Маргарита Горячева
Презентация опыта работы «Взаимодействие ДОУ и семьи»
▼ Скачать + Заказать документы
Детство - это уникальный период в жизни человека,именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности, опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни-родители. Благодаря их заботе, любви, эмоциональной поддержке ребенок растет и развивается к миру и окружающим его людям
Публикация «Презентация опыта работы „Взаимодействие ДОУ и семьи“» размещена в разделах
- Опыт работы, практика
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» август 2013
На определенном этапе жизненного пути ребенок поступает в детский сад. Теперь его окружают новые люди,взрослые и дети,которых он раньше не знал,которые составляют иную общность, чем его семья
Если родители и воспитатель объединят свои усилия и обеспечат малышу защиту эмоциональный комфорт, интересную содержательную жизнь в детском саду и дома, а детский сад будет способствовать его развитию,умению общаться со сверстниками, поможет подготовиться к школе,то можно с уверенностью сказать,что произошедшие изменения в жизни ребенка пошли ему на благо. Но если с этого момента родители перестанут принимать активное участие в разрешение трудностей, с которыми встречается малыш,то в школе их ждут печальные последствия.
Очень часто сотрудники ДОУ берут на себя все заботы по воспитанию, обучению детей,забывая,что и родители должны проявлять заинтересованность и инициативу в общении с педагогическим коллективом учреждения
В настоящее время по-прежнему остается актуальной проблема взаимодействие педагогов ДОУ с родителями. Она предполагает обмен мыслями, чувствами, переживаниями;направлено на повышение педагогической культуры родителей, т. е овладение ими знаниями педагогическими умениями и навыками.
Цель взаимодействия :
-установление партнерских отношений участников педагогического процесса,приобщение родителей к жизни детского сада. Эту проблему изучали ученые и исследователи Н. И ПИРОГОВ, Л. Н ТОЛСТОЙ,А. В ЗАПОРОЖЕЦ, Л. С ВЫГОТСКИЙ и другие. В последние годы большое количество исследований посвящено проблеме сотрудничества ДОУ и семьи (Е. П АРНАУТОВ, Н. Ф ВИНОГРАДОВА, Г. Н ГОДИНА, В. П ДУБРОВА, Т. А МАРКОВА и многие другие
Воспитание, образование и развитие ребенка является правом и обязанностью родителей. Об этом говорится в "Декларации прав ребенка", "Конвенции о правах ребенка","Семейном кодексеРФ", в Законе рф "Об образовании"
Педагоги и психологи единодушны во мнении, что родителям, особенно молодой семье, необходимо оказывать помощь в выполнение родительских функций.
Воспитание-очень сложное и ответственное дело. Для получения хороших результатов недостаточно одной любви к детям. Ребенка надо воспитывать, учить. А для этого нужны специальные знания. Начало правильного воспитания нельзя откладывать на более поздний срок, оно должно начинаться с первых дней.
С 2009 года я являюсь руководителем адаптационного клуба"Гнездышко"для детей раннего возраста.
Мною разработана программа, которая утверждена на педагогическом совете и пролицензирована.
Цель клуба:
-адаптация к ДОУ детей раннего возраста и повышение педагогической компетентности их родителей
Задачи:
-ознакомить родителей с организацией воспитательно-образовательного процесса в ДОУ;
-подготовить ребенка к посещению детского сада;
-создать непрерывную систему в образовательной оздоровительной работе ДОУ с семьей
Родителей своей группы я стала привлекать к сотрудничеству уже с адаптационного клуба.
Работая и занимаясь с детьми, я также приглядывалась и к их родителям. Кто-то очень застенчивый, скромный. Некоторые не
сразу шли на контакт.
Помимо консультаций,рекомендаций стала искать и другие методы подхода. Изучила много литературы. Для каждого индивидуально находила интересное дело:
-изготовления поделок, наглядного пособия каждый раз объясняя значимость нужность этого пособия в развитии ребенка
-организовывала игры;родители изготавливали игры,самостоятельно затем использовали их в работе клуба и сразу был виден результат их творчества
-участие в тренинговых играх и упражнениях, направленных на гармонизацию детско-родительских взаимоотношений помогло сплотить коллектив родителей,познакомить их друг с другом в непринужденной обстановке
За четыре месяца работы клуба родители проявили свое творчество и фантазию. Их руками изготовлены:дидактический материал, мягкие игрушки, развивающие кубы,развивающие коврики, нетрадиционное спортивное оборудование,пальчиковые куклы, театры:на карандашах, линейках и другие.
Организовав мастерскую"Золотые ручки" ,привлекла к участию пап и дедушек. С их помощью благоустроили участок и приняли участие в конкурсе на лучшую площадку,в котором были признаны лидерами.
Руками родителей детей сделан капитальный ремонт группы и спален. С помощью родителей благоустроили группу, для комфортного пребывания детей в детском саду. До сих пор в нашей группе царит атмосфера доброжелательности, любви и тепла.
Родители принимают активное участие в выставках, конкурсах, праздниках,проектах. Занимаются книгоизданием по предложенным темам:"Космос","Животные Новгородской области", "Телевидение" ,"Рецепты здорового образа жизни от семьи" и др. Ведут красочные и содержательные портфолио детей и группы. Приняли участие в создании мини-музея кукол. Собрали большую коллекцию создания узелковых кукол,кукол в народных костюмах.
Традицией в группе стало участие родителей в организации совместных игр в группе и на улице. Во второй половине дня родители принимают активное участие в"Днях самоуправления", которые стали уже традицией в детском саду. Участвуя в этом мероприятии, они изнутри видят и проживают совместно с детьми все проводимые мероприятия.
Посещение родителями группы чрезвычайно важно как для них самих,так и для педагога. Присутствуя в группе,родители ощущают личную причастность к педагогическому процессу и принимают на себя часть ответственности за его успех. Они больше узнают о своем ребенке и его друзьях личное представление о работе педагога и начинают испытывать к нему уважение. Наконец они могут наладить прочные отношения с другими семьями, общаясь не только в детском саду, но и за его пределами (приглашают на празднование дня рождения ребенка).
Я,как воспитатель,при поддержке родителей в свою очередь получаю больше возможностей для работы с отдельными детьми или подгруппами, лучше узнаю,как общаются родители со своим ребенком. Раз в три месяца мы организуем вместе с родителями вечерние посиделки с чаепитием.
Равнодушных родителей на сегодняшний день в моей группе нет. Родителей моей группы, активных помощников, я отмечаю дипломами, благодарственными письмами, грамотами, памятными подарками.
Для более плодотворного общения между педагогами и родителями в нашем детском саду создан семейный клуб"Домашний очаг"
На идею создания клуба меня натолкнуло развитие в МАДОУ перспективных форм с родителями, которые предполагают подключение их к активному участию в педагогической жизни детского сада и налаживают в полной мере возможности семейного воспитания, а для этого родители не должны жалеть ни времени,ни энергии на постоянное повышение своего образовательного и культурного уровня.
В ноябре месяце 2012 года мы отпраздновали День рождения клуба, в котором приняли участие родители и дети, бабушки и дедушки, а также специалисты и педагоги ДОУ. На празднике звучали стихи и песни в исполнении детей и их родителей. В веселых аттракционах и конкурсах принимали участие, как дети, так и взрослые. Скучающих на празднике не было. Весь вечер звучали шутки и смех. Закончился праздник чаепитием.
Вместе с участниками клуба разработали законы клуба :
ЗАКОНЫ СЕМЕЙНОГО КЛУБА:
-ЗДЕСЬ ПРИНИМАЮТ АКТИВНОЕ УЧАСТИЕ ИСКРЕННИЕ НАДЕЖНЫЕ ЛЮДИ - ЗАБОТЛИВЫЕ РОДИТЕЛИ
-РАДИ ЛЮБВИ РЕБЕНКА К РОДИТЕЛЯМ УЧИМСЯ ЛЮБИТЬ ЕГО И ПОСТОЯННО РАБОТАТЬ НАД СОБОЙ
- КАЖДЫЙ НЕЗАВИСИМО ОТ ВОЗРАСТА ИМЕЕТ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ
-ГЛАВНАЯ ОЦЕНКА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА -ЭТО САМООЦЕНКА
-УЧИМСЯ СЛУШАТЬ И СЛЫШАТЬ ДРУГ ДРУГА В КЛУБЕ ДОМА НА УЛИЦЕ
- ПРИУМНОЖАЕМ ЛЮБОВЬ В МИРЕ:УЧИМ ЛЮБИТЬ СЕБЯ ДЕТЕЙ ЦЕНИТЬ СЕМЬЮ
- ДОРОЖИМ КЛУБОМ:РАБОТАЯ НА СЕБЯ ПОВЫШАЕМ АВТОРИТЕТ КЛУБА
Цель:
-организовать заинтересованное деловое общение педагогов и родителей как коллег, служащие важной предпосылкой для личного игрового и духовного общения родителей, педагогов и детей
-создавать условия для обмена педагогическим и семейным опытом, устанавливать дружеские взаимоотношения с семьей,чьи дети посещают детский сад
-формировать воспитывающее сообщество педагогов и родителей с целью создания единого образовательного пространства детского сада и семей воспитанников разных возрастных групп
-делегировать полномочия и осуществлять самоконтроль процесса и результатов индивидуальной и коллективной деятельности детей педагогов и родителей
-убедить родителей в том, что взаимодействие с педагогами является важнейшим условием всестороннего развития детей;
- познакомить родителей с различными вопросами возрастной педагогики, детской психологии и педиатрии с помощью традиционных и нетрадиционных форм (лектории, семейный досуг, тренинговые упражнения и игры; вечерние посиделки, дискуссии,праздники,конкурсы и прочие)
Цели и задачи клуба отражены в программе семейного клуба,которую я разработала с участием специалистов разных направлений: психолог, муз. руководитель,воспитатель по ИЗО, воспитатель по физвоспитанию, логопед,педиатр и прочие.
Участие родителей в жизни малыша не только дома, но и в детском саду помогает им:
- Преодолеть авторитаризм и увидеть мир с позиции ребенка;
- Относится к ребенку как к равному;
- Понять,что недопустимо сравнивать его с другими детьми, если он что-то сегодня сделал лучше, чем вчера,нужно радоваться его личному росту;
- Знать сильные и слабые стороны ребенка и учитывать их;
- Проявлять искреннюю заинтересованность в его действиях и быть готовыми к эмоциональной поддержке, совместному переживанию его радостей и горестей
Благодаря проделанной мною работе,у нас с родителями моей группы добрые, доверительные отношения. Они всегда в курсе всех событий в группе, знают как живется их ребенку в детском саду. Чем он интересуется с кем дружит. Они всегда откликаются на все просьбы и пожелания. У нас не возникает конфликтных ситуаций, родители с желанием берут роли работников детского сада в традиционный День самоуправления. Такая работа сближает коллектив и детей. Родители активно посещают родительские собрания ;досуги, организуемые в группе, субботники и другие предлагаемые им мероприятия.
Проведенное анкетирование среди родителей показало высокий процент удовлетворенности 98%.
Своим опытом работы я делилась на семинарах и методическом объединении на муниципальном уровне