Галина Аржанова
Опыт работы «Вариативные формы в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
ВАРИАТИВНЫЕ ФОРМЫ В СИСТЕМЕ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Г. В. Аржанова
(ГБОУ СОШ «ОЦ» с. Дубовый Умет СП «Детский сад «Колосок»)
Настоящий федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования представляет собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию. Одним из главных принципов дошкольного образования является приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства с учетом этнокультурной ситуации развития детей.
Публикация «Опыт работы „Вариативные формы в системе патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Опыт работы, практика
- Старшая группа
- Темочки
Перед обществом сейчас стоит острая проблема: как сохранить свою духовность, выбрать нужные ориентиры для воспитания детей, научить их любить не придуманную нами Родину, такую, какая она есть. А любить и беречь можно то, что чувствуешь, знаешь, понимаешь[1].
В этом особая роль принадлежит дошкольным учреждениям. Как нигде хранятся в детских садах те самоцветы русской культуры, которые во все века составляли нашу национальную гордость. Чистая детская душа легко отзывается на эти непреходящие ценности.
Наш детский сад не стал исключением. Уже много лет мы работаем по воспитанию патриотических чувств у детей. В нашем учреждении накоплен интереснейший опыт работы по краеведению. Мы осуществляем тесное сотрудничество с историко-краеведческим музеем им. Юшкина А. В., расположенного в селе Дубовый Умет. Отработана методика патриотического воспитания путем изучения быта, традиций русского народа.
В основы подхода к знакомству детей с культурой и историей Отечества является:
- доступность знаний, их достоверность и научность;
- соответствие сложности материала возрасту детей;
- культурологический подход [2].
Был разработан и реализован проект «Русской печки нет добрее». Целью этого проекта явилось формирование у детей представлений о жизни и быте русского народа и его традициях.
Для достижения этой цели была проведена большая предварительная работа. Подбирали и изучали материал о жизни русского народа, использовали книги, альбомы, журналы, различные публикации. Рассматривали иллюстрации книг по истории Древней Руси, читали русские народные сказки, заучивали пословицы и поговорки. Во время беседы о лаптях дети могли не только рассмотреть их и потрогать, но и примерить, сделать несколько шагов в «диковинной» обуви. С давних времен до наших дней дошла веселая русская игра «Лапти». Дети с удовольствием разучили правила, играют не только на занятиях, но и в свободной деятельности. Оформлен альбом «Народы Поволжья», где был собран материал о других национальностях: мордве, татар, башкирах. Дети с удовольствием слушали рассказы о традициях других народов Поволжья, сравнивали, находили сходства и различия.
Затем было организовано плановое посещение историко-краеведческого музея. Там дети познакомились с жилищем русского человека: с избой, рубленной из бревен, печью, которая «всему голова», рассматривали предметы мебели (лавка, стол, сундук, люлька, посуды (чугун, крынка, кувшин, посуда глиняная и деревянная, предметы обихода (коромысло, кочерга, ухват, прялка, рубель и др., одежды (порты, рубаха, понева, передник и др.)
Через продуктивную деятельность дети учились бисесроплетению, вышивке, плетению поясков. Делали вывод с детьми о том, что украшения в одежде не были случайными. Рисунки вышивки передавались по наследству из поколения в поколение. Это была система, когда изобретения людьми, имели для них магический смысл. Так из глубины веков наши предки посылают нам сигналы-символы своей жизни, свое миропонимание, свое отношение к сигналам природы. Во время биссероплетения и вышивки дети учились правильно распределять и концентрировать свое внимание, развивать мелкую моторику рук и стимулировать речевую активность. Самое главное дети получили огромное удовлетворение от выполняемой работы.
Итогом всей проделанной работы было интегрированное занятие в историко-краеведческим музеем им. Юшкина А. В. «Русской печки нет добрее». Все поставленные задачи были выполнены. Занятие прошло интересно, в доступной форме, дети на практике познакомились с особенностями повседневного крестьянского быта. Словарный запас детей пополнился новыми словами.
На этом наша работа не закончилась, немного позже мы перешли к изготовлению кукол-оберегов. Прежде чем начать изготовление, мы посетили выставку старинных и современных кукол в историко-краеведческом музее. Затем проводили цикл бесед с рассматриванием иллюстраций о народных куклах и их предназначении. А уже потом мы приступили к изготовлению куклы «Нянюшки». Эта кукла служила оберегом маленьких детей. Ее нельзя было делать с помощью ножниц и иглы, только закрутка тряпочек и завязывание нитей. Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Таких кукол называли «безликие». По народным поверьям, кукла с лицом приобретала душу и могла повредить ребенку.
Детей и родителей познакомили с историей детского костюма, родители приняли участие в пошиве русских костюмов на детей по этнографическим материалам, украсив его вышивкой. Искренний интерес детей не оставил равнодушными родителей. В целях привлечения родителей к сотрудничеству был создан семейный клуб «Гнездышко». В работе с родителями использовались такие формы работы, как: консультации, мастер-классы, тренинги, анкетирование, конференция, круглый стол, день открытых дверей, деловые игры.
В группе был создан мини-музей «Русская изба». Благодаря слаженной работе воспитателей, родителей и детей музей приобрел свою жизненную значимость за очень короткий срок. Экспонатами музея стали: печь, лавка, сундук, стол, кочерга, ухват, прялка, сундук, люлька, самовар, образцы вышивок на рушниках, салфетках, женском костюме и др. Музей пополняется экспонатами, дети могут их потрогать, примерить, поиграть с ними.
Таким образом, в процессе такой целенаправленной работы, через различные формы приобщения к истокам русской народной культуры, у детей формируются эмоционально-окрашенные чувства причастности к наследию прошлого, приобретается совокупность культурных ценностей, что способствует развитию духовности – интегрированного свойства личности, которая проявит себя на уровне человеческих отношений, чувств, нравственно-патриотических позиций [3].
Мы, взрослые – потомки и духовные наследники величайшей в мире культуры, которую должны сохранить и передать детям.
«Дерево крепко корнями, а Отчизна – сыновьями!»
Используемая литература
1. Антонов Ю. Е. Как научить детей любить родину. – М. : АРКТИ, 2003.
2. Данилина Г. Н. Дошкольнику – об истории и культуре России. – М. : АРКТИ, 2005.
3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. – СПб: Детство-пресс, 2010.