Светлана Прокопьева
Рабочая программа воспитателя средней группы комбинированной направленности
Представляем Вашему вниманию рабочую программу воспитателя средней группы комбинированной направленности разработанную на основе Общей Образовательной Программы Дошкольного Образования Муниципального Бюджетного Дошкольного Образовательного Учреждения «Детский сад №260» города Новокузнецка.
Публикация «Рабочая программа воспитателя средней группы комбинированной направленности» размещена в разделах
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2021
Актуальность нашей рабочей программы обусловлена ростом : с одной стороны – числа одарённых детей, характеризующихся ускоренным развитием и в это же время, увеличением количества воспитанников с проблемными вариантами развития, дошкольников с ограниченными возможностями здоровья. Все это приводит к нарастанию различий в динамике и степени развития способностей воспитанников.
Наша рабочая программа направлена на создание такой педагогической ситуации, которая открывает возможности позитивной социализации каждого ребенка, формирования у него доверия к миру, его личностного и познавательного совершенствования.
Прогнозируя результаты освоения рабочей программы, мы сформулировали ее цели: разностороннее развитие детей дошкольного возраста с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, на основе личностного подхода и специфичных для детей дошкольного возраста видов деятельности.
Цели рабочей программы достигаются посредством решения представленных на экране задач.
Наша рабочая программа рассчитана на 1 год работы с детьми 4-5 лет и предполагает системное, поэтапное, непрерывное движение к ожидаемому результату, который соответствует поставленной цели.
В целевом разделе рассматриваются:
• принципы и подходы, с учетом которых построена рабочая программа;
• значимые для ее разработки и реализации характеристики, раскрывающие возрастные и индивидуальные особенности контингента детей средней группы комбинированной направленности;
• планируемые результаты освоения рабочей программы.
Содержание рабочей программы определяется в соответствии с направлениями развития ребенка, отвечает основным положениям возрастной психологии и дошкольной педагогики.
Содержание психолого-педагогической работы дается по пяти образовательным областям. Оно ориентировано на разностороннее развитие дошкольников 4-5 лет с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей.
В полном соответствии с поставленными целями и задачами, на весь год определены формы и методы организации воспитательно-образовательного процесса, характер деятельности, формы предъявления результатов.
При организации непосредственной образовательной деятельности в соответствии с представленными формами и методами учитываются все достоинства и недостатки их применения.
Большое внимание уделяется особенностям образовательной деятельности разных видов и культурных практик, которые обеспечивают активную и продуктивную образовательную деятельность каждого ребенка.
В качестве основного способа развития детской инициативы должны выступать специально созданные педагогические ситуации, в которых дошкольники учатся:
• при участии взрослого обсуждать важные события со сверстниками;
• совершать выбор и обосновывать его (например, можно предлагать детям специальные способы фиксации их выбора);
• предъявлять и обосновывать свою инициативу (замыслы, предложения);
• планировать и оценивать результаты своих действий индивидуально или в малой группе.
Важнейшей составляющей нашей рабочей программы является реализация на каждом этапе воспитательно-образовательного процесса тесного взаимодействия воспитателя с учителями-дефектологами: логопедами, тифлопедагогами, а также специалистами: инструктором по физическому воспитанию и музыкальным работником.
Одним из условий успешного освоения рабочей программы является реализация взаимодействия с семьями воспитанников, как с уникальным первичным институтом социализации детей, а также учитывается анализ социального статуса семей.
Методы, средства и формы работы выбираются и варьируются в соответствии с индивидуальными особенностями воспитанников по результатам диагностики.
Наша задача: провести каждого ребенка от низкого уровня действия по образцу, через активно-поисковый к высокому интенсивно-творческому уровню развития. Для достижения этой задачи разрабатываются индивидуальные образовательные маршруты сопровождения каждого ребенка.
Их использование является эффективным методом индивидуального обучения, помогающим успешно развиваться как детям с опережением, так и ликвидировать пробелы в знаниях, умениях, навыках воспитанников, что является крайне важным в рамках группы комбинированной направленности.
Все это позволяет сделать воспитательно-образовательный процесс системным, четко организованным, эффективным и интенсивным.
Организационный раздел рабочей программы даёт представление о том, в каких условиях она реализуется:
• содержит описание материально-технического обеспечения рабочей программы, помогающего успешной реализации воспитательно-образовательного процесса, предусмотренного учебным планом. Материально-техническое обеспечение соответствует действующим санитарным и противопожарным правилам и нормам;
• в организационном разделе рабочей программы представлена обеспеченность методическими материалами и средствами обучения
и воспитания;
• режим дня группы с включением периодов непосредственно образовательной деятельности).
Организационной основой использования комплексно-тематического принципа построения рабочей программы являются примерные темы (праздники, события, проекты, которые ориентированы на все направления развития детей 4-5 лет и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а также вызывают личностный интерес детей.
Организация предметно-пространственной среды в рамках реализации рабочей программы носит развивающую, обучающую и социализирующую функцию. Она содействует обогащению развития ребенка в условиях технологически выстроенного образовательного процесса.
В заключение зададимся вопросом: что же является результатом реализации нашей рабочей программы? Во-первых, результат освоения рабочей программы подтверждается дипломами и грамотами. Во-вторых, и это наиболее значимо для нас – результатом является разностороннее развитие наших детей, личностный рост каждого воспитанника, приращение и динамика личностных результатов.