Татьяна Галочкина
Педагогический проект «Русская берёзка — символ России»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта : познавательно-игровой
Вид проекта : творческий, исследовательский
Продолжительность проектной деятельности : долгосрочный (учебный 2015-2016 год).
Возраст детей: вторая младшая групп (3-4 лет)
Цель:
Развитие у дошкольников патриотических чувств: любви к Родине, родной земле, родной природе.
Задачи:
Публикация «Педагогический проект „Русская берёзка — символ России“» размещена в разделах
- Береза, березка. Проекты для дошкольников
- Береза. Все на тему березок для детей
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родина, Россия. Проекты
- Символы России для детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2018
-Формировать представление дошкольников о русской березе как символе России;
-Дать представление о значении её в жизни человека: оздоровительном, эстетическом, хозяйственном;
-Дать возможность почувствовать глубину и красоту русских обрядов - связанных с русской березой;
-Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе.
Введение
Ты до того, березонька, красива!
И в полдень жаркий, и в часы росы
Что без тебя немыслима Россия.
И я немыслим без твоей красы.
О. Шестинский
Мы - граждане великой страны,
имеющей богатую и славную историю.
Мы должны чтить её символы : герб, флаг, гимн и гордиться своей страной.
Наша родина – Россия. Россия… Что мы имеем в виду, когда произносим это слово? Какой мы её представляем? Это огромные поля золотой пшеницы, бескрайние луга ярких цветов, ясное голубое небо, тихий закат. Подсолнух- похожий на солнце, красная земляничка на тонкой ножке,пчёлка собирающая нектар- всё это моя Родина.
А ещё, Родина – это прекрасное дерево. Нет такого другого дерева, которое так горячо любят и воспевают в России. Белая березка – символ красоты русской природы, она прекрасна в любое время года. С давних времен о ней слагали песни, водили вокруг неё хороводы, сочиняли пословицы, загадки, стихи и сказки. Многие художники изображали березку на своих полотнах, а композиторы - посвятили березке свои лучшие песни.
Актуальность проекта «Русская берёзка - символ России»
Актуальность заключается
в том, что работа над проектом способствует приобщению детей к народной культуре, воспитанию интереса к историческим корням русского народа. Обогащает чувственный опыт ребёнка, его реальное представление об окружающем мире и вызывает
общаться с природой, оказывать посильную помощь в ее охране. Это позволяет научить детей видеть себя потомками и наследниками России.
Проблема:
o Недостаточные знания детей о березе, как символе России.
o Несоблюдение правил экологически грамотного поведения, в том числе в семьях детей.
o Непонимание значимости воспитания русской культуры у детей и сохранения древних исконно русских традиций.
Реализация проекта
Этапы работы над проектом
Формы работы:
Деятельность педагога :
o беседы;
o познавательные рассказы воспитателя;
o интегрированные занятия;
o чтение художественной литературы (сказки, рассказы, стихотворения, пословицы, скороговорки);
o использование иллюстративного материала (сюжетные картинки, карточки, открытки и др.);
o музыкальные.
Деятельность детей:
o экспериментирование;
o речевые игры, описательные рассказы;
o дидактические игры с предметными картинками;
o игра по модели строения дерева;
o подвижные игры;
o художественно-продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, ручной труд);
Взаимодействие с родителями воспитанников:
o консультации, рекомендации, памятки;
o практические задания;
o совместные мероприятия.
1. Погружение в проект (Знакомство с темой проекта)
Цель:
Вызвать интерес детей к изучению берёзы - как символа России.
Задачи:
* Вспомнить с детьми все знакомые ими символы России. (флаг, герб, гимн)
* Вызвать желание сравнивать и изучать берёзу с другими деревьями.
2. Планирование деятельности
Основополагающий вопрос: Что мы знаем о берёзе?
-Провести беседы «Россия - наша Родина», «Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березкой»;
-Просмотр альбома «Берёза – глазами русских художников»;
-Узнаем на занятии;
-Экскурсия «Встреча с русской красавицей»;
Составлен план работы с детьми и родителями :
-Сбор информации;
- Подбор иллюстративного материала;
-Отбор художественной литературы;
- Совместная и самостоятельная деятельность;
-Создание мини- музея «Русская берёзка- символ России»;
-Презентация проекта.
3. Осуществление деятельности по решению проблемы
Познавательно-исследовательская деятельность (сбор информации)
-История происхождения слова «берёза»;
-Праздник русской берёзки- «Троица» ;
-«Лечебное свойства – «Берёзы»;
-Что изготавливали из бересты старину?
-Берёза в народных приметах;
-Стихи, загадки, пословицы, поговорки, частушки о берёзе;
-Информацию в интернете о том:
почему ствол берёзы белый, какой стороной дышат листья,
вода в жизни растений, жизненный цикл растений;
- Сбора опавших листьев для поделок.
4. Деятельность педагогов и детей
МЕРОПРИЯТИЯ по образовательным областям:
Познавательное и социально-коммуникативное развитие:
-«Встреча с русской красавицей» - экскурсия
-Циклические наблюдения за берёзой;
-Беседы: «Почему березы белые?», «Домашний доктор» (о лекарственных свойствах березы); «Россия - наша Родина», «Берёза-дерево жизни», «Традиции и обычаи нашего народа, связанные с березкой»;
-Рассматривание альбома «Берёза – глазами русских художников»;
-Занятия: «Символика нашей России», «Береза - символ России»;
- Чтение художественной литературы по теме;
-Рассматривание бересты;
- Знакомство с разновидностями берёз;
-Дид/игра «Чей листик»
-Игра по модели строения берёзы
Художественно-эстетическое развитие:
- Аппликация «Берёзовая роща»
- Совместный коллаж «Белая берёза»
- Конструирование «Объемное деревце»
- Изготовление осеннего коллажа. (с использованием листьев берёзы)
-Разучивание хоровода «Во поле берёзка стояла.».
Физическая культура:
Подв/ игры: «Кто больше соберёт грибов подберёзовиков», «Карлики – великаны», «Раз, два, три - к березе беги»
5. Взаимодействие с родителями:
-Подбор иллюстраций, открыток, фото, загадок, пословиц;
-Самодельные дидактические игры;
- Оформление мини-музея «Русская берёзка – символ России»;
-Изготовление альбомов.
6. Продукт проекта :
- мини-музей "Русская берёзка- символ России " (созданный совместно с родителями);
-создание альбомов: «Стихи про берёзку», «Виды берёз», «Берёзка в разных нарядах», «Берёза – глазами русских художников»;
-папка-передвижка: Праздник русской берёзки- «Троица»;
- вернисаж рисунков «Люблю берёзку русскую»;
- выставка поделок родителей и детей;
- дидактические игры, пособия;
-развлечение «Русская берёзка».
7. Оценка результатов и процесса проектной деятельности
В ходе реализации проекта воспитанники показали свою увлечённость, креативность, узнали много нового. У детей возросла познавательная активность и творческая самостоятельность.
Заключение
Внедрение данного проекта обеспечило :
Возможность познакомиться с ролью берёзы в культуре России, в традициях и обычаях русского народа и прийти к выводу, что «Русская берёзка- символ России». Реализация данного проекта научила дошкольников сравнивать, анализировать, делать выводы.
Создание благоприятного микроклимата в детско-родительском коллективе. Дети рассказывали о том, что они часто стали выходить на прогулки родному городу, многие родители занялись облагораживанием территории родного двора, а все это укрепляет семьи и воспитывает в детях бережное отношение к родному городу и гордость за свою малую Родину. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали увядание березы, отметили ее роль как лекарственного сырья; изучали чудодейственное влияние листьев на здоровье человека. На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к символу России - березке, потому что она красива и целебна. Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к березке. У детей повысились личностные качества – такие, как коммуникабельность, доброжелательность, трудолюбие, сопереживание.
Литература
1. Т. А. Шорыгина. Деревья. Какие они? М. : ГНОМ, 2003.
2. Н. С. Авдеев. Русские пословицы и поговорки. Детская литература, 1996
3. Т. Поликарпова. Две берёзы на холме. Детская литература, 2003.
4. Н. Данилков Дерево жизни. Всё о целебных свойствах берёзы.
5. https://www.openclass.ru
6. https://www.4stupeni.ru
7. https://center.fio.ru