Елена Сергеевна Безродняя
Характеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Выдающийся философ и педагог Жан Жак Руссо, одним из первых предложил рассматривать среду, как условие оптимального саморазвития личности. Селестен Френе считал, что благодаря ей ребенок сам может развивать свои индивидуальные способности и возможности. Роль взрослого заключается в правильном моделировании такой среды, которая способствует максимальному развитию личности ребенка. Развивающая предметно-пространственная среда – часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством. образовательная среда – совокупность условий. Целенаправленно создаваемых в целях обеспечения полноценного образования и развития детей.
Публикация «Характеристика компонентов предметно-развивающей среды во второй младшей группе» размещена в разделах
- Оформление детских садов
- Развивающая предметно-пространственная среда. РППС
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2017
Предметно-развивающая среда в группе является одним из главных средств воспитания и обучения в детском саду. Создавая в своей группе предметно-развивающую среду я опиралась на принцип доступности и возможность вовлечения детей в процесс познания и усвоения навыков и умений, развивая при этом их любознательность, творчество, коммуникативные способности. Содержание предметно-развивающей среды во второй младшей группе соответствует интересам мальчиков и девочек, периодически изменяется, варьируется, постоянно обогащается с ориентацией на поддержание интереса детей, на обеспечение «зоны ближайшего развития», на неисчерпаемую информативность и индивидуальные возможности, запросы детей.
Все пространство в группе логически зонировано.
Зона для физического развития. В корзине собран физкультурный инвентарь (скакалки, мячи, обручи, канат, имеется материал для подвижных игр (кегли, шапочки, спортивных игр (футбол, кольцеброс, что позволяет детям упражняться в различных видах движения, тренировать мышцы, развивать ловкость, меткость. Также здесь находятся разнообразные дорожки здоровья для проведения корригирующей гимнастики после сна (дорожка из пробок, тоненьких реечек, дорожка из пуговиц, мочалок, мягкая дорожка).
В художественно – продуктивной зоне находится материал для знакомства детей с различными видами изобразительного и декоративно-прикладного искусства (картины и иллюстрации известных художников, образцы различных росписей, народных игрушек, подобран материал для нетрадиционного рисования, лепки и аппликации (трафареты, печатки, схемы для рисования, разные виды красок, различные кисти, пластилин, карандаши, доска для лепки, разные виды бумаги).
Зона для развития музыкальных способностей. Основное содержание зоны -музыкальные пособия, дидактические игры, детские музыкальные инструменты (металлофон, гитара, бубен и т. д., шумовые инструменты, инструменты, сделанные из бросового материала. Имеется музыкальная колонка для прослушивания детских песен, сказок.
Зона театра. Здесь находится необходимое оборудование для театральной деятельности и игр : детские костюмы, пальчиковые куклы, игрушки, декорации для настольного театра, театра на фланелеграфе, шапочки сказочных героев.
Зона книжного уголка и развития речи детей. В нем собрана большая библиотека книг: для чтения, рассматривания, книги, сделанные совместно с детьми и родителями. Речевые игры, картинки как сюжетные, так и предметные, альбомы различных тематик, открытки для составления рассказов.
В учебной зоне имеются: магнитная доска, фланелеграф, мольберт, развивающие игры, пазлы, вкладыши домашних и диких животных, мозаика, различного вида шнуровки. Мною были разработаны серия мнемотаблиц по каждому времени года. Имеются также материалы для развития осязания, мелкой моторики. Собранные пособия позволяют мне развивать представления детей о различных цветах и оттенках, форме и величинах предметов.
Зона для сюжетно – ролевых игр. При подборе материала учитываются гендерные различия детей. Имеется набор чайной и кухонной посуды, куклы, коляски, атрибуты для совместных игр в «Больницу», «Парикмахерскую», «Магазин», «Ателье», «Поликлинику», «Парковка», машинки разных размеров, крупный строительный материал, набор дорожных знаков, печатные и развивающие игры. Для этих игр подобраны коллекции игрушек, необходимые атрибуты. Имеется достаточное количество машин, кукол, сюжетных игрушек.
Зона экологии. Здесь оборудован уголок природы для фиксирования состояния погоды и времени года. Все растения уголка соответствуют программным требованиям и к ним сделаны паспорта. Имеются дидактические игры для ознакомления и закрепления знаний у детей о природных явлениях, животных и растениях. Также в этой зоне находятся альбомы для рассматривания «Дикие животные», «Домашние животные», «Времена года», «Овощи и фрукты», «Лекарственные растения». Для игр имеется подборка муляжей овощей и фруктов, а также набор домашних и диких животных, насекомых. Также сделана подборка пословиц, поговорок, загадок и примет о природе, временах года, животных, растениях, природных явлениях и другие. Для ухода за растениями имеется необходимый инвентарь.
Таким образом, создавая предметно-развивающую среда, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена эта среда.
Созданная предметно – развивающая среда помогает снизить конфликтность в общении детей друг с другом, найти каждому занятие по интересам, создать творческую и продуктивную обстановку.