Приложение МААМ

Практические достижения профессиональной деятельности воспитателя

Мария Боровкова
Практические достижения профессиональной деятельности воспитателя
▼ Скачать + Заказать документы

Презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя

ТЕМА

«Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредствам детского экспериментирования»

Слайд 1

Презентация практических достижений профессиональной деятельности воспитателя

Слайд 2

Вашему вниманию представляется компьютерная презентация практических достижений профессиональной деятельности: «Развитие познавательной активности детей среднего дошкольного возраста посредствам детского экспериментирования»

Слайд 3 Условия формирования личного вклада в развитие образования

На формирование моего личного вклада оказали влияние три основных вида условий

В первую очередь, научно-исследовательские:

Изучение работ психологов и педагогов Л. С. Выготского, Б. Г. Ананьева, М. Ф. Беляева, Г. И. Щукина по исследованию проблем повышения познавательной активности дошкольников.

Также и изучение работ Н. Н. Поддьякова, А. Н. Поддьякова, О. В. Дыбиной, О. В. Афанасьевой - в чьих идеях нашел отражения метод детского экспериментирования.

Вторая группа условий – методические.

Изучение научно-педагогической литературы, передового опыта коллег; организация соответствующей развивающей предметно - пространственной среды, поиск наиболее эффективных методов работы с детьми; сотрудничество с семьями воспитанников.

Третья группа – организационно-педагогические условия: это выступления с докладами о проделанной работе на педагогических советах, семинарах для педагогов; представление опыта работы по данной теме на муниципальном этапе «Воспитатель года – 2023», размещение материалов в сети интернет.

Сегодня большое внимание и важная роль в образовании в целом и в дошкольном образовании в частности уделяется методам активного обучения. Технологии активного обучения в большей степени способствуют развитию познавательного интереса детей дошкольного возраста, так как предполагают позицию ребенка как субъекта данной деятельности и дают возможность проявлять самостоятельность и инициативность.

Слайд 4 Актуальность личного вклада в развитие образования

Наиболее актуальной, задача развития познавательной активности у детей дошкольного возраста, становится в связи с реализацией Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Сегодня, в условиях развития средств массовой коммуникации и сети Интернет ребенок все чаще получает готовые решения и готовую информацию. В настоящее время у детей наблюдается снижение уровня развития познавательной сферы в целом и познавательной активности в частности. Поэтому возникает необходимость использования таких средств обучения, которые будут максимально эффективно способствовать развитию познавательной активности дошкольников. На мой взгляд, детское экспериментирование позволяет решить возникшее противоречие.

Слайд 5 Теоретическое обоснование личного вклада в развитие образования

Понятие познавательная активность может трактоваться по-разному. По мнению Маи Ивановны Лисиной, это состояние готовности к познавательной деятельности, Дина Борисовна Годовикова считает, что познавательная активность – это естественное стремление ребенка к познанию.

Разработкой теоретических основ метода экспериментирования в дошкольных учреждениях занимался творческий коллектив специалистов под руководством профессора Николая Николаевича Поддъякова, который выдвинул гипотезу о том, что в детском возрасте ведущим видом деятельности является не игра, как это принято считать, а экспериментирование.

Иванова Александра Ивановна отметила, что «…наблюдения и эксперименты составляют основу всякого знания, без них любые понятия превращаются в сухие абстракции!»

Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что познавательная активность детей недостаточно высока, что отражается на развитии речи, логического мышления, развитие памяти, внимания. Дети не проявляют любознательности, исследовательского интереса к окружающему миру, предпочитая другие виды деятельности.

И я пришла к выводу о возможности использования метода детского экспериментирования с целью повышения эффективности работы по развитию познавательной активности детей среднего дошкольного возраста.

Слайд 6

Изучив теоретический, практический материал по данной теме, технологию детского экспериментирования, мною были определены цели и задачи, намечены пути практического осуществления будущей работы.

Цель педагогической деятельности: Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста посредствам детского экспериментирования»

Задачи:

формировать у детей предпосылки поисковой деятельности, интеллектуальной инициативы, познавательной активности;

способствовать развитию умения ставить проблему и отыскивать пути её решения;

дать возможность каждому ребенку реализовать право на свободный выбор деятельности, мнений и рассуждений;

формировать готовность и способность ребёнка исследовать новое в окружающем мире и использовать приобретенный опыт в дальнейшей жизни;

обеспечить сотрудничество, сотворчество детей, педагогов и родителей в процессе совместной деятельности.

Слайд 7

Cтремление к познанию окружающей действительности заложено в каждом человеке с рождения. Но, в силу некоторых обстоятельств, познавательная активность ребенка может быть недостаточно выражена или не выражена вовсе.

Поэтому наша задача создать положительную мотивацию для пробуждения познавательного интереса у каждого дошкольника

Ведущая педагогическая идея

Участие ребенка-дошкольника в экспериментальной деятельности создает положительную мотивацию к познавательной деятельности, открывает широкие возможности для развития у ребенка познавательной активности, обеспечивает ему уверенность в себе.

Слайд 8

Чтобы работа по теме была эффективной и целенаправленной, она была организована в три этапа:

Слайд 9 Аналитико - проектировочный этап

На первом этапе работы мною была изучена и проанализирована научно – методическая литература по данному направлению.

Слайд 10

Проведено исследование, направленное на изучение особенностей познавательной активности

В качестве критериев оценки были выбраны: Умение обобщать, анализировать, сравнивать, рассуждать, делать умозаключения.

Данные исследования

- показали, что у большинства детей познавательная активность характеризуется низкой степенью выраженности (63%)

И это подтвердило мое предположение о необходимости и целесообразности осуществления работы по развитию познавательной активности детей через экспериментальную деятельности.

- Учитывая возрастные и индивидуальные особенности детей, их интересы и потребности, жизненный опыт мною был разработан перспективный план по познавательно-исследовательской деятельности «В мире опытов и экспериментов» на основе методического пособия «Неизведанное рядом» О. В. Дыбиной;

- создана картотека карточек – схем проведения опытов и экспериментов.

- Разработан алгоритм деятельности педагога и ребенка в процессе экспериментирования.

Слайд 11

Для развития познавательной активности, поддержания интереса детей к экспериментированию проводилась работа по обогащению предметно-пространственной развивающей среды группы - открылась академия «Почемучек»,

В лаборатории дети исследуют свойства объектов живой и неживой природы, экспериментируют.

- Уголок «Знайки» пополнился энциклопедиями, познавательными играми, предметными и сюжетными картинками.

Слайд 12

Практический этап включил в себя активное использование метода экспериментирования как средства развития познавательной активности детей.

Экспериментальную деятельность с детьми я выстраивала по трем взаимосвязанным направлениям: (схема)

-живая природа

- неживая природа

- человек и рукотворный мир

Работа велась по трем блокам

- Специально организованная образовательная деятельность;

- Совместная деятельность педагога с детьми;

- Самостоятельная деятельность детей.

Слайд 13

Блок 1. Специально организованную образовательную деятельность я строю на принципах деятельностного подхода и развивающего обучения, направленного на развитие личности ребенка в целом, побуждаю детей к обследованию, сравнению, установлению связей и зависимостей, что дает возможность приобретать опыт поисковых действий, совершенствовать речь дошкольников, их мышление, творческие способности.

Слайд 14

Блок 2. Совместная деятельность с детьми

Блок совместной деятельности взрослого с детьми является для меня основным в опытно - экспериментальной деятельности. данная форма организации позволяет:

- закрепить ранее полученный (усвоенный) материал;

- продолжать работу по расширению представлений о предметах и явлениях;

- обеспечить свободу действий, как для взрослого, так и для детей (возможность отойти от намеченного плана);

- придать роли взрослого гибкий характер (ведущий, партнер);

- получить возможность удовлетворить присущую детям любознательность.

Решение задач осуществляю в 2 вариантах:

- Экспериментирование для приобретения новых знаний.

- Экспериментирование для подтверждения (опровержение) предполагаемой гипотезы

Слайд 15

Блок 3. Самостоятельная деятельность детей

Планирование самостоятельной деятельности детей предполагает, в первую очередь, создание педагогом условий.

В лаборатории «Почемучка» и уголке «Знайка» дети с помощью картотек, схем-алгоритмов действий, таблиц самостоятельно выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом.

Мини-огород на окне позволяет детям получать знания о происходящих изменениях в жизни растений: выделять циклы развития растения, устанавливать зависимость роста и состояния растения от созданных условий.

Слайд 16

Заключительным этапом экспериментальной деятельности является подведение итогов и формулирование выводов. Которые производятся в словесной форме, а также оформляются в дневниках наблюдений с помощью рисунков и схем.

Слайд 17

Современного дошкольника трудно чем - то удивить и удерживать его интерес, поэтому я использую комплекс разнообразных методов и приемов как традиционных, так и нетрадиционных.

К традиционным методам относятся:

• рассматривание иллюстраций, наблюдения

• просмотр мультимедиа-презентаций об изучаемых предметах и явлениях;

• беседы по содержанию и результатам экспериментирования;

• занимательные опыты и игры-эксперименты;

• ролевые игры с элементами экспериментирования и др.

Слайд 18

К нетрадиционным:

• метод проблемного обучения, суть которого заключается в решении проблемных ситуаций, стимулирующих познавательную активность детей и приучающих их к самостоятельному поиску решений проблемы;

• использование отдельных приёмов мнемотехники, таких как составление мнемотаблиц и коллажей, обобщающих результаты детских опытов, экспериментов и наблюдений;

• использование элементов ТРИЗ (приёма «маленькие человечки», метода «данетки» (ситуации, «мозговой штурм», «системный оператор» и др., которые способствуют формированию у дошкольников интереса к экспериментальной деятельности.

Слайд 19

Основным методом деятельности по экспериментированию я выбрала проведение элементарных опытов, который позволяет детям удовлетворить присущую им любознательность (почему? зачем? как? что будет, если)

Их элементарность заключается:

- в характере решаемых задач, они неизвестны только детям.

- в процессе экспериментирования не происходит научных открытий

- эксперименты безопасны и в работе используется обычное, бытовое, игровое и нестандартное оборудование.

Слайд 20

Экспериментирование с детьми проводилось в системе в соответствии с перспективным планом. Работу выстраивала так, чтобы дети были не просто слушателями, наблюдателями в проводимых мероприятиях, а полноправными их участниками – партнерами

При проведении опытов придерживаюсь следующей структуры:

- постановка проблемы;

- поиск путей решения проблемы;

- проверка гипотез, предположений;

- обсуждение увиденных полученных результатов;

- формулирование выводов.

Слайд 21

Как отмечалось ранее, работа выстраивалась по трем взаимосвязанным направлениям: живая и неживая природа, человек и рукотворный мир.

Проводились опыты по закреплению и расширению знаний детей о свойствах воды:

- вода не имеет вкуса, запаха, цвета, формы;

- сравнение свойств воды, снега и льда.

- Использование приема технологии ТРИЗ «Маленькие человечки» помог детям легко объяснить агрегатное состояние воды.

Слайд 22

С помощью опытов искали ответы на вопросы:

- есть ли воздух вокруг нас?

- можно ли поймать воздух?

- может ли воздух быть сильным?

- есть ли воздух в других предметах?

-сравнивали свойства воды и воздуха.

Слайд 23

Исследовали свойства песка, глины: сыпучесть и рыхлость («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится»; изменение их при взаимодействие с ветром и водой.

Слайд 24

В процессе ознакомления с магнитом дети узнали историю его появления, то, что магнит – это природный камень, который обладает свойством притягивать предметы из металла.

Так же экспериментировали с разными видами бумаги. Выяснили, что бумага режется, рвется, мнется, намокает, горит; издает звуки: шуршит, скрипит; она может быть гладкой, шершавой, тонкой, плотной.

Слайд 25

Познать окружающий мир ребенку помогают игры, в которых задействованы органы чувств, «Мир звуков», «Откуда берется голос?», «Узнай по запаху!»», «Язычок -помощник», «Чудесный мешочек».

Слайд 23

Реализация поставленных задач в полной мере возможна лишь при условии тесного взаимодействия с родителями воспитанников. С этой целью проводились: консультации, индивидуальные беседы, предлагались информационные памятки, буклеты, с помощью которых дети совместно с родителями осуществляли эксперименты в домашних условиях.

Слайд 24

На рефлексивном этапе проведена итоговая диагностика, результаты которой позволяют сделать вывод о том, что наблюдается положительная динамика развития познавательной активности детей. Тем самым подтверждается эффективность проделанной работы.

Слайд 25

• Дети стали более любознательными, активными, с удовольствием экспериментируют, занимаются поисковой деятельностью.

• Чаще стали появляется вопросы - гипотезы, выражающие предположения по поводу познаваемых явлений, объектов окружающей действительности, что свидетельствует об их «интеллектуальных интересах».

• У детей сформировались личностные характеристики: инициатива, самостоятельность, умение сотрудничать с другими детьми, отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими.

• Установлено тесное сотрудничество и партнерство родителей, педагогов и детей, которое позволило добиться положительных результатов и настроится на дальнейшее сотрудничество.

Слайд 26

Диапазон личного вклада педагога в развитие образования

Мною создан комплекс условий для развития познавательной активности у дошкольников посредствам детского экспериментирования:

- Составлен перспективный план «В мире опытов и экспериментов».

- Создана картотека карточек – схем проведения опытов и экспериментов.

- Разработан алгоритм деятельности педагога и ребенка в процессе экспериментирования.

- Обогащена предметно-пространственная развивающая среда группы.

- Собран методический материал по взаимодействию с родителями воспитанников и педагогов.

- Обобщен опыт работы по теме.

Слайд 27

Транслируемость практических достижений моей профессиональной деятельности, включает в себя: участие в методической работе на уровне района и ДОУ, в работе сетевых педагогических сообществ.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога»Консультация для воспитателей «Самооценка в профессиональной деятельности и формировании Я — концепции педагога» Занимаясь самообразованием, педагогу часто приходиться обращаться к вопросам социальной психологии, которая сопутствует осознанию способности.

Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой (из портфолио) Организация профессиональной деятельности в соответствии с основной образовательной программой Современный ритм жизни диктует определенные.

Отчет об использовании ЦОР в профессиональной деятельности ОТЧЕТ ОБ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ (ЦОР) В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Воспитателя Халявка Ларисы Владимировны Будущее.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Практические достижения профессиональной деятельности воспитателя
Опубликовано: 9 января 2025 в 15:51
+11Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Практические достижения профессиональной деятельности воспитателя» (включая файлы) размещена пользователем Мария Боровкова (УИ 514998) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
11 января 2025 суббота
12 января 2025 воскресенье
Умеете рисовать северное сияние?
Международный день планетариев.
Читаем "Красную шапочку", "Кота в сапогах" и "Золушку"



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД