Анна Антонова
Работа по программе «Разговор о правильном питании»
▼ Скачать + Заказать документы
Работа педагогов и медицинской сестры детского сада "Берёзка"по программе “ Разговор о правильном питании” (авторы М. М. Безруких, Т. А. Филиппова, А. Г. Макеева). Выполнила: воспитатель Антонова Анна Дмитриевна ГБОУ СОШ имени В. С. Чекмасова села Большое Микушкино С. П. "Детский сад Березка". Приоритетным направлением нашей работы является формирование здорового образа жизни.
Публикация «Работа по программе „Разговор о правильном питании“» размещена в разделах
Создание резервов здоровья: режим дня, закаливание, рациональное питание, занятие физкультурой, прогулки, соблюдение правил личной гигиены, создание условий для полноценного сна. Одним из направлений здорового образа жизни является рациональное правильное питание. Мы являемся экспериментальной площадкой по реализации программы Марьяны Михайловны Безруких «Разговор о правильном питании».
Анализ ситуации.
Для того чтобы ребёнок гармонично развивался, он должен быть здоров. Все жизненные процессы в организме человека находятся в большой зависимости от того, из чего составляется питание ребёнка с первых дней его жизни, а также от гигиены и режима питания. Но в наш век скоростей на смену вкусной и полноценной домашней еде все чаще приходят фаст-фуды, перекус всухомятку. По данным Научного центра здоровья детей РАМН, за последние десять лет средний рост российских детей сократился на 2 см, а средний вес снизился на 20%.
Актуальность проблемы сохранения здоровья очевидна: среда существования современного человека становится все более техногенной, экологическая обстановка ухудшается, изменяются привычки людей. Поэтому задача сохранения и укрепления здоровья детей была и будет приоритетной в деятельности любого дошкольного учреждения.
Чем раньше у ребёнка сформируется мотивация, то есть осознанная необходимость заботиться о своем здоровье, тем здоровее будет каждый конкретный человек и общество в целом. Привычка к здоровому образу жизни должна формироваться в семье и в образовательных учреждениях. Пропаганда здорового образа жизни в детском саду и семье, личный пример воспитателей и родителей поможет создать здоровое поколение.
Одним из важных условий, благоприятствующих нормальному росту дошкольника, укреплению его здоровья, а значит, в дальнейшем, успешному обучению, является рациональное питание.
Данную программу мы постарались адаптировать под наш детский сад и его контингент в связи с чем разработали свою программу, целью которой является:
сформировать у дошкольников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье, осознание здоровья как главной человеческой ценности, формирование культурно-гигиенических навыков, потребности вести здоровый образ жизни.
Задачи: Формирование у детей представления о влияния питания на здоровье.
Воспитывать у детей культуру здоровья, гигиенические привычки и навыки культурного поведения.
Развивать навыки правильного питания как составной части сохранения и укрепления здоровья, выработка способности разделять продукты питания на более и менее полезные.
На первом этапе своей работы мы провели мониторинг достаточности и сбалансированности питания в нашем структурном подразделении на группе детей из 15 человек. Обнаружилось, что нормальный вес у 10 детей, небольшое исхудание у 2 детей и избыточная масса тела у 3 детей.
Для оценки уровня сопротивляемости организма провели мониторинг за состоянием иммунитета по заболеваемости за сентябрь,2012 г. Вычисления индекса Кетли. Выяснилось, что не все дети не являются абсолютно здоровыми, почти каждый третий ребенок перенес уже острое респираторное заболевание.
Работа с родителями
Дети – это зеркало своих родителей, и привычки последних к еде они копируют со стопроцентной точностью. Поэтому без привлечения родителей к закреплению навыков рационального питания нам не добиться успеха. Ведь только эти в основном две социальные структуры в этом возрасте: семья и детский сад определяют и влияют на уровень здоровья детей.
Вначале своей работы с родителями провели анкетирование родителей.
Его анализ показал:
100 % родителей – считают необходимым вести работу по формированию у детей представлений о правильном питании и заботе о своем организме;
54% родителей – ответили положительно на вопрос «Знаете ли вы меню детского сада?», а 46 % - только – иногда.
20% детей – соблюдают режим питания в выходные дни; 73% - только иногда и 7% -не соблюдают вовсе.
60% родителей оценили состояние здоровья своего ребенка как удовлетворительное, а 40% - как хорошее.
Форм работы с родителями достаточно и многие из них мы используем в своей работе родительские собрания, консультации и т. д.
Исходя из этого, и для внедрения данной программы в детском саду была запланирована следующая работа :
• Теоретическое изучение данной программы.
• Проведение практического семинара для педагогов с беседой медсестры детского сада «Питание ребёнка и его здоровье».
• Выпуск ежемесячной информации, предложений медсестры детского сада для родителей по вопросу, какими продуктами они могут пополнить питание детей в домашних условиях, чтобы оно было сбалансированным и советы родителям.
• Проведение родительского собрания с выступлением воспитателей о значении рационального питания в здоровье ребёнка и ознакомление с программой «Разговор о правильном питании».
• Проведение анкетирование родителей по предложенной анкете данной программы.
• Анализ анкет для родителей в начале в конце года.
• мониторинг и анализ мониторинга детей по программе.
• Приобретение дополнительной методической литературы по данной проблеме.
• Изготовление информационных пособий.
• Изготовление практического пособия, с разрезными картинками.
• Изготовление различных дидактических игр и пособий для работы с детьми.
• Выпуск сан бюллетеня и ряд консультаций для родителей по данной программе.
С детьми проводятся занятия по темам: Полезные и вредные продукты.
«Золотые» правила питания.
Правила от доктора Айболита.
Каша – матушка наша, хлеб – кормилец.
Овощи, фрукты, ягоды – витаминные продукты.
Пейте, дети, молоко – будете здоровы!
Проводятся занятия как групповые, так и индивидуальные занятия по дополнительному образованию, занятия с учителем – логопедом, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, развлечения с элементами логоритмики
И мы надеемся, что подобные занятия действительно помогут детям уже с самого раннего возраста понять ценность правильного и здорового питания.
Программа “ Разговор о правильном питании” не только интересна сама по себе, но и полезна для детей, т. к. далеко не все родители рассказывают детям о необходимости правильного питания. К окончанию обучения по этой программе мы надеемся, что у дошкольников сформируются представления о необходимости заботы о своем здоровье и в первую очередь о важности правильного питания.
Будущее России – это дети, здоровье которых во многом зависит от правильного и здорового питания.
Предназначение этого проекта, заключается в повышении эффективности формирования у дошкольников понятия ценности здоровья, через формирование такого понятия у самих воспитателей и родителей дошкольников. Условия формирования здорового образа жизни у дошкольников формируются в этом возрасте, оказывают большое влияние на поступки и решения, которые ребёнок будет принимать, когда подрастёт.