Виктория Медведева
Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Работа с мнемотехникой, как и все остальное, строится от простого к сложному. Необходимо начинать работу с мнемоквадратов, затем мнемодорожек и переходить постепенно к мнемотаблицам. Причем, в младшем и среднем возрасте использовать надо только цветные картинки, так как у детей в памяти есть отдельные образы, например: лиса –рыжая, елочка –зеленая, солнышко –желтое.
Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение персонажей, явлений, действий. Главное, все нарисованное должно быть понятно детям.
Публикация «Использование мнемотехники для развития связной речи дошкольников» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Мнемотаблицы я использую на всех занятиях для:
- обогащения словарного запаса
- обучению составлению рассказов
- пересказа художественной литературы
- отгадывания загадок
- заучивания стихов
Мнемотаблицы используются для составления описательных рассказов об игрушках, посуде, одежде, овощах, и т. д. Данные схемы помогают детям самостоятельно определить главные свойства и признаки предмета, установить последовательность изложения.
Так же мнемотаблицы и мнемодорожки можно использовать при обозначении последовательности (алгоритмов) каких-либо действий например: последовательность одевания, мытья рук и т. д.
При систематизации знаний времен года используются схемы, которые вполне можно рисовать вместе с детьми. Данные схемы служат для детей своеобразным зрительным планом для :
- выстраивания рассказа
- последовательности действий
В своей работе я так же использую мнемотаблицы при разучивании стихотворений. Это облегчает и ускоряет процесс запоминания текстов. При этом виде деятельности включается не только слуховая, но и зрительная память. Дети легко запоминают картинку, а затем воспроизводят слова.
Даже при разучивании стихотворений к праздникам, мы сначала вместе проговариваем с детьми стихотворение, рассказываем его по мнемотаблице, затем я вывешиваю мнемотаблицу на мольберт, и дети могут в течении дня подходить и самостоятельно повторять стихотворение. Конечно, это только на начальном этапе разучивания, потом я убираю мнемотаюлицу и дети повторяют уже стихотворение самостоятельно по памяти.
При ознакомлении с художественной литературой я тоже использую мнемотаблицы. Вместе с детьми мы рассматриваем иллюстрации и выстраиваем последовательность, что в последствии помогает детям самостоятельно пересказывать текст. Это делает процесс усвоения интереснее и дети с удовольствием пересказывают текст.
На своих занятиях я так же использую тактильные дощечки.
Тактильная память – это способность запоминать ощущения от прикосновения к различным предметам. Основы работы с тактильными дощечками –развитие тактильной памяти.
Этапы работы с тактильными дощечками:
Для начала мы знакомились с дощечками, обследовали их, находили дощечки по описанию, описывали заданную дощечку.
Затем соотносили поверхности дощечек с определенными предметами, животными (мягкая как кошечка, колючая как ежик).
И только потом мы приступали к игровой деятельности с помощью тактильных дощечек.
Я использую такие приемы работы с дощечками как:
Разложи дощечки по степени гладкости, найди добрую дощечку, грустную, злую. Какая дощечка тебе нравится больше, какая не нравится, почему?
Так же можно использовать следующие игры :
1. Разложи дощечки вряд по порядку. (предложить ребенку закрыть глаза и тщательно, не торопясь ощупать поверхность каждой дощечки, он должен запомнить какие они на ощупь и в каком порядке лежат. Затем ему надо попробовать разложить дощечки в прежнем порядке.
2. Что напоминает поверхность?
3. Составление сказки.
4. Предложите ребёнку ощупать дощечки и разложить их на приятные и неприятные. Попросите объяснить, почему.
Известно, что совершенствование мелкой моторики играет важную роль в общем развитии ребенка, особенно его речевых способностей.
Поэтому я решила возможным применять эту методику в своей работе, а именно, посредством развития тактильных ощущений сформировать воображение у детей, мышление, внимание, память, связную речь и умение пересказывать.
В заключении я хочу сказать:
Мнемотехника многофункциональна. На основе схем можно создавать разнообразные дидактические игры («что лишнее?», «что изменилось?» «кто спрятался»). Продумывая разнообразные модели с детьми, необходимо только придерживаться следующих требований:
- модель должна отображать обобщенный образ предмета
- раскрывать существенное в объекте
- замысел по созданию модели следует обсуждать с детьми, чтобы она была им понятна.
Следует помнить, что мнемотаблицами не ограничивается вся работа по развитию связной речи у детей. Это –прежде всего как начальная, наиболее значимая и эффективная работа, так как использование мнемотаблиц позволяет детям легче воспринимать и перерабатывать зрительную информацию, сохранять и воспроизводить ее.
Параллельно с этой работой необходимы речевые игры, обязательно использование настольно-печатных игр, которые помогают детям научиться классифицировать предметы, развивать речь, внимание, наблюдательность и интерес.