Юрикова Елена
Презентация педагогического проекта «Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический проект
«Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта»
1. Введение. Развитие мелкой моторики, речи, мышления, и как следствие, воспитание усидчивости и социализации ребенка.
Умственно отсталые дети — одна из наиболее многочисленных категорий детей, отклоняющихся в своем развитии от нормы. Они составляют около 2,5 % от общей детской популяции. Зарубежные психологи нередко указывают другие, более высокие, проценты, что обусловлено иными критериями, используемыми при диагностировании у ребенка с нарушением интеллекта. По данным Всемирной организации здравоохранения более 3 % от общей детской популяции составляют дети с отставанием умственного развития. По степени выраженности интеллектуального дефекта все случаи нарушения интеллекта делят на три группы : дебильность, имбецильность и идиотия. Дети с лёгким недоразвитием интеллекта - дебильностью - составляют 70-80 %, с выраженным - имбецильностью - 20-25 % и с глубоким слабоумием (идиотия) - около 5 % всех случаев умственной отсталости.
Публикация «Презентация педагогического проекта „Развитие мелкой моторики у детей с нарушением интеллекта“» размещена в разделах
- ЗПР. Задержка психического развития
- ЗПР. Проекты, планирование, тематические недели
- Мелкая моторика
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Понятие социально-педагогической реабилитации детей и подростков в социально-педагогической литературе трактуется как их возвращение, включение, интеграцию в общество (семью, школу, класс, коллектив сверстников, систему учебно-трудовых и досуговых отношений, способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.
Главной задачей обучения и воспитания детей с нарушением интеллекта, находящихся в специальных (коррекционных) школах-интернатах, является развитие их потенциальных познавательных возможностей, коррекция поведения, привитие им трудовых и других социально значимых навыков и умений. Конечной целью обучения и воспитания является приобщение лиц с нарушением интеллекта к доступному им общественно полезному труду и приобретение ими социального опыта.
В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарований детей на кончиках их пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем он умнее.
Мелкая моторика — совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной систем, часто в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног. В применении к моторным навыкам руки и пальцев часто используется термин ловкость. К области мелкой моторики относится большое разнообразие движений: от примитивных жестов, таких как захват объектов, до очень мелких движений, от которых, например, зависит почерк человека.
Одним из первых ученых, подвергших критике теорию наследственной предрасположенности развития движений ребенка как результата созревания определенных нервных структур, был И. М. Сеченов. Он утверждал, что движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе его воспитания и обучения как результат ассоциативных связей между зрительными, осязательными и мышечными изменениями в процессе активного взаимодействия со средой.
Исследованиями учёных Института физиологии детей и подростков АПН (М. М. Кольцова, Е. И. Есенина, Л. В. Антакова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуального развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений рук. Тренировка тонких движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка, особенно для развития речи.
Систематические упражнения по тренировке движения пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М. М. Кольцовой, «мощным средством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребёнка начинается, когда движение пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. При выполнении мелких движений пальцев рук происходит ещё и давление кончиков пальцев, а импульсы от них активизируют незрелые клетки коры головного мозга, «отвечающие» за формирование речи ребёнка.
Таким образом, роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.
Сейчас уже доказано, что развитие пальцев имеет большое значение для полноценного развития ребенка и влияет на развитие всего организма человека. Так большой палец влияет на работу головного мозга, указательный – на состояние желудка, средний палец – на состояние кишечника, безымянный отвечает за работу печени и почек, мизинец – за работу сердца.
Развитие мелкой моторики руки влияет и на развитие таких психических процессов, как мышление, память, внимание, пространственные представления. Развивая руку ребенка, мы не только тренируем мышцы, но и развиваем способность к наблюдению, сравнению, к творческому воображению, воспитываем усидчивость и терпение, аккуратность, точность, настойчивость, то есть, воспитываем эмоционально – волевую сферу ребенка.
Важнейшим элементом комплексной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья является деятельностный подход. Значение деятельностного подхода показал в своих работах А. Н. Леонтьев. Согласно его концепции, деятельность является основой, средством и решающим условием развития личности.
Поэтому, основанием для начала поиска новых педагогических технологий, методов и средств послужил вывод, что традиционная организация трудового обучения умственно отсталых детей как профессионально – ориентированных с ранних возрастов далеко не всегда достигала желаемой цели.
2. Гипотеза проекта основана на предположении, что дети с задержкой умственного развития после участия в педагогическом проекте будут лучше подготовлены к выбору будущей профессии, успешнее адаптироваться к условиям самостоятельной жизни вне семьи и Центра, в том числе у них будет сформирована устойчивая потребность к труду. Это станет возможным при условии разработки эффективной системы работы с детьми по развитию мелкой моторики с использованием развивающих инновационных педагогических технологий.
Предмет: Совокупность методов, средств для развития и коррекции мыслительной деятельности, личностных качеств, эмоционально-волевой сферы.
Объект: Развитие мелкой моторики у детей с умственной отсталостью.
3. Цель проекта :
Подготовка ребенка с отставанием умственного развития к адаптации в социум.
Задачи проекта :
Образовательная – овладение учащимися различными техниками ручного труда для обслуживания своих потребностей и социальной адаптации.
Коррекционная – максимальное развитие мелкой моторики.
Воспитательная – привитие учащимся основ гигиены, формирование таких качеств личности как усидчивость, аккуратность, работоспособность, ответственность.