Наташа Архипова
Экспериментирование в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд:
«Экспериментально-исследовательская деятельность в средней группе №12»
Подготовили воспитатели МАДОУ «Родничок» Архипова Н. А. и Комарова О. А.
2 слайд:
Разберем определения слов: эксперимент и исследование.
Эксперимент (от латинского experimentum — проба, опыт) метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности.
Публикация «Экспериментирование в средней группе» размещена в разделах
Исследование-вид систематической познавательной деятельности, направленной на получение новых знаний, информации и т. д.
3 слайд:
Чем полезно детское экспериментирование в детском саду?
Во первых, у детей появляется контакт с предметами, что позволяет понять их качества, свойства.
Во вторых, экспериментальная деятельность пробуждает еще большую любознательность, открывает для ребенка новый мир, полный чудес и загадок.
В третьих, у детей углубляются знания о природе – живой и неживой, они расширяют свой кругозор, учатся размышлять, наблюдать за явлениями, анализировать и делать выводы.
И, конечно, детское экспериментирование в детском саду позволяет ребятам чувствовать, что они самостоятельно открыли какое-то явление, что, естественно, влияет на их самооценку.
4 слайд:
Экспериментирование может быть демонстрационным и фронтальным. Демонстрационное наблюдение – это вид деятельности, при которой объект наблюдения один, он находится у педагога, который проводит и демонстрирует опыт детям. У этого вида есть свои плюсы и минусы, однако личная инициатива и вовлеченность детей сведена к минимуму. Только если ребенок уже интересуется опытной деятельностью, он будет внимательно наблюдать за ходом эксперимента. В противном случае возможна пассивная реакция группы.
Фронтальное наблюдение – вид деятельности, при которой есть несколько объектов, и они – в руках у детей. Конечно, этот вид экспериментирования больше подходит для того чтобы активизировать работу всех малышей, вызвать их интерес и любопытство. Однако следить за целой группой одному воспитателю бывает сложно: скорость работы у детей разная, есть риск не соблюдения правил безопасности и т. д. Поэтому лучше, если на фронтальном наблюдении будут присутствовать несколько взрослых.
5 слайд:
Цели и задачи экспериментально-исследовательской деятельности
заключаются в следующем:
Цель: Развитие у детей дошкольного возраста познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи: Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью сенсорных эталонов.
Формировать умение получать сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Учить понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности модели, предложенные взрослым.
6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16 слайды:
Классификация детского экспериментирования :
По характеру объектов, используемых в эксперименте : опыты: с растениями; с животными; с объектами неживой природы.
По месту проведения опытов: в групповой комнате; на участке.
По причине их проведения: случайные, запланированные, поставленные в ответ на вопрос ребенка.
По количеству наблюдений за одним и тем же объектом: однократные, многократные, или циклические.
По характеру включения в педагогический процесс:
эпизодические (проводимые от случая к случаю, систематические.
По продолжительности: кратковременные (5-15 мин., длительные (свыше 15 мин.).
По характеру познавательной деятельности детей: иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты, поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат, решение познавательных задач.
По месту в цикле: первичные, повторные, заключительные и итоговые.
По способу применения: демонстрационные, фронтальные.
По количеству детей: индивидуальные, групповые, коллективные.
По характеру мыслительных операций: констатирующие (позволяющие увидеть одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями, сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта, обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
17 слайд:
Особенности организации детского экспериментирования :
Эксперимент должен быть непродолжителен по времени.
Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (поскольку именно в старшем дошкольном возрасте дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух).
Важно учитывать также индивидуальные различия детей (темп работы, утомляемость).
Необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей, сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т. д.).
В работе с детьми нужно стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты – это не самоцель, а способ ознакомления с миром.
Необходимо также учитывать возрастные особенности детей.
18 слайд:
Технология организации совместной экспериментально-исследовательской деятельности с детьми дошкольного возраста:
1. Постановка исследовательской задачи в виде проблемной ситуации.
2. Уточнение плана исследования.
3. Выбор оборудования, самостоятельное (или с помощью взрослого) его размещение детьми в зоне исследования.
4. Распределение детей на подгруппы (по желанию детей, выбор ведущих, помогающих организовать сверстников.
5. Организация исследования.
6. Анализ и обобщение полученных детьми результатов экспериментирования.
19 слайд:
Спасибо за внимание!