Мария Боровкова
Практические достижения профессиональной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы
Презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя
ТЕМА
«Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредствам детского экспериментирования»
Слайд 1
Презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя
Слайд 2
Вашему вниманию представляется компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности: «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредствам детского экспериментирования»
Слайд 3 Условия формирования личного вклада в развитие образования
На формирование моего личного вклада оказали влияние три основных вида условий
В первую очередь, научно-исследовательские:
Изучение работ психологов и педагогов Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, М. Ф. Беляева, Г. И. Щукина по исследованию проблем повышения познавательной активности дошкольников.
Также и изучение работ Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, О. В. Афанасьевой - в чьих идеях нашел отражения метод детского экспериментирования.
Вторая группа условий – методические.
Изучение научно-педагогической литературы, передового опыта коллег; организация соответствующей развивающей предметно - пространственной среды, поиск наиболее эффективных методов работы с детьми; сотрудничество с семьями воспитанников.
Третья группа – организационно-педагогические условия: это выступления с докладами о проделанной работе на педагогических советах, семинарах для педагогов; представление опыта работы по данной теме на муниципальном этапе «Воспитатель года – 2023», размещение материалов в сети интернет.
Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способствуют развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста, так как предполагают позицию ребенка как субъекта данной деятельности и дают возможность проявлять самостоятельность и инициативность.
Слайд 4 Актуальность личного вклада в развитие образования
Наиболее актуальной, задача развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, становится в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Сегодня, в условиях развития средств массовой коммуникации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития познавательной сферы в целом и познавательной активности в частности. Поэтому возникает необходимость использования таких средств обучения, которые будут максимально эффективно способствовать развитию познавательной активности дошкольников. На мой взгляд, детское экспериментирование позволяет решить возникшее противоречие.
Слайд 5 Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования
Понятие познавательная активность может трактоваться по-разному. По мнению Маи Ивановны Лисиной, это состояние готовности к познавательной деятельности, Дина Борисовна Годовикова считает, что познавательная активность – это естественное стремление ребенка к познанию.
Разработкой теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях занимался творческий коллектив специалистов под руководством профессора Николая Николаевича Поддъякова, который выдвинул гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.
Иванова Александра Ивановна отметила, что «…наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции!»
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру, предпочитая другие виды деятельности.
И я пришла к выводу о возможности использования метода детского экспериментирования с целью повышения эффективности работы по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.
Слайд 6
Изучив теоретический, практический материал по данной теме, технологию детского экспериментирования, мною были определены цели и задачи, намечены пути практического осуществления будущей работы.
Цель педагогической деятельности: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам детского экспериментирования»
Задачи:
формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, познавательной активности;
способствовать развитию умения ставить проблему и отыскивать пути её решения;
дать возможность каждому ребенку реализовать право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;
формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире и использовать приобретенный опыт в дальнейшей жизни;
обеспечить сотрудничество, сотворчество детей, педагогов и родителей в процессе совместной деятельности.
Слайд 7
Cтремление к познанию окружающей действительности заложено в каждом человеке с рождения. Но, в силу некоторых обстоятельств, познавательная активность ребенка может быть недостаточно выражена или не выражена вовсе.
Поэтому наша задача создать положительную мотивацию для пробуждения познавательного интереса у каждого дошкольника
Ведущая педагогическая идея
Участие ребенка-дошкольника в экспериментальной деятельности создает положительную мотивацию к познавательной деятельности, открывает широкие возможности для развития у ребенка познавательной активности, обеспечивает ему уверенность в себе.
Слайд 8
Чтобы работа по теме была эффективной и целенаправленной, она была организована в три этапа:
Слайд 9 Аналитико - проектировочный этап
На первом этапе работы мною была изучена и проанализирована научно – методическая литература по данному направлению.
Слайд 10
Проведено исследование, направленное на изучение особенностей познавательной активности
В качестве критериев оценки были выбраны: Умение обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать умозаключения.
Данные исследования
- показали, что у большинства детей познавательная активность характеризуется низкой степенью выраженности (63%)
И это подтвердило мое предположение о необходимости и целесообразности осуществления работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельности.
- Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, жизненный опыт мною был разработан перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности «В мире опытов и экспериментов» на основе методического пособия «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной;
- создана картотека карточек – схем проведения опытов и экспериментов.
- Разработан алгоритм деятельности педагога и ребенка в процессе экспериментирования.
Слайд 11
Для развития познавательной активности, поддержания интереса детей к экспериментированию проводилась работа по обогащению предметно-пространственной развивающей среды группы - открылась академия «Почемучек»,
В лаборатории дети исследуют свойства объектов живой и неживой природы, экспериментируют.
- Уголок «Знайки» пополнился энциклопедиями, познавательными играми, предметными и сюжетными картинками.
Слайд 12
Практический этап включил в себя активное использование метода экспериментирования как средства развития познавательной активности детей.
Экспериментальную деятельность с детьми я выстраивала по трем взаимосвязанным направлениям: (схема)
-живая природа
- неживая природа
- человек и рукотворный мир
Работа велась по трем блокам
- Специально организованная образовательная деятельность;
- Совместная деятельность педагога с детьми;
- Самостоятельная деятельность детей.
Слайд 13
Блок 1. Специально организованную образовательную деятельность я строю на принципах деятельностного подхода и развивающего обучения, направленного на развитие личности ребенка в целом, побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей, что дает возможность приобретать опыт поисковых действий, совершенствовать речь дошкольников, их мышление, творческие способности.
Слайд 14
Блок 2. Совместная деятельность с детьми
Блок совместной деятельности взрослого с детьми является для меня основным в опытно - экспериментальной деятельности. данная форма организации позволяет:
- закрепить ранее полученный (усвоенный) материал;
- продолжать работу по расширению представлений о предметах и явлениях;
- обеспечить свободу действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);
- придать роли взрослого гибкий характер (ведущий, партнер);
- получить возможность удовлетворить присущую детям любознательность.
Решение задач осуществляю в 2 вариантах:
- Экспериментирование для приобретения новых знаний.
- Экспериментирование для подтверждения (опровержение) предполагаемой гипотезы
Слайд 15
Блок 3. Самостоятельная деятельность детей
Планирование самостоятельной деятельности детей предполагает, в первую очередь, создание педагогом условий.
В лаборатории «Почемучка» и уголке «Знайка» дети с помощью картотек, схем-алгоритмов действий, таблиц самостоятельно выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом.
Мини-огород на окне позволяет детям получать знания о происходящих изменениях в жизни растений: выделять циклы развития растения, устанавливать зависимость роста и состояния растения от созданных условий.
Слайд 16
Заключительным этапом экспериментальной деятельности является подведение итогов и формулирование выводов. Которые производятся в словесной форме, а также оформляются в дневниках наблюдений с помощью рисунков и схем.
Слайд 17
Современного дошкольника трудно чем - то удивить и удерживать его интерес, поэтому я использую комплекс разнообразных методов и приемов как традиционных, так и нетрадиционных.
К традиционным методам относятся:
• рассматривание иллюстраций, наблюдения
• просмотр мультимедиа-презентаций об изучаемых предметах и явлениях;
• беседы по содержанию и результатам экспериментирования;
• занимательные опыты и игры-эксперименты;
• ролевые игры с элементами экспериментирования и др.
Слайд 18
К нетрадиционным:
• метод проблемного обучения, суть которого заключается в решении проблемных ситуаций, стимулирующих познавательную активность детей и приучающих их к самостоятельному поиску решений проблемы;
• использование отдельных приёмов мнемотехники, таких как составление мнемотаблиц и коллажей, обобщающих результаты детских опытов, экспериментов и наблюдений;
• использование элементов ТРИЗ (приёма «маленькие человечки», метода «данетки» (ситуации, «мозговой штурм», «системный оператор» и др., которые способствуют формированию у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности.
Слайд 19
Основным методом деятельности по экспериментированию я выбрала проведение элементарных опытов, который позволяет детям удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если)
Их элементарность заключается:
- в характере решаемых задач, они неизвестны только детям.
- в процессе экспериментирования не происходит научных открытий
- эксперименты безопасны и в работе используется обычное, бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Слайд 20
Экспериментирование с детьми проводилось в системе в соответствии с перспективным планом. Работу выстраивала так, чтобы дети были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками – партнерами
При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:
- постановка проблемы;
- поиск путей решения проблемы;
- проверка гипотез, предположений;
- обсуждение увиденных полученных результатов;
- формулирование выводов.
Слайд 21
Как отмечалось ранее, работа выстраивалась по трем взаимосвязанным направлениям: живая и неживая природа, человек и рукотворный мир.
Проводились опыты по закреплению и расширению знаний детей о свойствах воды:
- вода не имеет вкуса, запаха, цвета, формы;
- сравнение свойств воды, снега и льда.
- Использование приема технологии ТРИЗ «Маленькие человечки» помог детям легко объяснить агрегатное состояние воды.
Слайд 22
С помощью опытов искали ответы на вопросы:
- есть ли воздух вокруг нас?
- можно ли поймать воздух?
- может ли воздух быть сильным?
- есть ли воздух в других предметах?
-сравнивали свойства воды и воздуха.
Слайд 23
Исследовали свойства песка, глины: сыпучесть и рыхлость («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится»; изменение их при взаимодействие с ветром и водой.
Слайд 24
В процессе ознакомления с магнитом дети узнали историю его появления, то, что магнит – это природный камень, который обладает свойством притягивать предметы из металла.
Так же экспериментировали с разными видами бумаги. Выяснили, что бумага режется, рвется, мнется, намокает, горит; издает звуки: шуршит, скрипит; она может быть гладкой, шершавой, тонкой, плотной.
Слайд 25
Познать окружающий мир ребенку помогают игры, в которых задействованы органы чувств, «Мир звуков», «Откуда берется голос?», «Узнай по запаху!»», «Язычок -помощник», «Чудесный мешочек».
Слайд 23
Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями воспитанников. С этой целью проводились: консультации, индивидуальные беседы, предлагались информационные памятки, буклеты, с помощью которых дети совместно с родителями осуществляли эксперименты в домашних условиях.
Слайд 24
На рефлексивном этапе проведена итоговая диагностика, результаты которой позволяют сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика развития познавательной активности детей. Тем самым подтверждается эффективность проделанной работы.
Слайд 25
• Дети стали более любознательными, активными, с удовольствием экспериментируют, занимаются поисковой деятельностью.
• Чаще стали появляется вопросы - гипотезы, выражающие предположения по поводу познаваемых явлений, объектов окружающей действительности, что свидетельствует об их «интеллектуальных интересах».
• У детей сформировались личностные характеристики: инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.
• Установлено тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, которое позволило добиться положительных результатов и настроится на дальнейшее сотрудничество.
Слайд 26
Диапазон личного вклада педагога в развитие образования
Мною создан комплекс условий для развития познавательной активности у дошкольников посредствам детского экспериментирования:
- Составлен перспективный план «В мире опытов и экспериментов».
- Создана картотека карточек – схем проведения опытов и экспериментов.
- Разработан алгоритм деятельности педагога и ребенка в процессе экспериментирования.
- Обогащена предметно-пространственная развивающая среда группы.
- Собран методический материал по взаимодействию с родителями воспитанников и педагогов.
- Обобщен опыт работы по теме.
Слайд 27
Транслируемость практических достижений моей профессиональной деятельности, включает в себя: участие в методической работе на уровне района и ДОУ, в работе сетевых педагогических сообществ.