Ирина Ларина
Проект «Работа с предметом в пространстве мини-музея»
▼ Скачать + Заказать документы
Наш детский сад имеет большую историю, ведь открыт он был в 1976 году.
Здание детского сада построено по типовому проекту, которое было современно тому времени. Конечно, сегодня и родители, и педагоги хотели бы видеть пространство детского сада интересным, красивым, развивающим.
Задача детского сада - создать такие условия, в которых ребенок смог бы максимально самореализоваться, то есть установить собственные отношения с обществом, историей, культурой человечества. И, именно здесь, на помощь может прийти музейная педагогика, так как музей удовлетворяет познавательные и образовательные потребности детей.
Публикация «Проект „Работа с предметом в пространстве мини-музея“» размещена в разделах
- Мини-музеи в детском саду
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты
- Темочки
Дети дошкольного возраста усваивают все прочно и надолго только тогда, когда все слышат, видят и делают сами. В дошкольном учреждении не всегда есть достаточно хорошая материальная база для полноценного изучения представлений о человеке в истории и культуре, для нравственно-патриотического воспитания дошкольников, нет соответствующей развивающей среды и методического обеспечения.
Первая задача, которую пришлось решать - это оборудование и оснащение.
Не имея дополнительного финансирования, было решено для оформления нового развивающего пространства использовать имеющиеся возможности.
В результате часть оборудования и оснащения для мини-музея нашлось в учреждении. Это детская мебель, различные методические пособия, ряд экспонатов.
Оформляя образовательные пространства, мы установили тесное взаимодействие с родителями. Самые активные, заинтересованные стали нашими партнёрами. Мама одного из воспитанников, работающая в типографии, любезно предоставила нам для мини-музея банеры «Санкт-Петербург» и «Русская изба», другие родители пополнили фонд музея экспонатами. Педагоги изготовили лэпбуки, куклы по профессиям.
Так в нашем учреждении появилось музейное пространство «Моя Россия – моя страна», созданное руками родителей и педагогов, которое обеспечивает решение многих педагогических задач. Чтобы оно было более эффективным и действительно работало на развитие детей был определен педагог дополнительного образования - Ларина Ирина Алексеевна - хранитель нашего мини-музея, а также была разработана дополнительная общеразвивающая программа «Моя Россия-моя страна», которая реализуется на бесплатной основе и целью которой стало создание условий для воспитания в детях чувства патриотизма и духовности посредством погружения в музейную среду.
Материалы экспозиции мини-музея систематизированы и представлены для детей в доступной форме. В фонд мини-музея входят музейные предметы, являющиеся первоисточником наших знаний по истории, культуре, природе родного края.
Экспонаты музея распределены в соответствии с их тематикой, назначением, задачами по разделам, экспозициям. Условно делятся на 4 смысловых модуля.
• Начинаем погружение в музейную среду с изучения истоков и русского быта, решает данные задачи первый модуль «Русская изба».
• Второй модуль – «Профессии старой России». Здесь мы решаем задачи ознакомления с трудовыми навыками, деятельностью людей труда посредством знакомства детей с профессиями 19 века.
• Третий модуль посвящен воспитанию юного гражданина и патриота. В этом модуле ребята знакомятся с традициями и культурой народов России, государственной и неофициальной символикой нашей страны, правами и обязанностями гражданина Российской Федерации.
• Четвертый модуль посвящен Санкт-Петербургу. В рамках этого модуля дети знакомятся с историей, культурой, традициями нашего города.
Занятия проводятся в форме игры, совместной деятельности педагога и ребенка в которую включены: познавательная, творческая активность и исследовательская деятельность, обеспечивающая художественно-эстетическое развитие ребёнка.
При знакомстве и исследовании музейного экспоната используется методика работы с вещью. Дети учатся «разговаривать» с ними (какая вещь? что вещь может сказать про хозяина, а педагог помогает «разговорить» вещь. Так же при описании предмета, детям помогают мнемо-схемы, подсказывающие на что можно обратить внимание.
Развивая визуальную культуру детей, занятие проводится в форме фасилитированной дискуссии. Проблема «замыленного глаза» актуальна в современном обществе. Поэтому немаловажно научить ребёнка видеть, задумываться над увиденным, научить эмоционально воспринимать увиденное. Если возникла проблема отсутствие музейного экспоната по определенной теме, на помощь приходит эта музейно-педагогическая технология.
Рефлексия полученной информации, мотивация на самостоятельную творческую деятельность с использование элементов арт-педагогических технологий. В заключительной части все дети получаю наклейку по теме занятия. Заполняют свои музейные словарики (рисунки, ребусы, коллажи т. д.).
В завершении каждого блока, воспитанникам совместно с родителями предлагается совершить семейно-образовательное путешествие. Так например по первому блоку «Русская изба» был разработан маршрутный лист по этнографическому музею. Семьи воспитанников с удовольствием включились в новый для них вид семейного образовательного досуга. И конечно поделились с нами своими впечатлениями. Впереди их ждут и другие увлекательные путешествия.
Наш опыт показывает, что и в старом здании детского сада можно по-новому организовать образовательное пространство, чтобы оно помогало успешно решать образовательные и воспитательные задачи.
Информационный потенциал музейных предметов велик. Не бойтесь исследовать и открывать что-то новое в вещах вместе с детьми.
Творческих всем успехов!