя плечи, левое плечо.
4. Подними «главную» руку, которой ты пользуешься (это левая либо
правая рука, в данном случае необходимо сразу обратить внимание на доминантность полушария).
1. Подними вторую руку, определи её название.
2. Соотнеси части своего тела с правой рукой, назови их.
3. Соотнеси части своего тела с левой рукой, назови их.
2. обучение ориентировке в окружающем пространстве;
1. Игра «Найди игрушку» - ребенок ищет, игрушку следуя инструкции по направлению. Например: Повернись спиной к двери, пройди 4 шага вперед, 2 шага в право и тд.)
2. Игра «Справа-Слева». Ребенок показывает игрушки, которые находятся с права и с лева от него.
3. Игра «Зеркало». Ребенку предлагается быть зеркалом и повторять все движения взрослого.
3. обучение восприятию пространственных отношений между предметами;
1. Дорисуй портрет. Назови, какие части лица ты дорисовал.
2. Определи, какие предметы находятся слева, а какие справа на рисунке.
В дальнейшем выполняются задания по инструкции:
1. Положи карандаш справа от тетради, ручку слева от книги.
2. Ответь на вопрос, где находится карандаш по отношению к тетради – справа или слева.
3. Положи книгу перед собой, слева от неё положи карандаш, справа - ручку.
Потом следует этап «оречевления» пространственных отношений. Ребёнок учится понимать и использовать предлоги и слова. На данном этапе хорошо использовать в работе картинки, а после уже геометрические формы.
1. На рисунке, в полках находятся разные предметы. Покажи, что находится на третьей полке, а что находится выше машины, ниже, над ней, на ней, между ней и мячом.
2. Назови геометрические фигуры. Скажи, как они расположены по отношению к прямоугольнику; скажи, что правее него, что левее, что справа, а что слева; какая фигура находится ближе к прямоугольнику, какая дальше.
4. Ориентировка на плоскости
Прежде чем ребенок начнет работать по клеточкам, нужно научить его выполнять похожие действия с помощью предметов, игрушек и собственного тела. Это те же диктаты, но не требующие точных графических действий:
1. Игра «Геометрический диктант», Детям предлагают разместить геометрические фигуры так, чтобы красный квадрат находился в левом верхнем углу, желтый овал в центре листа, и тд.
2. Игра «Игрушки в домике»
Лист бумаги расчерчивается на квадраты. Это «квартиры» для игрушек. Игрушки заселяются туда в соответствии с выписанными им «ордерами». Такая работа очень похожа на работу в тетради. Лист лежит перед ребенком, а взрослый «диктует»: слоненок заселился в клеточку в верхнем левом углу. Слева от него — тигренок.
Задания, направленные на формирование готовности руки как орудия графической деятельности к выполнению точных, сложно-координированных письменных движений, упражнения на воспроизведение по подражанию определённых положений пальцев рук, различные виды предметно - практической деятельности, пальчиковые игры. Данные задания направлены на развитие умения производить точные, целесообразные движения руки, производящей на бумаге произвольные линии, что обеспечивает успешность начертания графических знаков.
Использованы следующие игровые графические упражнения:
1. Рисование от руки прямых вертикальных (столбы, заборчик и др.) и горизонтальных (провода, дорожки и др.) линий.
2. Рисование наклонных (косой дождь, высокие горы и др.) и дугообразных (клубок, извилистые ручейки и др.) линий.
3. Рисование замкнутых круговых линий (воздушные шары, колечки и др).
4. Рисование по точкам без отрыва карандаша от бумаги. Соедини предметы верхнего и нижнего ряда непрерывными линиями сверху вниз.
5. Соединение предметов левого и правого ряда непрерывными линиями слева направо.
6. Обведение по точкам изображения геометрических фигур. Назови эти фигуры.
7. Обведение предметов по точкам и назови их.
8. Продолжение узоров с соблюдением величины и направления штрихов («Дорисуй узор на ковриках» и т. д.).
9. Раскрашивание, штриховка изображений в заданных направлениях.
При работе над обогащением и развитием временных представлений использую следующие задания:
Определение времени суток:
1. Разложи картинки соответственно времени суток.
2. В какое время суток ты завтракаешь, обедаешь, ужинаешь, спишь?
3. Расскажи о своём режиме дня, что ты делаешь раньше, что позже.
4. Что ты делаешь сначала, просыпаешься или встаешь с постели?
5. Что бывает между ночью и днем? Между утром и вечером?
Определение дней недели:
1. Назови пропущенные дни недели.
… вторник … четверг … суббота ….
2. Назови, что ты делал вчера, и будешь делать завтра, что делаешь сегодня.
3. Назови какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра?
Определение времён года:
1. Отгадай загадки о временах года. Расставь их по порядку.
2. Назови месяцы каждого времени года по порядку.
3. Собери улетевшие листочки календаря, разложи их по порядку (по возрасту).