Денисова Алла Юрьевна
«Ложки». Использование коллекционирования в познавательном и речевом развитии детей младшего дошкольного возраста
Выступление
на Педагогическом салоне дошкольного образования
воспитателя МДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 10» г. Заречного Пензенская обл.
Денисовой Аллы Юрьевны
Тема опыта: «Использование коллекционирование в познавательном и речевом развитии детей младшего дошкольного возраста»
Форма представления: Презентация проекта «Эти разные ложки»
ЗДРАВСТВУЙТЕ, КОЛЛЕГИ!
Публикация «„Ложки“, Использование коллекционирования в познавательном и речевом развитии детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Коллекционирование
- Ложка. Все о ложках для детей
- Посуда. Все о посуде для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Средняя группа
- Темочки
Слайд 1
Сегодня я поделюсь своим опытом работы по организации проектной деятельности с детьми младшего дошкольного возраста «Эти разные ложки».
Слайд 2
В своей работе я использую парциальную программу «Использование коллекционирования как средства познавательного и речевого развития дошкольников».
Познавательное и речевое развитие дошкольников являются ведущими сферами развития. Программа ориентирована на реализацию задач, которые определены в содержании ФГОС дошкольного образования по познавательному и речевому развитию дошкольников.
Занимаясь проектной деятельностью, мы предполагали, что у детей будут сформированы представления об истории предмета быта (ложки, их назначении и свойствами, самостоятельно смогут делать выводы; обогатится словарь названиями ложек; будет развита способность к мотивации своей деятельности, к выбору партнеров, оборудования.
Поскольку у детей младшего дошкольного возраста отсутствуют правильные представления о предметах прошлого, то образовательная деятельность дошкольников должна быть систематичной и интересной для детей. Мы в своей группе в процессе формирования у детей определенных представлений об истории Пензенского края, знакомили их с разными предметами быта, среди которых были и деревянные ложки. Дети заинтересовались, почему люди раньше пользовались такими ложками. Решили узнать, из чего делали ложки, какой они были формы, размером, как ложки становились цветными и как ими пользовались люди в разных ситуациях. А так же, какими ложки бывают в наше время.
Слайд3
Возникла идея разработки проекта «Эти разные ложки».
Тема проекта соответствует содержательному разделу «История научных открытий и создания вещей»
Слайд4
Цель проекта «Эти разные ложки» знакомить детей с предметами ближайшего окружения (ложками, их назначением.
ЗАДАЧИ на ЭКРАНЕ
Познавательное развитие
1. Знакомить детей с предметами быта (деревянными и металлическими ложками, их назначением и свойствами;
2. Побуждать детей к исследованию свойств предметов.
3. Развивать восприятие цвета, величины, формы, звуков.
4. Подводить к самостоятельным элементарным выводам (легкие деревянные предметы плавают, а тяжелые металлические – тонут).
Речевое развитие
1. Создавать условия для обогащения словаря; побуждать детей употреблять обобщающие слова (посуда).
2. Использовать в речи прилагательные, наречия, глаголы.
3. Учить детей правильно согласовывать слова в предложении, употреблять простые предложения с однородными членами.
Социально – коммуникативное развитие
Развивать способность к мотивации своей деятельности, к выбору партнеров, оборудования
Слайд5
Спланировать образовательную работу по проекту нам помогла модель трех вопросов. В беседе с детьми мы выяснили, что знают дети, что хотят узнать, что нужно сделать, чтобы получить нужную информацию.
СЛАЙД 6
В среду группы были внесены альбомы «Предметы русской старины» и «Изготовление ложек».
Слайд 7
Чтобы процесс познания был развивающим и интересным мы организовали в группе мини – музей ложек. В этом нам помогали родители наших воспитанников. За «круглым столом» мы обсудили, каким будет наш мини-музей, какие экспонаты мы сможем собрать, как оформим коллекцию ложек. В результате в нашей группе появилась достаточно богатая коллекция ложек разных по цвету, форме, материалу
В совместной деятельности со взрослым у детей была возможность не только рассматривать ложки, но и экспериментально выяснить, как можно использовать и применять ложки разные по назначению.
Слайд 8
Для решения познавательных и речевых задач мы использовали материалы коллекции в образовательной деятельности на интегрированных занятиях: «Поможем бабушке Федоре», «Как ложки поспорили».
Слайд 9
На педагогических мероприятиях дети учились различать ложки по внешнему виду, по форме, величине, цвету; знакомились с новыми словами «раздаточная ложка», «гарнирная ложка», «металлическая», «прочная», «легкая», «тяжелая». Мы побуждали детей к исследованию свойств материалов. Дети учились определять, из какого материала сделаны ложки на ощупь, как их отличать по издаваемым при постукивании звукам.
Слайд 10
В совместной образовательной деятельности взрослого с детьми мы играли в дидактические игры «Угадай на ощупь», «Скажи какая», «Что как звучит?», «Разложи по высоте», в которых дети упражнялись в выборе партнеров для игры, в выборе материалов и оборудования для игры, развивали слуховое внимание.
Слайд 11
В совместной и самостоятельной деятельности дети лепили ложки, раскрашивали их, расписывали разными узорами на разных фонах. Использовали нетрадиционные методы рисования, как штампами, ватными палочками и т. д.
Слайд 12
Итогом проектной деятельности было открытое мероприятие для педагогов «Как жили люди в старину». Целью которого стало обобщение знаний детей о старинных предметах.
Слайд 13
Чтобы заинтересовать детей была внесена сумка с предметом, с помощью загадки нужно было отгадать, что в ней лежит.
Слайд 14
Основная часть мероприятия была отведена использованию мини-музея «Ложки» в группе, где бабушка Арина рассказывала о незнакомых ложках.
Слайд 15
Дети играли в игру «Разложи ложки»,
Слайд 16
использовали их как музыкальный инструмент, играя на них под русскую народную музыку «Ах вы сени, мои сени».
Слайд 17
Далее бабушка Арина пригласила детей в мастерскую для росписи ложек. Детям на выбор предложили черный и желтый фоны своей будущей ложки. Дети расписывали ложки штампиками (из ластиков)
Слайд 18
Результаты деятельности - расписанные ложки дети сами поместили в мини- музей «Ложки».
Слайд 19
Решая задачи образовательной области «Социально-коммуникативное развитие», в нашем саду есть хорошая традиция «дружба с соседней группой». Мы пригласили соседей к нам в гости на экскурсию в мини – музей «Ложки».
Слайд 20
Дети поделились своими знаниями и вместе создали альбом «Эти разные ложки».
Слайд 21
Результатом проектной деятельности стало то, что:
- у детей сформировались представления о предметах быта, о свойствах материалов из которых сделаны ложки;
-словарь пополнился новыми словами, прилагательными, наречиями, глаголами;
-дети могут формулировать элементарные выводы на основе сравнения по массе приемом «на руке»;
-могут выбрать себе партнера для игры, оборудование.
В заключении хочу сказать, что проектная деятельность по ознакомлению детей с историей предметов быта, помогла нам создать психолого – педагогические условия для социализации, развитие у детей любознательности, формирования общих представлений у детей об окружающем мире, совершенствованию и обогащению речи воспитанников, которая становится одним из необходимых условий познания.